Экспорт китайского и японского фарфора в Европу (XVI-XVIIIвв.) Первые европейские коллекции китайского и японского фарфора.
Наибольшей известностью пользуются изделия, выполненные в Цзиндэчжэне - городе, расположенном в восточной части Китая, в провинции Цзянси, считающемся всемирной столицей фарфора. Сияющий, белоснежный, покрытый разноцветной росписью цзиндэчжэньский фарфор считался одним из прекрасных и бесценных произведений искусства, а в Европе в XVI - XVII веках его называли «белым золотом». Старинный фарфор из Цзиндэчжэня отличался тем, что был «белоснежным как яшма, чист как зеркало, тонок, как бумага и издавал высокий, чистый звук». Формы посуды и роспись отличались невероятным разнообразием. В Цзиндэчжэне было изобретено много видов фарфора – кобальтовый, полихромный, прорезной, покрытый красной или голубой глазурью, который затем обжигался при очень высоких температурах. Столетиями цзиндэчжэньский фарфор вывозили в разные страны по Великому Шелковому и по Морскому Керамическому путям. Он превратился в важный объект торговли и культурного обмена.
Исторически Россия являлась одним из важнейших торговых направления для Китая. Изделия из китайского фарфора запечатлены на многих полотнах русских художников XVII - XVIII веков
При экспорте китайского фарфора в азиатские и европейские страны ввозились новые формы и декоры. В Европе делаются попытки производства собственного фарфора.
Уже в эпоху Тан влияние китайского фарфора распространилось на азиатские страны, даже на Персию, Аравийский полуостров и Египет. После того, как Испания была захвачена арабами, они производили там более двухсот лет керамику по китайскому образцу: сверкающие желтая и белая глазури, роспись аналогична танскому или сунскому фарфору.
В 1511 году в Циндэчжэн пришел японский гончар ГоредаюгоШуунцзуй (Шууцзуй) для изучения техники создания и росписи бело-синего фарфора. Вернувшись на родину, он поселился вблизи Ариты (пров-цияХицен) и основал мастерскую. Его фарфор по стилю был близок к китайскому. Созданный в XVII-XVIII веке фарфор арита или имари (старый имари) в стиле какемон были образцом для декора европейского фарфора (Мейсенская мануфактура). Роспись напоминает декор кансийского, юнчжэнского или цяньлунского фарфора. Влияние Китая хорошо видно на фарфоре Ко-кутани.
При экспортном фарфоре очень трудно определить – Китай или Япония – ведь он не имеет датировочной марки или подписи создателя. Пример этого – тарелка с изображением (предположительно) Людовика Четырнадцатого и мадам Монтеспань с ее борзой [илл. 101]. Одежда персонажей больше напоминает голландскую, чем французскую, цвета – в стиле фарфора имари: синяя, красная и золотая. Сначала считали (из-за этих признаков), что эта тарелка может быть японской, но она все же была сделана в первой половине XVIII века в Кантоне как экспортный фарфор для Франции (Голландии): такой сильный и сверкающий подглазурный кобальт фарфор имари иметь в то время не мог, а черная, подобная туши, краска между надглазурным красным и золотом отсутствует у фарфора имари, что является отличительной чертой.
В XVI столетии в Европе продавался только китайский фарфор, который везли через весь континент, называя его “chinaware” и ценя его на вес золота. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы на золотой цепочке. Постепенно вместо термина “chinaware” (китайские изделия) европейцы начали использовать термин “porcelain” от “porcellana” — так назывался моллюск, имевший прозрачную, отливающую перламутром раковину. Эти два названия сохранились и до наших дней.
Производство фарфора в Китае всегда имело два направления — экспортное, являвшаяся крупной статьей дохода государства и внутреннее, для нужд императорского двора и знати. Эти направления существенно отличались друг от друга и по форме и по декорированию. Например, по заказу императора ежегодно изготавливалось 31000 блюд, 16000 тарелок с драконами, 18000 чашек. А для Европы требовались роскошные вазы, парадные блюда и сервизы, которыми не столько пользовались, сколько выставляли на показ как диковинные драгоценности, поднимающие статус их владельца. Особенно известны, и многие сохранились до наших дней, изделия, изготовленные в период правления императоров Канси (1662-1722) и его внука — императора Цяньлуня (1711-1799), отличавшиеся особенно пышным, полихромным декором и получившие названия зеленого семейства, розового семейства, а также желтого семейства.
