Диагностика творческого развития личности

Диагностика творческого развития личности

Методическое пособие

Новосибирск 2003

УДК 152. 27 (075.23) + 370. 12 (075.23)

ББК 74. 200. 502 р 30

Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.

Рецензенты:

Н.П.Аникеева, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии ИФ НГПУ; Н.Н.Малахова, канд. пед. наук, зам. директора по учебной работе по предметам художественно-эстетического цикла школы № 156 г. Новосибирска

Хромова И.В., Коган М.С., 2003

Кафедра воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО

Диагностика творческого развития личности - student2.ru

Содержание

Предисловие…………………………………………………………...
Часть 1. Теоретические источники комплексной диагностики творческого развития личности ……………………………………
Часть 2. Методы диагностики творческого развития личности .
   
Наблюдение …………………………………………………………..
Классификация творческих способностей по А.И.Луку …………………………
Модель творческого интеллекта по Дж. Гилфорду ………………………………
Характеристики творческого поведения по Д. Лефбриджу ……………………..
Уровни творческого поведения по Л.Кохену ……………………………………..
Критериальная характеристика творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н.Дроздиковой ………
Признаки высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К.Тэкэксу …………………………………………………………………………….
Высокая креативность (творчество) у детей дошкольного возраста по К.Тэкэксу …………………………………………………………………………….
Социальные проблемы творчески одаренных детей по Холлингуорт и Уитмору ……………………………………………………………………………..
   
Создание экспериментальных ситуаций …………………………
Творческие задания …………………………………………………………………
Определение уровня развития мыслительных процессов с помощью ключевых слов и фраз …………………………………………………………………………..
Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников) ………………………………………………………………...
   
Тесты ………………………………………………………………….
Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями? ……………………
Диагностика дивергентного мышления. (Модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой) …………………………………………………..
Опросник Г. Дэвиса ………………………………………………………………...
Изучение развития логических операций …………………………………………
Карта оценки и самооценки креативных свойств ………………………………...
Тест “Обобщение понятий” ………………………………………………………..
Игровой тест «Три слова» ………………………………………………………….
Как развита фантазия у вашего ребенка ………………………………………….



Предисловие

Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой. Это осознают и теоретики, обращающиеся вновь и вновь к изучению творчества, его развития и диагностики этого развития, и практики, нуждающиеся в диагностическом инструментарии.

При подготовке пособия авторы ориентировались именно на нужды практиков – педагогов, занимающихся развитием творческой личности в школах, учреждениях дополнительного образования детей, в художественных школах, клубах, детских оздоровительных центрах, а также на родителей, решающих те же задачи в условиях семейного воспитания.

Авторы уверены, что сегодня исследовательская культура педагогов находится уже на таком уровне, что каждый, прибегающий к использованию определенных методов изучения того или иного свойства, качества личности, понимает: прежде, чем выбирать определенный способ диагностики творческого развития, необходимо четко представлять себе, по крайней мере, следующее:

ü Что такое творческое развитие;

ü По каким параметрам оно измеряется;

ü С помощью какой шкалы измеряется каждый параметр;

ü Какую качественую характеристику данного феномена обозначают полученные значения.

Другими словами, эффективная диагностика невозможно без теоретических знаний и определения своей собственной позиции в понимании проблемы творческого развития личности.

С этой целью прежде, чем познакомить педагога с методами и конкретными методиками измерения уровня творческого развития личности, в пособии сообщаются необходимые исходные сведения о понимании креативности как свойства личности, различных, существующих сегодня подходах к ее изучению.

В пособии рассматриваются два основных метода изучения творческого развития личности- наблюдение и эксперимент, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. В отдельный раздел выделены тесты, хотя такая форма организации сбора и обработки данных применяется и для обобщения данных, полученных с помощью наблюдения, и как экспериментальная ситуация. Пусть читатель не сочтет последний раздел эклектичным, мы намеренно старались показать разнообразие методик, пригодных для изучения творческого развития ребенка.

