Керамика 20 века и традиции к новаторству.

Керамика занимает важное место в системе мирового декоративного искусства последней трети ХХ – начала XXI века. Этот период стал триумфом творческой личности и мастерства художников, он отмечен новаторством пластического и тектонического формообразования в керамике и экспериментами технического исполнения.

Начиная с середины истекшего столетия, декоративная керамика получила широчайшее распространение во всех странах, постепенно определились основные тенденции и направления ее развития. Наметилось сложение национальных школ, утвердились основные центры творческой деятельности художников, выделились лидирующие фигуры и яркие индивидуальности художников-керамистов.

Мастера керамики постоянно открывают богатейшие возможности эстетической выразительности этого материала, основанные на синтезе формы, цвета и пространства, осваивают новые темы и аспекты реальности, расширяют символическое значение декоративной формы.

Особые свойства обожженной глины позволяют создавать значительные крупномасштабные работы, вступающие в контекст с архитектурой и дизайном, участвовать в оформлении ландшафтной среды. Керамика является полем экспериментального творчества, в ней отражаются разные направления современного искусства, такие как поп-арт, гиперреализм, концептуализм, видео-арт, создание инсталляций и арт-объектов.

На международной арене отечественная керамика постепенно приобретает собственное творческое лицо и выделяется самобытностью, глубиной художественного содержания, профессионализмом в решении формальных задач и высоким гуманистическим настроем.

В последней трети ХХ – начале XXI вв. окончательно утвердился особый специфический вид искусства – декоративная керамика со своими пластическими и цветовыми приемами, с богатым арсеналом средств для проявления творческого потенциала художника.

Основные европейские школы керамики сформировались на протяжении ХХ века. Послевоенный период развития керамики (50–60-е гг.) был ознаменован новым отношением к материалу: стремлением великих художников (П.Пикассо, Ф.Леже,А.Матисс) выявить его архаическую рукотворность, пластические и монументальные качества. Становлению нового подхода к материалу способствовала активная деятельность Международной академии керамики (Женева), организовавшей выставки мировой керамики в гг. Остенде (50-е гг.) и Праге (1962).

Этот период отмечен активным влиянием на керамику различных течений мирового искусства (поп-арт, гиперреализм, концептуаплизм, инсталляции и т.д.), которые неизбежно «размывали» границы отдельных керамических школ. Поэтому керамику 70–80-х годов следует рассматривать не в узких рамках школ, а как основные направления развития европейской керамики, в которых ведущую роль играет масштаб творческой личности и талант художника.

Впервые попытка классификации зарубежных школ керамики была предпринята эстонским художником и арт-критиком Х.Кумой, которая считала, что «основные европейские школы современной керамики сформировались в начале ХХ века. Одна из них, так называемая романская, возникла во Франции. Тогда же зародилась и другая школа керамики – англо-саксонская, возникшая в Англии, охватившая всю Скандинавию и отчасти Германию. Эта школа видит в керамике совершенно самостоятельное искусство, где художник выражает себя не через повествовательный и живописный мотив, а через форму и цвет, присущие только керамике».

В 70–80-е годы новые средства художественной выразительности ищут Ф.Штахат и В.Мехвальд (ФРГ), успешно экспериментирующие в области объемной керамики и настенного рельефа. Для работ Ф.Куртс (ФРГ) характерно стремление к синтезу функционального предмета и изобразительного декора в виде насекомых, птиц и зверей. На формирование творческого почерка мастера оказали сильное влияние элементы поп-арта, экспрессионизма и концептуализма. Особое место в европейской керамике занимают монументальные работы выдающейся художницы У.Вьотти (Швеция), которые обладают ярким индивидуальным характером, мастерством и органичностью пластического мышления. Важную роль в становлении нового языка керамики также играли работы А. де Винка, М.Орландини (Бельгия), М.Киперса (Голландия), С.Нодлера и П.Вейс (Швейцария).

Огромный вклад в развитие мировой керамики внес международный центр керамики в Фаенца (Италия), а также творчество выдающихся итальянских художников К.Дзаули и И.Сасси. Их произведения способствовали появлению новых, экспериментальных форм керамики, которые находятся в органическом единстве с материалом, обладают тонкими модуляциями формы, выражают экспрессию, гармонию и высочайшее мастерство. Рубеж 70–80-х гг. был отмечен активным влиянием гиперреализма на творчество итальянскихкерамистов. Самым ярким представителем этого направления в искусстве был Г.Мариани, работы которого отличает прекрасное владение пластическими возможностями глины, умение точно воспроизвести в материале простейшие предметы бытия: фактуру и цвет ткани, конструкцию строительной тачки или оперение птицы. Творчество мастера оказало огромное влияние на развитие мировой керамики и было отмечено высшей наградой «Премия Фаенца» на международном конкурсе в Италии (Фаенца, 1980).

Жанр инсталляции в итальянской керамике наиболее ярко был представлен в работах А.Леони «Инсталляция» (1978), С.Казони и Д.Бартоцци «Посвящение Ф.Феллини» (80-е гг.). Произведения этих мастеров с успехом представляли искусство страны на крупнейших международных выставках этого времени.

Важную роль в развитии мировой керамики играл центр художественной керамики в Валлорисе (Франция) и творчество П.Пикассо, Х.Миро и Ф.Леже, оказавших огромное влияние на язык керамики последующего периода. Интерес к японской керамике также влиял на эстетическое восприятие керамистов Франции, которым была близка выразительная декоративность художественного языка мастеров Востока, философия их творчества. Новое эстетическое восприятие декоративной керамики повлияло на формирование характера свободной импровизации в материале. Этим можно объяснить популярность древней восточной техники раку[1] , которая изменила иерархию ценностей в керамике, переведя внимание с результата на процесс создания.

Важный вклад в развитие керамики Франции 80–90-х годов внесли Биеннале керамики в Валлорисе и Шатору, а также работы К.Койссекса, Ж.Жиреля, Ж.Жакино, К.Шампи – ярких представителей живописного направления в керамике. Интересным явлением во французской керамике стало творчество В.Иванова, Ж.Лера, Э.Жулиа, создававших декоративную скульптуру, вазы и арт-объекты в местечке Борн (Центральная Франция).

Собственную творческую нишу в европейской керамике занимают концептуальные работы К.Бадеа (Румыния), мастерски использующего пластические и конструктивные свойства глины в напряженной скульптурной форме. Немалый вклад в становление европейской керамики также внесли известные художники Э.Сала (Испания), П.Байи, В.Паскаль, Ж.Ковиль (Франция), Х.Сальваро (Югославия), С.Лоренсини (Италия).

Тенденции формообразования в каждом жанре керамики начала XXI века. Это – пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, анималистика, ландшафтная керамика, религиозные мотивы, инсталляции и арт-объекты.

Анализ мировой керамики начала XXI века выявил совершенно новые видео-технологии, оказывающие существенное влияние на создание арт-объектов, видео-арта и инсталляций, расширивших привычные сферы применения керамики. При этом особо подчеркнуто, что использование новых технологий неизбежно приводит к унификации языка керамики, потере художниками разных стран яркой творческой индивидуальности и национальной самобытности.

Наши рекомендации