Этот фарфор стал экспортироваться в конце 17 — начале 18 века в Западную Европу. В этих изделиях, названных по преобладанию соответствующего тона, привлекала утонченность форм, чистота поверхности. Изделия из так называемого пламенеющего фарфора с глазурью фламбе покоряли красочностью поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад, тематика росписи начала расширяться — на изделиях появились сюжеты, заимствованные с Запада.
Что требовала Европа? В первую очередь — дворцовые наборы, большие настенные блюда. Все эти парадные предметы делались специально для Европы с мотивами национальной экзотики. Также изготовлялись предметы, которые использовались только в Европе. В подражание серебряному кофейнику были созданы необычные фарфоровые кофейники, бритвенные тазики, наподобие европейского медного бритвенного таза. Изготовляли подсвечники, часы, канделябры и наборы для сервировки европейского стола: тарелочки для нарезания сыра, сахарницы.
Декоративная роспись ценилась выше, чем сами вазы, кувшины и сервизы. Основными мотивами росписи были разнообразные цветы (пионы, хризантемы, традиционный лотос), ветки сосен, птицы и звери, драконы. Увлечение востоком было столь велико, что «китайская комната» или «китайский павильон» (Дворец Екатерины II в Ораниенбауме) были практически в каждом дворце Европы, России и Ближнего Востока. А иметь хотя бы пару фарфоровых ваз , считалось проявлением хорошего вкуса и было показателем достатка хозяев дома.
13) Керамика Японии. Влияние керамики Кореи и Китая (IV-XVIIIвв)
Первые образцы японской керамики относятся к периоду Дземон, который насчитывает более трех тысяч лет своего существования. Несмотря на древность, керамика Дземон поражает своим изяществом и проработанностью рельефа. Как и многие архаичные керамические изделия она относится к так называемой «веревочной» керамике, хотя по своей форме существенно более сложная.
Керамика Дземон была распространена в Японии вплоть до IV века до н.э., но одновременно с ней с первого тысячелетия до н.э. развивалось и второе направление, называемое керамикой Яей. Это была в основном посуда, простая по декору, красноватого цвета, полированная до блеска и практически без орнаментов.Однако, качество глины в керамике Яей было выше, поэтому изделия получались более тонкостенными и декорированными в основном гребневым рельефом.КерамистыЯей начали применять гончарный круг — это еще одна из причин более тонких стенок сосудов. Техника обжига также стала более совершенна.
С VIII века н.э. гончары Киото освоили технологию глазурования керамики легкоплавкими глазурями. В основном применялись трехцветные бело-желто-зеленые глазури. Но более популярной стала керамика с пепловой (зольной) и солевой глазурью, когда пепел попадал на поверхность изделия и преобразовывался под воздействием температуры в печи в полупрозрачную зеленоватую пленку с неровной фактурой.Не менее интересны солевые глазури, которые получались в результате сжигания морских водорослей и соли на поверхности керамики во время обжига.
Керамические изделия периода Муромати (1336—1573) в основном были покрыты стекловидной глазурью и использовались буддистскими монахами в качестве ритуальной посуды.
Важным этапом в развитии керамики Японии стала чайная церемония, распространившаяся от японской знати по всему обществу и вошедшая в культуру Японии как один из почти религиозных обрядов. Для ее проведения требовалась посуда особого типа, которую импортировали из Китая.
Возросшая потребность в такой посуде и прекращение торговых отношений с Китаем дали мощный толчок развитию керамики в эпоху Момоямы в XV веке.Тогда же возникла и керамика «раку», специально предназначенная для чайной церемонии. Ее отцом стал ТанакаТёдзиро — корейский мастер-гончар.
Война с Кореей и перевоз большого числа керамистов из Кореи ускорили развитие технологии производства фаянса и фарфора. Вторым наиболее известным корейским мастером, который не только перенес корейские технологии в японское искусство, но и полностью ассимилировавшись в японском обществе, развил японскую керамику до неожиданных высот, стал РиСампей. Его считают «отцом» японского фарфора.
Множество корейских мастеров осели в районе Арита на севере острова Кюсю, где были найдены месторождения беложгущей глины, необходимой для производства фарфора и фаянса. Довольно быстро этот регион стал крупнейшим производителем фарфора, экспортировавшим через порт Имари свои изделия в другие страны мира.
Эпоха Эдо дала новый виток в развитии японской керамики. XVI век стал веком небывалого развития технологий и школ живописи. По всей стране открывались тысячи керамических мастерских, многие из которых работают по сей день.
К XVII веку японский фарфор получил европейское признание наравне с китайским и успешно с ним конкурировал. Точно также, как и китайские работы, бело-голубые изделия мастеров Арита копировались керамистамиДельфта.