Западноевропейский и английский фарфор второй половины XIXв. Основные виды продукции и техники производства. Методы исследования художественных особенностей.
Во второй половины XIX в ведущее положение в керамическом производстве Европы занимает Франция. Мастера стали проявлять интерес к возрождению исторических техник производства керамических изделий. Многие произведения французскихкерамистов – изразцы, сосуды и др. декоративные изделия из фаянса, глино-каменной массы и фарфора близки по колориту турецкой, иранской, японской и трёхцветной китайской керамике. Их отличает великолепное сочетание бирюзовых, фиолетовых, жёлтых, оранжевых и зеленоватых оттенков, которые нередко покрывают и дополняю декоративные линейные композиции процарапанные в массе изделия.Среди мотивов росписи преобладают изображения цветущих веток, цветов, рыб и птиц. Керамика Теодора Дека отличается чркостью колорита цветовых сочетаний. Часто это ярко фиолетовый, бирюзовый, жёлтый или пурпурный фон, по которому распределяется роспись жёлтой, коричневой, красной, бледно-зелёной, золотой красками. Росписи цветными глазурями сочетаются с платиновыми или позолоченными деталями общей композиции сосудов. Ими расписаны вазы, большие аквариумы, кашпо, блюда, скульптура и изразцы. Изразцы Теодора Дека украшены рельефным декором, на кот.наносится яркая глазурь насыщенных оттенков, бирюзового, оливкового, синего.
Изменения, происходившие во французской керамической промышленности конца 19 века можно наблюдать на примере творчества Парижского керамистаКлеманаМасье. При создании декора керамических изделий Масьевосходит к примеру характерному для стекольного производства. Техника заключается в росписи солями металлов при которой создавалась люстрированная поверхность сосуда с неожиданным рисунком, проявляющимся в процессе обжига. Колористический эффект нередко достигался глазурью, нанесённой от горловины предмета и как бы произвольно стекающей по стенкам сосуда.
1898 гЭкспонировались созданные из глины модели скульптора и худон. ЛеонараАгатона представленные модели имели успех. Севрская фарфоровая мануфактура стала сотрудничать с Агатоном и заказала ему исполнение моделей фарфоровой скульптуры ими оказались фигуры всемирного известного украшения «Танец с шарфами» состоящих из 15 фигур. За это Агатон был награждён золотой медалью парижской Всемирной выставки.
В нач. 1890-х на крупнейшей голландской мануфактуре Розенбург (Гаага) производился тонкостенный фаянс, не уступавший по тонкости черепка фарфору и превосходивший его по лёгкости. За эту особенность данная продукция получила название «фарфор-яичная скорлупа» Особая художественная ценность изделий выполненных около 1900 года, заключалась в то, что низкая температура обжига давала возможность наносить на сосуды очень нежную и богатую оттенками роспись. Как и на всех голландских мануфактурах того времени, в изделиях мастеров предприятия Розенбург растительный и геометрический орнаменты объединялись в единый декор, композиция которого гармонично сочеталась с формой сосуда.
Движение католонского модернизма связано с именем архитектора Антонио Гауди. Важная роль отводилась цвету и фактуре, для чего исп. облицовка битым керамическим черепком, мозайка из разноцветного стекла.
Основанная в 1755 году английская мануфактура RoyalCrownDerby на сегодняшний день является производителем самого дорогого английского костяного фарфора.
Чайный сервиз, дизайн которого в 1930-х годах для RoyalCrownDerby создал прославленный художник-сюрреалист Сальвадор Дали. Тарелки, чаши, чайники украшает рисунок из вьющихся стеблей и розовых дамских перчаток.Английский фарфор RoyalAlbert – истинный английский стиль и качество
История марки началась с маленького бизнеса по продаже глиняной посуды. Основал его Томас Вилд (ThomasWild) в 1896 году в Лондоне, когда фарфоровое производство в Англии только начиналось. Приставку Royl – Королевский, марка получила в 1901 году, когда была удостоена королевского патента от короля Англии Эдварда II. С этого момента мастерская Томаса Вилда стала поставщиком королевского двора.
В декоре с самого начала преобладали цветочные орнаменты, причем цветы совершенно разные – нежные первоцветы, простые и трогательные полевые, луговые, садовые, и, конечно, роскошные розы. Часто фарфор RoyalAlbert щедро украшался золотом, а это не только чайная посуда, но и кофейная, столовая, а также статуэтки, миниатюры и предметы интерьера.Золото использовали, как для нанесения основного рисунка, так и для дополнения, например для каймы, что придавало изысканность, роскошь и респектабельность.