Западноевропейская и русская керамика XVIII-XIX вв. Основные виды продукции и техники производства. Методы исследования художественных особенностей.

Подлинным переворотом в истории западноевропейской керамики стало изобретение в начале 18 в. немецким химиком Иоганном Бетгером фарфора. Вскоре в саксонском городке Мейсене была открыта мануфактура, начавшая производить один из самых ценных фарфоров в мире -- мейсенский. Фарфор из Мейсена прославился своими изящными сюжетными статуэтками, сервизами, вазами, туалетными приборами.

С середины 18 в. в Европе стал первенствовать севрский фарфор, выпускавшийся во французском городе Севре. Предшественницей севрской мануфактуры стала небольшая фабрика в Венсене близ Парижа, специализировавшаяся на отливке фарфоровых цветов в стиле рококо. В 1756 венсенская фабрика переехала в Севр, где окончательно сложился изысканно-утонченный стиль севрского фарфора. Наряду с расписной позолоченной пластикой создавали фигурки из белого неглазурованного фарфора -- бисквита.

Самые ранние экспонаты собрания относятся к середине XVIII века—времени, когда господствующим был стиль барокко. В коллекции музея – уникальные произведения из майолики, выполненные на заводе первом в России заводе, открытом в Москве в 1724 году и принадлежавшем Афанасию Кирилловичу Гребенщикову. Его продукция не уступала аналогичным изделиям европейских стран и высоко ценилась уже в то время. Для гребенщиковских изделий характерны большие размеры, массивность, черепок желтовато-розового цвета, синевато-белая эмаль, роспись по эмали, напоминающая китайский и западноевропейский фаянс и майолику XVIII века. Эта посуда была распространена, главным образом, в быту высших слоев общества.

Примерно с середины XIX в. посуда из майолики, доступная различным слоям населения, стала выпускаться керамическими мастерскими подмосковного Гжельского завода, в начале подражавшими изделиям гребенщиковской фабрики. Довольно быстрое распространение высококачественной керамики было обусловлено высокими достижениями народного гончарного производства.

В 1744 году был основан первый в России фарфоровый завод. Секрет производства фарфора открыл сподвижник М.В. Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов в 1746-1747 гг., который и наладил его выпуск на Императорском фарфоровом заводе. Работая, в основном, по заказам императорского двора, завод выпускал и более дешевые «ординарные» изделия. В коллекции хранится и несколько тарелок Императорского завода с марками-вензелями русских царей XVIII — начала XX века. Еще при Екатерине II, в Германии, на Мейссенском фарфоровом заводе был заказан так называемый «Охотничий» сервиз, предназначенный для охотничьего домика императрицы в Ораниенбауме.

Постепенно из предмета роскоши фарфор становился принадлежностью самых широких слоев населения и получил в XIX веке широчайшее распространение. Первым частным производством стал завод Франца Гарднера, основанный в 1766 году в деревне Вербилки, близ города Дмитрова под Москвой. Особое место среди изделий завода XVIII века занимали четыре «орденских сервиза», выполненных по заказу императорского двора для ежегодных приемов кавалеров высших государственных наград – орденов святых Андрея Первозванного, Георгия, Александра Невского, Владимира.Эти сервизы включали огромное количество разнообразных предметов, украшенных эмблемами орденов и орденскими лентами. Некоторые из них представлены в коллекции музея. Одновременно с выпуском роскошных дорогих заказных изделий, гарднеровский завод начал производить посуду, доступную самым широким слоям населения. Она замечательно представлена в коллекции музея. Эти изделия расписывались в основном цветами: крупный букет или цветок на зеркале и мелкие цветки по борту. Роспись по своим ярким и сочным краскам близка русской народной керамике.

Замечательной областью керамического производства был фаянс, получивший наибольшее распространение в XIX веке. Его выпускали практически на всех заводах. На заводе Гарднера этот материал был освоен в 1820—1830-е годы. Фаянсовая посуда заменила более раннюю гончарную и майоликовую в кустарной среде Гжельского района в середине и второй половине XIX в. Этот пластичный, с белой поверхностью материал, более дешевый, чем фарфор, нашел широкое распространение в самых различных слоях населения.

