Русская керамика XVIII-XIXвв. Основные виды продукции и техника производства. Методы исследования художественных особенностей русских майоликовых и фаянсовых изделий.
Среди разнообразных коллекций русского декоративно-прикладного искусства XVIII — начала XIX века в собрании Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника привлекает внимание небольшая, но представляющая большой историко-художественный интерес коллекция фарфора, фаянса и майолики.
Самые ранние экспонаты собрания относятся к середине XVIII века—времени, когда господствующим был стиль барокко.
В это время в России было высоко развито художественное майоликовое производство, не уступавшее лучшим образцам керамики других стран Европы. Первый русский майоликовый завод был основан в 1724 году в Москве купцом Афанасием Кирилловичем Гребенщиковым, но к производству художественной майолики он приступил лишь в конце 1740-х годов, тем самым положив начало развитию отечественного керамического производства. Уже в то время гребенщиковские изделия высоко ценились. Для них характерны большие размеры, массивность, черепок желтовато-розового цвета, синевато-белая эмаль, крупный цек и роспись по эмали, подражающая росписи китайского и западноевропейского фаянса и майолики XVIII века. Такие изделия были распространены у высших слоёв.
Гжельский завод начиная середины 18 века выпускал майоликовую и фарфоровую продукцию подражавшую изделиям Гребенщиковской фабрики. Гжельское майоликовое производство существовало до начала 19 века в своих традиционных формах и росписи посуды и скульптуры (квасники, кувшины, фигурки людей, животных и птиц).Гжель выпускала также большое количество очень дешевой обыденной майоликовой посуды. Для них характерен грубый розоватый черепок и простая роспись в виде цветка или ветки по розоватой или палевой эмали. Ручная кистевая роспись фиолетового, желтого, зеленого и коричневого цветов отличается простотой и в то же время столь характерной для русского народного гончарного производства XVIII века сочностью и легкостью мазка, воспроизводящей в очень обобщенных, стилизованных формах листья и цветы.
Почти одновременно с майоликой в XVIII веке в России начали выпускать изделия и из фарфора.
XVIII век называют «золотым» веком фарфора не только потому, что в это время в Европе, а затем и в России открыли секрет его производства1, но главным образом потому, что в это время начала выявляться огромная потребность в нем как в материале.
в России с начала XVIII века делаются неоднократные попытки открыть секрет производства фарфоровой массы, увенчавшиеся блестящим успехом замечательного русского ученого-химика Дмитрия Ивановича Виноградова, не только открывшего этот секрет в 1746—1747 годах, но научно разработавшего технологию его производства. Несколько раньше, еще в 1744 году, в Петербурге был основан первый в Россииимператорский фарфоровый завод.
Работая в основном по специальным заказам императорского двора, завод в то же время выпускал более дешевые так называемые «ординарные» изделия с надписями «Придвор» или «ПК», так как основным потребителем их являлись служащие придворной конторы. Изделия завода отличаются черепком теплого белого цвета, мягким блеском глазури и чистыми красками.В собрании музея имеется несколько тарелок с изображением на зеркале букета цветов или одного крупного цветка (розы или шиповника) и четырьмя мелкими букетиками по борту, причем букет и в особенности роза в нем всегда индивидуальны, так как русские мастера в отличие от западноевропейских мастеров, каждый цветок писали по своему, хотя схема росписи использовалась та же.
Наряду с императорским фарфоровым заводом во второй половине XVIII—начала XIX века возникли коммерческие частные производства.
Первым получил разрешение на открытие собственного фарфорового производства английский купец Франц Гарднер, который основал завод в подмосковном селе Вербилки в 1766 году. Здесь впервые были изготовлены роскошные так называемые «орденские» сервизы, не уступающие изделиям императорского фарфорового завода качеством массы и росписи.
Фарфоровые изделия фабрики Гарднера представлены в коллекции музея наиболее полно. Это тарелки, чашки, кружки, бокалы и большое количество мелкой пластики, воспроизводящей фигуры крестьян, уличных торговцев и т. д.
В первой половине XIX века в России возникает множество частных фарфоровых заводов, большая часть которых была расположена в Гжельском районе Московской губернии, славившемся своими белыми глинами.
Крупнейшим из них был завод А. Г. Попова, основанный в 1811 году в с. Горбунове Дмитровского уезда, недалеко от Сергиева Посада. Продукция этого завода отличалась высоким качеством фарфора, большим разнообразием форм и выразительностью росписи, отвечала вкусам различных слоев населения.
В коллекции музея имеется несколько чашек с традиционными для изделий этого завода середины XIX века цветами и фруктами в фигурных белых медальонах. Вся наружная поверхность предметов окрашена одним цветом (зеленым и синим).
Большой интерес представляет столовый сервиз этого завода, особенно его десертные, оригинальные по своей форме квадратные, ромбовидные и треугольные тарелки. Нарядность и в то же время торжественность этому сервизу придает роспись золотом в виде гирлянд и венков из виноградных листьев, фигурных розеток на зеркале тарелок и широкой полосы волнистого стилизованного растительного орнамента по их борту и тулову.
Не менее интересен чайный сервиз этого завода, исполненный в традициях строгих классических форм, состоящий из четырех чашек с блюдцами, чайника и полоскательницы, украшенной круглыми медальонами с архитектурными пейзажами и широкой полосой с золотыми лилиями на белом фоне.
Подъем национального самосознания после Отечественной войны 1812 года вызвал интерес не только к русской истории, нашедший широкое отражение в архитектуре и изобразительном искусстве, но и привлек внимание художников к жизни народа, крестьянскому быту, к красоте русского национального типа. Примером этому в фарфоровой мелкой пластике могут служить скульптуры: «Водонос», созданная С. С. Пименовым по эскизу художника А. Г. Венецианова (Императорский фарфоровый завод) и «Кучер» (завод Ф. Гарднера). Характер фарфоровой мелкой пластики этого периода был скорее повествовательным, жанровым, чем критическим. Таковы даже сцены, стремящиеся обличать социальное зло,— скульптурные группы,— «Суд станового», «Горькая судьбина», «Жена ведет пьяного мужа» и другие (завод Гарднера).