РАЗДЕЛ 2. Искусство соломенной игрушки.

Тема 2.1. Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование.

Цель и задачи: Познакомитьснародной соломенной игрушкойРоссии,развитиекругозора учащихся. Особенности традиционнойсоломенной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.

Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме.

Тема 2.2. Соломенные птицы.

Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной игрушкой (птицы), Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы различных птиц.

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.

Тема 2.3. Соломенные животные.

Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной игрушкой (животные), Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы различных животных.

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.

РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.

Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды.

Цель и задачи: Познакомитьссовременной игрушкойТильда,развитиекругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению текстильной игрушки.

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.

Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме.

Тема 3.2. Кукла Тильда – Ангел.

Цель и задачи: Познакомить с текстильной игрушкой. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить поэтапному выполнения текстильной игрушки «Ангел».

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани, ножницы, карандаш, ветошь, шаблоны деталей, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.

Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.

РАЗДЕЛ 4. Итоговая работа.

Тема 4.1. Выбор и подготовка материалак итоговой работе. Изучение материала.

Цель и задачи: Разработка проекта итоговой работы.Умение подбиратьи применятьужеизученныевиды народной игрушки для изготовления итоговой работы. Создать эскиз итоговой работыи подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа.

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, карандаш, ластик.

Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме.

Тема 4.2. Выполнениеэскиза. Изготовление итоговой работы.

Цель и задачи: Создать эскиз итоговой работыи подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа. Изготовление итоговой работы в выбранной технике.

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ.

Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме, закрепление и продолжение работы по заданной теме.

Тема 4.3. Изготовление и оформление итоговой работы.

Цель и задачи: Изготовление итоговой работы в выбранной технике. Оформление итоговой работы (сборка композиции).

Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ.

Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме, закрепление и продолжение работы по заданной теме.

Шестой год обучения

ТКАНЬЕ И ПЛЕТЕНИЕ УЗОРНЫХ ПОЯСОВ

РАЗДЕЛ 1. Из истории развития ткачества

Тема 1.1. Народное декоративное искусство. Его основные принципы. Искусство художественного ткачества. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево, узорное ткачество и т.д.).

Поэтическая основа русского искусства и связь его с природой. Современное общество и место декоративно-прикладного искусства в нем.

Оборудование: диапозитивы, альбомы, фотографии, характеризующие народное

искусство.

Самостоятельная работа: изучение литературы по теме

Тема 1.2. Экскурсия в музей. Знакомство с образцами регионального ткачества. Знакомство с местными традициями художественного ткачества. Тканые пояса и их характерные особенности.

Оборудование: тетрадь для записей, ручка, цветные карандаши.

Самостоятельная работа: изучение литературы по теме.

Раздел 2. Витье и плетение поясов

Тема 2.1. Основные сведения о поясе, как предмете определенных обычаев. Знакомство с поясом, как древнейшим элементом в одежде, его назначением и местом в жизни человека.

Оборудование: диапозитивы, альбомы, пояса. Различные виды тканых и плетеных поясов.

Самостоятельная работа: изучение литературы по теме

Тема 2.2. Изготовление витого пояса одного, двух и трех цветов. Знакомство с

приемами выполнения витого пояса на основе двух, трех и четырех нитей, простейшие цветовые гармонии.

Практическая работа: выполнить шнур, опояску или пояс. Оформить конец простой кистью.

Оборудование: шерстяные нити разного цвета, крючок.

Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса способом кручения пояса.

Тема 2.3. Плетение пояса на пальцах (дерганье). Знакомство с простейшими способами изготовления пояса (тесьмы и закладок) без применения инструментов.

Практическая работа: сплести закладку, тесьму или пояс.

Оборудование: цветные нити (шерсть, мулине).

Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на пальцах

Раздел 3. Основные приемы ткачества. Ткачество на дощечках

Тема 3.1. Основные сведения об изготовлении пояса на дощечках. Заправка

дощечек основой. Знакомство с техникой ткачества поясов на дощечках.

Заправка дощечек основой.

Практическая работа: заправить основу (4-8 дощечек) для выполнения закладки.

Оборудование: шерстяные и хлопчатобумажные нити (ирис, мулине). Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на дощечках

Тема 3.2. Выполнение образцов плетения на дощечках (закладка). Знакомство с закономерностями образования орнаментов в технике ткачества на дощечках.

Практическая работа: выполнить закладку.

Оборудование: дощечки, шерстяные или хлопчатобумажные нити (ирис, мулине).

Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на дощечках.

Раздел 4. Творческая работа «Традиция»

Тема 4.1. Разработка проекта пояса. Знакомство с правилами выполнения эскизов и технического рисунка для изготовления пояса на дощечках.

Практическая работа: выполнить эскиз пояса в цвете. Создать технический рисунок для своего пояса на дощечках.

Оборудование: фломастеры, бумага в мелкую клетку.

