Немецкая керамика и фаянс XIII-XVIIIвв.
Начало изготовления изделий из каменной массы объясняется составом местного сырья. Северо-западные территории немецких земель подарили ремесленникам значительные запасы уникальной кремнистой глины. Особенности получаемой из такой глины массы привели к необходимости использования технологии высокотемпературного обжига.
Работа с имеющимся материалом и многочисленные эксперименты способствуют появлению не схожего с любыми другими ремесленнического продукта. Изначально кремнистая глина и высокотемпературный обжиг используются для изготовления посуды. Но немного позднее свойства получаемой низкопористой керамики закономерно становятся основанием для превращения её в красивую и прочную отделочную плитку.
Первые фабрики каменной керамики располагались близ Ракрена, где производили керамику с коричневой глазурью и серые изделия с синим декором, приземистых и тяжеловатых форм, а также в Зигбурге, близ Кобленца. Производство здесь прекратилось в 1662, когда Зигбург был разграблен шведской армией, а фабрики разрушены. Однако строгие художественные стандарты зигбургских гильдий и их красивая кремово-белая посуда оказали значительное влияние на развитие керамического искусства в Германии. Еще раньше, в 15 в., во Фрехене близ Кёльна производилась каменная керамика. Именно отсюда происходили очень популярные в Рейнской области, а также в Англии, Скандинавии и Голландии, коричневые пузатые кувшины с бородатыми масками на горле, которые назывались «Bartmanner» («бородачи»). В Крёйсене (Бавария) с эпохи Средневековья изготавливалась тяжелая серовато-голубая каменная керамика. В 17 в. баварские гончары делали темно-красные пивные кружки, покрытые коричневой глазурью и росписями разноцветными эмалями с изображениями апостолов, курфюрстов и др. В Нассау из марганцево-пурпурной каменной массы делались большие сосуды причудливых форм, а также письменные приборы, чайники и кофейники; изобразительные сюжеты и рельефный декор были вытеснены розетками, геометрическими и лиственными узорами.
В 18 в. различные фабрики стали имитировать дальневосточную керамику. Они пытались воспроизводить красные китайские буккеро. Бётгеровские красные китайские буккеро в Мейсене были сделаны из такого твердого фарфора, что их можно было полировать на гранильном круге и украшать гравированными узорами; глазурованные коричневые изделия Байрёйта, хотя и менее твердые, тоже были очень красивы и часто оправлялись в серебро или позолоченное серебро.
Производство изразцов для печей, использовавшихся повсюду в Германии, Австрии и Швейцарии, способствовало распространению немецкого опыта гончарного дела, и прежде всего печей Хафнера из Нюрнберга с изразцами, покрытыми свинцовой глазурью. Обычно эти печи представляли собой двухъярусное сооружение на трех львиных ножках и имели надстройку над каминной решеткой с искусно сделанными кариатидами, фризами, нишами, медальонами и даже статуэтками, которые демонстрировали искусство гончара. Облицовочные плитки, поначалу маленькие и плотно подогнанные друг к другу, становились все крупнее, пока наконец вся поверхность, включая карнизы и пилястры, не превратилась в один огромный изразец. Самыми известными мастерами фирмы «Хафнеркерамик» были Пауль Прюнинг и Освальд Рейнхард.
Керамику германии можно разделить на 2 вида «гафнеркерамику» и глино-каменнуюкерамику.
