Грим встречающихся на сцене болезней и аномалий
Чахотка. Характерными признаками чахотки считается бледность при худобе лица, блеск глаз и особенный, присущий только чахоточным, румянец. Румянец этот не расположен так, как показано в схеме, а особым пятном, похожим на красноту персика, рдеет только на верхней части щеки, занимая скуловые впадину и выпуклости. Глазные впадины углубляются сильнее синим или коричневым тонами; слезник белый; бледные губы утратили прежнюю яркость; слегка оттенена скуловая впадина.
Паралич очень труден в изображении гримом. Воспроизведение этой болезни на сцене – дело мимики, а гримом артист только облегчает себе задачу, т.е. поддерживает то или другое преобладающее мимическое движение. Обыкновенно в параличе цепенеет (отнимается) какая-нибудь сторона, это изображается мимикой, в гриме же могут принести пользу наклейки растительности да парик с полоской седины, охватившей часть головы, один ус и бороду. Следует заметить, что при отнявшейся правой половине седину следует делать на левой половине головы и наоборот. Это происходит потому, что правое мозговое полушарие управляет левыми конечностями, а левое – правыми.
Хорошо выполненные наклейки такого рода очень типичны для грима паралитика.
Водянка – опухоль всего тела. Отек лица – см. грим полного лица. Лицо при большой полноте не обладает здоровой краснотой.
Слабоумие, идиотизм. Несимметричность лица, отсутствие растительности при сильно развитых морщинах, что делает лицо старообразным. Сонливое выражение, бессмысленная улыбка или, наоборот, плаксивость лица – вот главные признаки идиотизма. Иногда прибегают к такому эффекту: делают веселые глаза, а рот гримируют по схеме горя или наоборот. Самый же характерный признак – это наклонность к бессмысленному смеху и гримасам, но это уже дело мимики.
Сумасшествие выражается признаками усиленного возбуждения или, наоборот, крайней подавленностью, усиленной игрой мышц, краснотой лица, вследствие усиленного кровообращения, и некоторым выпячиванием глаз из орбит. Меланхолик же может быть болезненно бледным с потухшим взором.
Белая горячка есть не что иное, как сумасшествие на почве алкоголизма, следовательно, в гриме этой болезни имеют место пьянства и буйного сумасшествия.
Человек «под хмельком»: общий тон №3-5, глаза – см. грим возбужденного или, наоборот, сонного лица, лоб, уши, нос и подбородок зарумянены, слегка растрепанные волосы падают на лоб.
Совершенно пьяный: лицо или совершенно бледное, или багрово-красное; глаза, как и в предыдущем гриме, едва заметны, почти закрыты. Все мускулы опали; носогубная складка идет ниже обыкновенного; рот с отвисшей нижней губой полуоткрыт ; слюна и слезы (вазелин после пудры); волосы спутаны, в беспорядке падают на глаза.
Обрюзгшее пресыщенное лицо сластолюбивого человека (эротомания). Маленькие, заплывшие жиром глаза, слегка отвислые щеки, ярко-красные полные губы – рот есть цент чувственных ощущений. Сонливость, апатия (грим сонного лица). Общий характер: отсутствие рельефности, маленькие, опухшие, слегка воспаленные глаза; углы глаз затемняются, на верхнем веке большой светлый блик.
Рябины рисуются теневой краской в виде небольших кружочков, причем на краю каждого ставится белая точка (блик).
Прыщи и веснушки изображаются очень редко. Рисуются также, как и рябины, с тою лишь разницей, что кружочки при этом меньше, а теневою краской лучше брать темно- красную.
Рана колотая на лице, руке или груди рисуется красной полосой, причем параллельно проводится светлая или белая полоска. Если же этого недостаточно (темнота сцены), то прибавляется еще для рельефности черно-коричневая полоса.
Некоторые актеры прибегли к следующему способу, когда появление раны нужно было обнаружить на сцене после удара. Под рубашку или свободный костюм они привязывали на нитке губочку, смоченную в растворе красной краски (кармин на спирту или на воде), как раз против того места, куда должен последовать удар. От нажима губка выпускает краску и окрашивает одежду, причем пятно медленно увеличивается. Другие приготовляли краску на сцене, где-нибудь в укромном уголке, и за несколько минут до эффекта незаметным жестом брали ее на руку, а после выстрела, например, как бы инстинктивным жестом схватываясь за рану, намечали ее краской. В последнем случае кармин разводится на вазелине.
Синяк рисуется из двух цветов: серо-синего и малинового, причем они накладываются один на другой так, чтобы оба просвечивали. С одной стороны синяк высвечивается светлой или белой краской (опухоль).