В коллекции музея хранится большое число фаянсовой посуды, украшенной так называемой «печатью» — техникой, когда изображение наносилось на предмет механическим способом. На нескольких фаянсовых блюдах дан общий вид Троице-Сергиевой лавры или ее монограмма (СТСЛ). На многих заводах использовали как печать, так и роспись, что было связано со стремлением сохранить традиционную живописность орнаментики.

Русский фарфор второй половины XIXвека. Переосмысление новейших тенденций европейского и восточного керамического искусства. Методы исследования художественных и технологических особенностей русского фарфора.

Формы и декор фарфора при Александре I соответствуют стилю ампир, господствовавшему в России в первой трети XIX века. На фарфоре александровского времени изображали сюжеты из римской и греческой мифологии и истории, эпизоды Отечественной войны 1812 года, разные патриотические сцены, пейзажи и проч.

Фарфор второй половины XIX века активно украшается живописными копиями с картин и сценами из литературных произведений (например, из басни И.А. Крылова) События современности также находят отражение в фарфоре: как только в Петербург привезли из Египта сфинксов и установили их на набережной у Академии художеств, они сразу же появились на фарфоре.

Увлечение готикой тоже отразилось в фарфоре, в частности, на Императорском фарфоровом заводе был создан сервиз в готическом стиле для дачи Александрия.

Увлечение древнерусским искусством способствовало появлению на этом же заводе Кремлевского сервиза по рисункам археолога Федора Солнцева, который, создавая эскизы росписей, вдохновлялся росписью эмалевой тарелки Натальи Кирилловны Нарышкиной.

В формах пытались одно время подражать народной металлической и деревянной посуде. На фарфоре появлялись сентиментальные и романтические сцены, а в скульптуре. Кроме фарфора с сюжетными и орнаментальными росписями распространение получили росписи изделий под яшму, бронзу, малахит, коралл и др. Активно продолжается изготовление больших декоративных ваз разных форм. Для украшения ваз, зеркал и каминов используются лепные цветы из фарфоровой массы особого состава. Высшее достижение в этой области букеты мастера Императорского завода Петра Иванова. Секрет состава, из которого делались эти цветы, знал лишь мастер, поэтому, после его смерти этот секрет был утерян.

Во второй трети XIX века Россия, вслед за Европой, начинает экспериментировать с фарфоровой массой и с глазурями, пытаясь достигнуть, путем различных сочетаний компонентов новых эффектов в декоре фарфоровых изделий. По личному желанию Александра Александровича в России приступили к выделке терракоты, стали использовать цветные глазури и декорировать изделия в технике e surpate роспись жидкой массой по кобальтовому и хромовому фону, заимствованная с Севрской мануфактуры. В 1889 году на Императорском фарфоровом заводе удалось получить красную глазурь под названием бычья кровь.

В последней четверти XIX века на Императорском фарфоровом заводе копировали образцы Мейсена и Севра, изделия итальянского Ренессанса, восточные и египетские, датский фарфор.

К 1892 году на Императорском фарфоровом заводе освоили технику подглазурной росписи. Краски в подглазурной росписи наносят на еще не обожженный фарфор, и только потом изделие покрывают глазурью и обжигают на очень высоком огне, в отличие от муфельных красок надглазурной росписи, обжигаемых при более низкой температуре.

Подглазурная роспись отличается ограниченной палитрой красок, т.к. не все оксиды металлов, входящих в их состав, выдерживают высокую температуру; но в этом виде росписи можно добиться удивительных эффектов, используя лишь различные тональности одного цвета.

Конец XIX 1085;ачало XX века в России время модерна. Новая техника подглазурной росписи с неяркими серо-зелено-коричнево голубыми цветами, полутонами и дымкой как нельзя более кстати подходила для этого стиля с его культом органических красок и растительных форм. Кроме того, модерн в фарфоре выражается в причудливо изогнутых линиях формы, в росписях в виде стилизованных растений, русалок и проч. Пластика посуды приобретает 087;одвижность как бы оплывая, стекая, расширяясь книзу; в моде смятые, витые, волнообразные формы. Гладкая поверхность фарфора исчезает под рельефом, чаще всего растительным, который меняет фактуру и форму предмета.

Наши рекомендации