Гафнеркерамика. Под этим понимаются гончарные изделия с цветной свинцовой глазурью, в большинстве печные изразцы. Как таковые они изготовлялись в заальпийских странах еще с XIII века. Начиная с XIV века они украшались рельефами, в XV же веке их стали покрывать зеленой, а начиная с 1500 года, кроме того, желтой, коричневой и порой белой глазурью. В XVI веке такие глазурованные изразцы производились уже на широкой территории. В Германии главным центром служил Нюрнберг. Немецкие изразцы покрыты рельефами и нерасписными цветными глазурями. Сюжеты украшений — библейские, мифологические, аллегорические и исторические
аменная посуда. Производство ее началось в первой половине XVI века в Рейнской области. Для обжига требовались высокие температуры, и потому нуждались в немалом количестве дров, которым не располагали в средиземноморском районе. Выполнялась каменная посуда из первоклассного сырья, оказываясь после обжига такой непористой, что не надо было никакой глазури. Все же глазури применялись, однако с особыми свойствами, необходимыми ввиду сильного калильного жара. Самыми употребительными были солевые глазури, образование которых происходило при засыпке в печь соли во время обжига. Сода, содержащаяся в соли, вступала при этом в соединение с окисью алюминия и силикатами, образуя тонкий н твердый наслои на наружной поверхности сосуда. Декорирован этот товар налепленными до обжига и прессованными в модель орнаментами. Впоследствии прибегали также к гравировке черепка или к вдавливанию узора при помощи деревянных штампов. Формы сосудов создавались по оригинальным проектам, характеризуя собой отдельные центры. Где изготовлена первая каменная посуда — в Кельне, Фрехеве или Зигбурге, — сегодня еще не ясно. Во всех трех городах существовали одинаковые предпосылки для этого, причем традиция их керамического производства уходит в средневековье.
Кёльн — Фрехен. Различить изделия этих двух городов довольно трудно, ибо в тамошних мастерских работали с одним и тем же материалом и в одном в том же стиле. Черепок — серый, глазурь — светло-коричневая или желтоватая. Здесь складывается вся шкала форм немецкой каменной посуды. Специального упоминания заслуживают так называемые «штурцбехеры» (кубки с крышкой), «кружки-воронки» — с воронкообразным устьем, шарообразные кувшины с низко посаженным горлом, «кувшины с бородатым человеком» (грушевидные кувшины с бородатой маской), кружки с носиком и, наконец, «пинты» и «шнеллы». «Кувшины с бородатым человеком» из Фрехена, как правило, снабжены опояской с надписью, иногда н с датой. Самой значительной была кельнская мастерская Эйгельштейна, которую позднее перевели во Фрехен.
Зигбург. Отличало зигбургскуюкерамику прежде всего выдающееся качество глины, которая, обжигаясь, оставалась белой или самое большее становилась слегка зеленоватой. Потому здесь только в исключительных случаях применяли коричневую или красноватую глазурь, довольствуясь, как правило, тонкослойной солевой глазурью. В XVI веке обнаруживаются некоторые наиболее типичные для Зигбурга формы, как «шнелла» или кружки с носиками. До середины XVI века вещи украшались рельефами. Фигурные темы демонстрировались на поясах, медальонах или гербах, иногда с приобщением инициалов гончара или даты.
Ререн. В противоположность звгбургской, каменная посуда из Ререна в первое время всегда глазуровалась коричневым цветом.
Вестервальде. Типичными были изделия из серой каменной массы с синей глазурью (так наз. «блауверк»), которую только в XVII веке стали иногда заменять особой марганцевой глазурью. Формы кружек и кувшинов мало чем отличались от реренских я зигбургских, но рельефным декором пользовались умеренно, а больше работали над вдавленным или процарапанным орнаментом.
Крейсен. Керамика в продолжение ренессанса изготовлялась в Германии не только в Рейнской области. В Баварии славился город Крейсен, где сначала производили гафнеркерамику. Каменная масса, обжигаясь, принимала здесь красноватый тон, и крыли ее коричневой глазурью. Изготовлялись в Крейсене, прежде всего, низкие широкие кувшины, в начиная с 1640 года к ним добавились фляги многоугольной формы. Можно различить две группы этих изделий, хотя во времена и пересекающиеся. В пределах первой группы преобладает наслоенный жидкой глиной декор по образцу рейнской каменной посуды, и всю наружную поверхность делали коричневой, тогда как внутри второй группы рельефную отделку расписывали эмалевыми красками (синей, красной) желтой, белой, зеленой, иногда золотой). Самый ранний коричневый сосуд носит дату «1614», а расписной самый ранний относится к 1618 году, так что в главном развитие крейсенской керамики приходится уже на XVII век. Декоры, составленные в пояса, имеют сюжетами библейские, геральдические и тому подобные темы, причем часто приводится дата изготовления.