Часть 1

Теоретические источники комплексной диагностики творческого развития личности

«Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого… не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями». В этом исчерпывающем определении творчества, данным Дж. Родари, содержатся все важнейшие компоненты творческой личности, признаваемые современной наукой.

Л.С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Творчество – очень сложное явление, поэтому с целью изучения ученые стремятся «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми» (Х. Литтон).

Исследователи творческого развития личности обращаются к достижениям различных психологических школ и направлений. Сегодня уже известны многие внутренние и внешние факторы, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности. В первую очередь сюда относятся индивидуально-типологические особенности личности, особенности интеллекта и других высших психических функций, а также уровень сформированности ряда умственных операций. Все интеллектуальные способности являются в какой-то мере творческими, но в первую очередь это способность к дивергентному мышлению. Что касается типологических особенностей мышления, то при прочих равных большим творческим потенциалом обладает правополушарный тип. Большинство авторов выделяет высокую продуктивность как критерий оценки креативность, в связи с этим есть смысл соотносить ее с сильным типом высшей нервной деятельности.

Таким образом становится понятно, что невозможно создать какую-то одну универсальную методику, с помощью которой можно было бы определить уровень творческого развития. Это многомерный феномен требует комплексного подхода

Мы не будем здесь останавливаться на описании разнообразных подходов в понимании природы и методах изучения творческого развития человека, так как эти подходы даны в главе, посвященной наблюдению. Здесь же остановимся на ряде понятий, без которых не обойтись при проведении диагностики.

Аффективный (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – относящийся к эмоциональной сфере.

Дивергентное мышление (от лат. divergens – расходящийся в разные стороны) – способность видеть одновременно несколько, порой противоречащих друг другу, решений или способов решения задачи.

Когнитивный ( от лат. сognitio – знание, познание) – относящийся к познанию.

Креативный (от англ. сreative - творческий) – творческий.

Критерий (от гр. kriterion) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-то, мерило.

Мотив – побуждающая сила и одновременно начальный импульс к действию.

Параметр – величина, характеризующая какое-то свойство устройства, процесса, вещества; то же, что показатель.

Признак – видимая особенность поведения и деятельности испытуемого, которая однозначно связана с определенным свойством личности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Творческие способности – личностные особенности, способствующие развитию умения творчески решать задачи. Творческие способности могут быть общими и специальными (проявляющимися в литературной, художественной и иной конкретной сфере).

Тесты креативности – стандартизированная методика выявления творческих способностей личности на основе выполнения действий преимущественно со словесным, графическим, числовым материалом. Тесты удобны для обработки и получения статистической информации.

Часть 2

Наблюдение

Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие.

Наблюдение отличается от простого созерцания тем, что это осознанная, целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога. Последнее может быть достигнуто путем создания стандартизированного бланка наблюдений.

Преимущество использования бланков заключается в том, что в наблюдении могут участвовать педагоги, не имеющие специального опыта диагностической работы. На бланке указаны качества или признаки поведения, представляющие собой параметры творческого развития личности. Если в диагностической работе участвует группа педагогов (а в таком случае получаются более достоверные результаты), технология работы с бланками для фиксации наблюдений представляет собой следующее. Этапу собственно диагностики предшествует семинар, который психологи либо педагоги - руководители проблемных групп проводят с педагогами. На нем рассматриваются методологические, теоретические и методические вопросы, с тем, чтобы педагоги осознанно участвовали в процессе диагностики. Устанавливается регламент фиксации данных наблюдения.

Например:

Время наблюдения: начало, середина и конец учебного года;

Количество фиксаций: три раза;

Число участников наблюдения: пять независимых характеристик.

Это значит, что пять педагогов после трех занятий, идущих одно за другим (в начале, середине и конце года) заполняют независимо друг от друга, на основе своих собственных наблюдений, бланки на каждого ребенка. Таким образом, по каждому интересующему нас параметру в течение одного среза мы имеем 15 показателей. Самая простая, количественная обработка данных заключается в том, что степень выраженности каждого качества переводится в баллы в числовом выражении и определяется средняя величина. Сопоставление этих величин в начале, середине и конце года дают представление о динамике развития качества. Более сложная, качественная, обработка данных проводится психологами с учетом особенностей личности и педагогической позиции педагогов, участвующих в диагностике, а также в сопоставлении данных наблюдения с данными, полученными иными методами.