Самостоятельная работа: разработка эскизов пояса.

Тема 4.2. Заправка дощечек нитями основы в соответствии с техническим рисунком. Закрепление знаний по заправке дощечек основой. Работа с эскизом и умение рассчитывать необходимое количество нитей. Порядок заправки нитей основы в дощечки.

Практическая работа: заправить дощечки основой. Собрать основу в косу.

Оборудование: эскизы, сновальные рамы, цветные нити (шерсть, ирис, шелк),

дощечки.

Самостоятельная работа: завершение работы.

Тема 4.3. Выполнение проекта в материал Закрепление полученных навыков ткачества пояса на дощечках.

Практическая работа: выполнить пояс на дощечках.

Оборудование: дощечки, заправленные основой из цветных нитей. Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на дощечках.

Тема 4.4. Оформление концов пояса кистью. Понятие завершенности выполненной работы. Украшение края возможными вариантами выполнения кисти. Практическая работа: выполнить кисть на концах пояса.

Оборудование: нитки шерстяные, хлопчатобумажные, готовые пояса, крючок или трикотажная игла.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

Раздел 5. Основные приемы ткачества «Ткачество на бердышке»

Тема 5.1. Инструменты и материалы, используемые в работе. Подготовка к

снованию основы для узорного пояса.

Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми при ткачестве пояса на бердышке. Отработка навыков снования основы на маленькую раму.

Практическая работа: насновать небольшую короткую основу из семи узорных нитей.

Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы. Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

Тема 5.2. Ткачество на бердышке без рисунка.

Отработка навыков ткачества на бердышке. Отработка приема прокладки уточной нити. Отработка приема образования зева на бердышке.

Практическая работа: выполнить небольшую закладку, тесьму.

Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы. Самостоятельная работа: закрепление навыков ткачества на бердышке.

Тема 5.3. Закономерности образования орнаментов на поясах, тканных на

бердышке. Закономерности образования узоров в ткачестве поясов на бердышке.

Практическая работа: выполнить на бумаге в клетку копию орнамента, характерного для тканья на бердышке.

Оборудование: образцы поясов, технические рисунки, бумага в клетку, фломастеры.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

Тема 5.4. Выполнение образцов узорного ткачества (геометрический орнамент).

Закономерности образования простейшего узора на основе ромба.

Практическая работа: выбрать несколько рапортов простого узора.

Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы,

технический рисунок.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

Тема 5.5. Выполнение образцов узорного ткачества (ткачество букв).

Знакомство с техникой узорного ткачества (ткачество букв). Чтение технического рисунка. Отработка техники выбора узорных нитей челноком.

Практическая работа: выполнить закладку, браслет со своим именем.

Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы,

технический рисунок букв.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

Раздел 6. Творческая работа «Традиция»

Тема 6.1. Разработка проекта ткачества узорного пояса на бердышке.

Правила выполнения эскиза и технического рисунка пояса.

Практическая работа: выполнить эскиз и технический рисунок орнамента для

узорного пояса. Знакомство с правилами узорообразования для ткачества на бердышке.

Оборудование: бумага в клетку, фломастеры

Самостоятельная работа: выполнение эскиза узорного пояса.

Тема 6.2. Выполнение проекта в материале. Закрепление полученных навыков выполнения узорного пояса.

Практическая работа: выполнить проект в материале.

Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы. Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков ткачества на бердышке.

Тема 6.3. Оформление концов пояса кистью. Изучение возможных вариантов оформления пояса кистью.

Практическая работа: оформить концы пояса кистями.

Оборудование: нити х/б, шерсть, игла, крючок.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков

III.ТРЕБОВАНИЯКУРОВНЮПОДГОТОВКИОБУЧАЮЩИХСЯ

Требованияк уровнюподготовки на различныхэтапахобучения

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа«Работа в материале»:

-знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;

-знаниефизических ихимических свойствматериалов,применяемыхпривыполнении изделийдекоративно-прикладного творчества;

-уменияраскрыватьобразноеиживописно-пластическоерешениевхудожественно- творческихработах;

- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчестваи народныхпромыслов;

-навыкисамостоятельного применения различныххудожественныхматериалов итехник;

-навыки копирования лучших художественныхобразцов;

-навыкиработы вразличныхтехниках иматериалах.

Учащийсясможетрешать следующие жизненно-практическиезадачи:

-развитиекоммуникативныхнавыков;

-развитиехудожественного вкуса;

-улучшитьмоторику, пластичность, гибкостьрукиточностьглазомера;

- фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипноеилисвободное мышление;

- развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированнойспособности находитьисоздавать замыслы своихрисунков).

Учащийся способенпроявлять следующие отношения:

-формированиеуважения ктруду;

-воспитаниеинтересак искусству, пониманияпрекрасного;

-показываетналичиеэмоциональнойотзывчивостинажизненныеявления,отношениек народным промыслам.

Наши рекомендации