Карта оценки и самооценки креативных свойств.
Карта оценки и самооценки художественно-творческих способностей разработана на основе модели творческой личности и предоставляет возможность самопознания, самооценки своих возможностей в сфере художественной деятельности и творчества в широком смысле этого слова – творчества в сфере своей жизни.
Карту заполняют, опираясь на метод независимых характеристик (“Я” + эксперт). Этот метод позволяет получить более объективные оценки креативных свойств. Обобщающая оценка может служить критерием для дальнейшего развития. Она является наиболее вероятной оценкой актуального (уже достигнутого) уровня развития соответствующего качества.
Креативность – понятие комплексное, оно охватывает некоторую совокупность личностных свойств, позволяющих человеку продуктивно и полноценно жить. Оценка производителя по 5-бальной шкале (5-ый – высший уровень) на основе результатов самотестирования с использованием комплекса методик и самооценки. Обработка результатов проводиться по каждому блоку (показателю) или по всей совокупности.
1.Качества мировоззрения
1.1 Биполярность картины мира
1.2 Экстенсиональность (открытость новому опыту, проницаемость границ понятий, убеждений, идей, гипотез, установок)
1.3 Позиция творца (креативное отношение к миру и к себе)
2. Мотивация
2.1 Потребность в творческой деятельности
2.2 Поглощенность делом, как призванием
2.3 Стремление к результатам, творческим достижениям
2.4 Инициативность, стремление к “выходу за пределы заданного”
3. Сенсорно-перцептивные свойства
3.1 Синестезия (соощущения)
3.2 Дифференцированность информационных каналов
3.3 Концентрация внимания
3.4 Сензитивность (восприимчивость) к информационным сигналам, к духовным характеристикам явлений, к субсенсорной информации
3.5 Нонконстантность (свобода от фиксированной установки)
3.6 Творчество на уровне восприятия (внесение возможных трансформаций в процессе восприятия)
3.7 Способность видеть уникальные, непроявленные, потенциальные свойства явлений мира
3.8 Выбор неопределенных, сложных, неструктурированных объектов
4. Эмоционально- креативные свойства
4.1Импрессивная эмоциональность (эмоциональная отзывчивость)
4.2 Экспрессивная эмоциональность (способность выражать эмоциональное содержание)
4.3 Лабильность (подвижность), инверсивность эмоциональной сферы
4.4 Экстрасенсорное восприятие эмоциональной
4.5 Чувство юмора
4.6 Эмпатия
4.7 Способность к трансцендентному переживанию
4.8 Разнообразие эмоционального опыта
5. Интеллектуально-логические способности
5.1 Мобильность операционной системы интеллекта
5.2 Внутренний план комбинаторных умственных действий
6. Интеллектуально-эвристические способности
6.1 Способность к ассоциированию
6.2 Метафоричность, парадоксальность мышления
6.3 Способность к преобразованиям (вариативность, гибкость, инверсивность мышления)
6.4 Оригинальность, нестандартность
6.5 Многоплановость, полифоничность мышления
6.6 Свобода кодирования информации
6.7 Способность к прогнозированию
6.8 Самостоятельность в постановке проблем, видение противоречий, гипотетичность.
7. Творческое воображение
7.1 Способность к продуцированию образов
7.2 Образная гибкость, интеграция элементов в единую систему-образ
7.3 Динамичность образов, развитие
7.4 Оперирование духовными содержаниями
7.5Способность к символизации, зрительно-образное представление идей
8.Бесознательные компоненты творчества
8.1 Интуиция, способность находить доступ к подсознательным содержаниям
8.2 Способность к сублимации энергии
8.3 Способность к актуализации архетипических образов
9. Индивидуально-личностные качества
9.1 Ярко выраженная индивидуальность, “стиль”
9.2 Нонконформизм, независимость
9.3Чувство внутренней свободы, защищенность от манипуляции и зомбирования
9.4 “Комплекс детскости”
9.5 Внутренний локус оценивания (ориентация на личностные ценности)
9.6 Адекватная самооценка (уверенность в своих силах, защита своего “Я”)
9.7 Работоспособность
9.8 Способность к рефлексии
10. Эстетические свойства
10.1 Чувство гармонии, простоты, красоты, чувство стиля, стремление и способность достигать гармонии, простоты, красоты в процессе и результате творческой деятельности
10.2 Эстетическая позиция в мире
10.3 Способность к импровизации
10.4Способность и стремление к исследованию-игре, экспериментированию с различными элементами
10.5 Способность к восприятию и созданию необыкновенных сочетаний
11. Коммуникативно-творческие способности
11.1 способность к сотрудничеству в творческой деятельности.
11.2 Способность к мотивированию творческой деятельности других.
11.3 Способность отстаивать свою точку зрения.
11.4 Способность аккумулировать опыт творческой деятельности других
Тест “Обобщение понятий”
Ниже мы предлагаем вашему вниманию широко распространенный в психологии тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения. Данный вариант рассчитан на младших школьников и подростков.
В процессе творчества человеку часто приходиться обобщать ряд фактов для выявления общей идеи. В связи с этим развитие мыслительной функции обобщения необходимо для развития творческих возможностей воображения и мышления. Для выполнения тестового задания предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относиться. Его нужно найти и исключить».
Материал для работы.
1.Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2.Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3.Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5.Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7.Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петров.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10.Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12.Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15.Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16.Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Шкала для оценки полученных ответов:
- Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие для: выделения “лишнего” слова; объединения в одну группу - 5 баллов.
- Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения “лишнего” слова; для обозначения слов, объединенных в одну группу – 4 балла.
- Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 2, 5 балла.
- Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 1 балл.
- Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов.
Словесный вариант методики рассчитан на подростков с 11 и старше. Для более маленьких детей используется рисуночный вариант методики. Оценка идет по аналогичной схеме.
Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.
Если ребенок объединяет слова (предметы) не по родовым, а по ситуативным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.
Ключ:
1. Пол 2. Сало 3. Шнурки 4. Гвоздь 5. Горячий 6. Дерево 7. Человек 8. Иванов 9. Килограмм 10. Книга 11. Светлый 12. Мечта 13. Постепенно 14. Волнение 15. Понимать 16. Спокойствие 17. Злой 18. Плаванье 19. Землетрясение 20. Чернила.
Картиночный вариант:
1. Лодка 2. Ножницы 3. Монета. 4. Солнце 5. Очки 6. Кровать 7. Книга 8. Кошка 9. Шуба 10. Пальто 11. Штопор 12. Нога 13. Бочка 14. Пчела.
Игровой тест «Три слова»
Ниже предлагается тест-игра для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тест диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие.
Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связной рассказ.
Слова для работы:
ДВОРЕЦ БАБУШКА КЛОУН
РАЗБОЙНИК ЗЕРКАЛО ЩЕНОК
ТОРТ ОЗЕРО КРОВАТЬ
Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него воображение. Для диагностических целей используется следующий прием обработки.
Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями.
Ключ:
5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.
4 балла – правильное, логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.
3 балла – банальная фраза.
2 балла – два слова имеют логическую связь, третье – нет.
1 балл – бессмысленное сочетание слов.
Пример выполнения данного теста: “Бабушка и клоун живут во дворце. Дворец красивый. Клоун смешит бабушку”. – 4 балла.
“Клоун и бабушка во дворце. Бабушка и клоун во дворце. Во дворце бабушка, клоун”. – 3 балла.
“Бабушку рассмешил клоун, а за рекой дверец”. – 2 балла.
Весь приведенный материал получен от детей 8-летнего возраста.