Бланк наблюдений состоит из трех частей: параметры творческого развития; признаки, которые можно наблюдать и фиксировать; шкала оценки. Так как любая оценка является относительной, то есть данные конкретного испытуемого всегда соотносятся с фоновыми данными (данные других испытуемых, сходных по большинству параметров, кроме изучаемого, полученные тем же методом), то вы сами можете создать шкалу оценки.

Например:

Часто – иногда – никогда.

По Холлингуорт и Уитмору

Неприязнь к школе. Таким детям учебная программа скучна и неинтересна, учебный план не соответствует их способностям.

Сложные игровые интересы. Неинтересны игры, которые нравятся сверстникам средних способностей. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уйти в себя.

Несклонность к конформизму. Часто отвергают стандартные требования, особенно если они идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными.

Погружение в философские проблемы. Такие дети гораздо в большей степени задумываются над такими проблемами как смерть, религиозные и философские доктрины.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Чаще предпочитают играть с детьми более старшего возраста. Из-за этого им трудно становиться лидерами, так как они уступают в физическом развитии.

Стремление к совершенству (перфекционизм). Очень рано начинает проявляться внутренняя потребность совершенства, стремятся достигнуть высшего уровня.

Ощущение неудовлетворенности. Часто, стремясь к совершенству, не удовлетворены своими достижениями, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

Нереалистические цели вследствие высокого уровня притязаний.

Сверхчувствительность. Они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, а потому склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они нередко считаются и отвлекающимися, так как постоянно реагируют на разного рода раздражители и стимулы.

Потребность во внимании взрослых. Высокая любознательность монополизирует внимание взрослых. Это порождает трения с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Нетерпимость. Нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в творческом развитии.

Тесты

Опросник Г. Дэвиса

1. Я думаю, что я аккуратен(тна).

2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

4. Я люблю быть лучшим(ей) во всем.

5. Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.

6. Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.

8. В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.

9. Я иногда поступаю по–детски.

10. Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.

12. Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.

13. Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.

19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Значение утверждений:

1 – принятие беспорядка

2 – беспокойство о других

3 – стремление к риску

4 – желание выделиться

5 – альтруизм

6 – недовольство собой

7 – любопытство

8 – непопулярность

9 – регресс на детство

10 – отбрасывание давления

11 – любовь к одиночной работе

12 – самодостаточность

13 - независимость

14 – деловые ошибки

15 – отсутствие скуки

16 – чувство предназначенности

17 – чувство красоты

18 – потребность в активности

19 – спекулятивность

20 – стремление к риску

21 – потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.

Материал для работы.

1.Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2.Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3.Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5.Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7.Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петров.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10.Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12.Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15.Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16.Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Шкала для оценки полученных ответов:

- Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие для: выделения “лишнего” слова; объединения в одну группу - 5 баллов.

- Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения “лишнего” слова; для обозначения слов, объединенных в одну группу – 4 балла.

- Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 2, 5 балла.

- Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 1 балл.

- Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов.

Словесный вариант методики рассчитан на подростков с 11 и старше. Для более маленьких детей используется рисуночный вариант методики. Оценка идет по аналогичной схеме.

Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.

Если ребенок объединяет слова (предметы) не по родовым, а по ситуативным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.

Ключ:

1. Пол 2. Сало 3. Шнурки 4. Гвоздь 5. Горячий 6. Дерево 7. Человек 8. Иванов 9. Килограмм 10. Книга 11. Светлый 12. Мечта 13. Постепенно 14. Волнение 15. Понимать 16. Спокойствие 17. Злой 18. Плаванье 19. Землетрясение 20. Чернила.

Картиночный вариант:

1. Лодка 2. Ножницы 3. Монета. 4. Солнце 5. Очки 6. Кровать 7. Книга 8. Кошка 9. Шуба 10. Пальто 11. Штопор 12. Нога 13. Бочка 14. Пчела.

Игровой тест «Три слова»

Ниже предлагается тест-игра для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тест диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие.

Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связной рассказ.

Слова для работы:

ДВОРЕЦ БАБУШКА КЛОУН

РАЗБОЙНИК ЗЕРКАЛО ЩЕНОК

ТОРТ ОЗЕРО КРОВАТЬ

Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него воображение. Для диагностических целей используется следующий прием обработки.

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями.

Ключ:

5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.

4 балла – правильное, логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.

3 балла – банальная фраза.

2 балла – два слова имеют логическую связь, третье – нет.

1 балл – бессмысленное сочетание слов.

Пример выполнения данного теста: “Бабушка и клоун живут во дворце. Дворец красивый. Клоун смешит бабушку”. – 4 балла.

“Клоун и бабушка во дворце. Бабушка и клоун во дворце. Во дворце бабушка, клоун”. – 3 балла.

“Бабушку рассмешил клоун, а за рекой дверец”. – 2 балла.

Весь приведенный материал получен от детей 8-летнего возраста.

Литература

1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.

2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 1999.

3. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль, 2002.

4. Одаренные дети. – М., 1991.

5. Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 1999.

6. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.

7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.

8. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.

Диагностика творческого развития личности

Методическое пособие

Новосибирск 2003

УДК 152. 27 (075.23) + 370. 12 (075.23)

ББК 74. 200. 502 р 30

Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.

Рецензенты:

Н.П.Аникеева, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии ИФ НГПУ; Н.Н.Малахова, канд. пед. наук, зам. директора по учебной работе по предметам художественно-эстетического цикла школы № 156 г. Новосибирска

Хромова И.В., Коган М.С., 2003

Кафедра воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО

Диагностика творческого развития личности - student2.ru

Содержание

Предисловие…………………………………………………………...
Часть 1. Теоретические источники комплексной диагностики творческого развития личности ……………………………………
Часть 2. Методы диагностики творческого развития личности .
   
Наблюдение …………………………………………………………..
Классификация творческих способностей по А.И.Луку …………………………
Модель творческого интеллекта по Дж. Гилфорду ………………………………
Характеристики творческого поведения по Д. Лефбриджу ……………………..
Уровни творческого поведения по Л.Кохену ……………………………………..
Критериальная характеристика творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н.Дроздиковой ………
Признаки высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К.Тэкэксу …………………………………………………………………………….
Высокая креативность (творчество) у детей дошкольного возраста по К.Тэкэксу …………………………………………………………………………….
Социальные проблемы творчески одаренных детей по Холлингуорт и Уитмору ……………………………………………………………………………..
   
Создание экспериментальных ситуаций …………………………
Творческие задания …………………………………………………………………
Определение уровня развития мыслительных процессов с помощью ключевых слов и фраз …………………………………………………………………………..
Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников) ………………………………………………………………...
   
Тесты ………………………………………………………………….
Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями? ……………………
Диагностика дивергентного мышления. (Модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой) …………………………………………………..
Опросник Г. Дэвиса ………………………………………………………………...
Изучение развития логических операций …………………………………………
Карта оценки и самооценки креативных свойств ………………………………...
Тест “Обобщение понятий” ………………………………………………………..
Игровой тест «Три слова» ………………………………………………………….
Как развита фантазия у вашего ребенка ………………………………………….

Предисловие

Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой. Это осознают и теоретики, обращающиеся вновь и вновь к изучению творчества, его развития и диагностики этого развития, и практики, нуждающиеся в диагностическом инструментарии.

При подготовке пособия авторы ориентировались именно на нужды практиков – педагогов, занимающихся развитием творческой личности в школах, учреждениях дополнительного образования детей, в художественных школах, клубах, детских оздоровительных центрах, а также на родителей, решающих те же задачи в условиях семейного воспитания.

Авторы уверены, что сегодня исследовательская культура педагогов находится уже на таком уровне, что каждый, прибегающий к использованию определенных методов изучения того или иного свойства, качества личности, понимает: прежде, чем выбирать определенный способ диагностики творческого развития, необходимо четко представлять себе, по крайней мере, следующее:

ü Что такое творческое развитие;

ü По каким параметрам оно измеряется;

ü С помощью какой шкалы измеряется каждый параметр;

ü Какую качественую характеристику данного феномена обозначают полученные значения.

Другими словами, эффективная диагностика невозможно без теоретических знаний и определения своей собственной позиции в понимании проблемы творческого развития личности.

С этой целью прежде, чем познакомить педагога с методами и конкретными методиками измерения уровня творческого развития личности, в пособии сообщаются необходимые исходные сведения о понимании креативности как свойства личности, различных, существующих сегодня подходах к ее изучению.

В пособии рассматриваются два основных метода изучения творческого развития личности- наблюдение и эксперимент, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. В отдельный раздел выделены тесты, хотя такая форма организации сбора и обработки данных применяется и для обобщения данных, полученных с помощью наблюдения, и как экспериментальная ситуация. Пусть читатель не сочтет последний раздел эклектичным, мы намеренно старались показать разнообразие методик, пригодных для изучения творческого развития ребенка.

Часть 1

Теоретические источники комплексной диагностики творческого развития личности

«Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого… не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями». В этом исчерпывающем определении творчества, данным Дж. Родари, содержатся все важнейшие компоненты творческой личности, признаваемые современной наукой.

Л.С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Творчество – очень сложное явление, поэтому с целью изучения ученые стремятся «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми» (Х. Литтон).

Исследователи творческого развития личности обращаются к достижениям различных психологических школ и направлений. Сегодня уже известны многие внутренние и внешние факторы, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности. В первую очередь сюда относятся индивидуально-типологические особенности личности, особенности интеллекта и других высших психических функций, а также уровень сформированности ряда умственных операций. Все интеллектуальные способности являются в какой-то мере творческими, но в первую очередь это способность к дивергентному мышлению. Что касается типологических особенностей мышления, то при прочих равных большим творческим потенциалом обладает правополушарный тип. Большинство авторов выделяет высокую продуктивность как критерий оценки креативность, в связи с этим есть смысл соотносить ее с сильным типом высшей нервной деятельности.

Таким образом становится понятно, что невозможно создать какую-то одну универсальную методику, с помощью которой можно было бы определить уровень творческого развития. Это многомерный феномен требует комплексного подхода

Мы не будем здесь останавливаться на описании разнообразных подходов в понимании природы и методах изучения творческого развития человека, так как эти подходы даны в главе, посвященной наблюдению. Здесь же остановимся на ряде понятий, без которых не обойтись при проведении диагностики.

Аффективный (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – относящийся к эмоциональной сфере.

Дивергентное мышление (от лат. divergens – расходящийся в разные стороны) – способность видеть одновременно несколько, порой противоречащих друг другу, решений или способов решения задачи.

Когнитивный ( от лат. сognitio – знание, познание) – относящийся к познанию.

Креативный (от англ. сreative - творческий) – творческий.

Критерий (от гр. kriterion) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-то, мерило.

Мотив – побуждающая сила и одновременно начальный импульс к действию.

Параметр – величина, характеризующая какое-то свойство устройства, процесса, вещества; то же, что показатель.

Признак – видимая особенность поведения и деятельности испытуемого, которая однозначно связана с определенным свойством личности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Творческие способности – личностные особенности, способствующие развитию умения творчески решать задачи. Творческие способности могут быть общими и специальными (проявляющимися в литературной, художественной и иной конкретной сфере).

Тесты креативности – стандартизированная методика выявления творческих способностей личности на основе выполнения действий преимущественно со словесным, графическим, числовым материалом. Тесты удобны для обработки и получения статистической информации.

Часть 2

Наши рекомендации