Рубцы и шрамы рисуются также теневой краской, только в смягченном виде.
Грим шеи и рук
Часто костюм артиста бывает открыт настолько, что приходится гримировать и шею. Нередко следует гримировать также руки и ноги; первые, когда, например, нужно их сделать худее, суше, мертвее, или, наоборот, мускулистее; а вторые, когда артист надевает трико без обуви или с открытыми сандалиями.
Шея. Гримировать шею чаще всего приходится в гриме характерном.
Худая шея достигается подчеркиванием ее мускулов и сухожилий (высвечивание) и оттенением шейных впадин.
В молодом гриме часто приходится гримировать шею в бледный тон или, наоборот, в смуглый тон – тот и другой в зависимости от общего тона лица.
Грим толстой шеи красками производится так: Наклонением головы достигаются складки между подбородком и шеей; эти складки обрисовываются и высвечиваются. Можно также прибегнуть к наклейкам.
Если шея очень широка, что в известных гримах допустить никак нельзя, то ее можно слегка затемнить по бокам.
Очень длинную от природы шею гримом укоротить нельзя; этого достигают посредством толщинок с высокими плечами.
Руки. Руки приходится гримировать красками лишь в редких случаях.
Для грима старых худых рук между пальцами накладываются теневые – коричневая или синяя краски (руки, конечно, предварительно смазываются вазелином); теневая краска размазывается по направлению к локтю, а сухожилия (выпуклости) высвечиваются. В редких случаях приходится оттенять и суставы пальцев.
Красновато-бурые руки характерны для некоторых типов (пьяницы, торговцы, солдаты, красные руки с мороза).
Особенно белые руки с синеватыми ногтями – руки тяжко больных, мертвецов.
Так гримируют кисть руки, иногда же приходится гримировать руки до плеча, вырисовывать на них мускулы (рис. 62, 63, 64). Это делается так: нужно предварительно смазать вазелином обе руки и придавать им различную форму, поворачивая руку и напрягая мускулы, чтобы теневую краску положить в углубления, а белой (светлой) вырисовать выпуклости.
Для вырисовки пальцев ноги на трико нужно брать теневую краску – коричневую или малиновую с примесью черной, и кистью обрисовать свои пальцы.
Рецепты мазей, замазок и пр.
Дезинфицирующая мазь для разгримирования и смазывания кожи перед гримированием. По равной части ланолину и вазелину растереть с щепоткой борной кислоты и прибавить несколько капель бергамотного масла (5 – 50 кап.), смотря по количеству мази. Можно прибавить немного тимола.
Эти дезинфицирующие вещества (борная кислота и тимол) нужно добавлять и в другие жировые составы, употребляемые для смазывания кожи перед гримом, как-то: свиное и баранье сало, какаовое и прованское масло и кольд-крем.Самыми удобными и совершенно безвредными являются ланолин и американский вазелин (желтый, маслянистый): они меньше всего содержат влаги; ланолин – довольно дорог и наполовину смешанный с вазелином, вполне заменяет чистый. Какаовое масло в куске очень удобное и недорогое, но от него со временем желтеет лицо.
Кольд-крем – смесь из жира или масла, воска и душистых веществ. Для кольд-крема употребляют миндальное масло, вазелин, ланолин, воск и эфирные масла. Для того, чтобы придать крему белизну, впускают каплю фиалковой эссенции.
Налепка на нос (мастика). Берут 2-3 палочки (так он продается) гуммозного пластыря, по возможности белого, а не желтого и смешивают его с равным количеством краски (общего тона), прибавляют щепотку борной кислоты и бергамотного масла (капель 15-20). Смесь разогревают на блюдечке, все время мешая ложкой или ножом. Размешав состав, нужно прибавить к нему пудры и раскатать его, как тесто, но так как пудры он поглощает много, то нужно следить за тем, чтобы маска не потерла своей липкости.
В тех случаях, когда нос лепится из ваты, он покрывается следующим составом: расплавить одну треть белого воска, одну треть стеарина, затем прибавить краски (общего тона) до тех пор, пока масса не получит должной окраски. Этот состав намазывают кистью на налепленную вату, пропитанную лаком.
Замазка и примазка. Это собственно одно и то же – сгущенная краска. Первая употребляется для замазывания бровей, а вторая для примазывания париков ко лбу. Приготовляются они так: берут по равной части серого мыла и мыльного пластыря, разогревают на огне до тех пор, пока они не растают и не соединятся, затем добавляют краски надлежащего тона, по объему в полтора-два раза больше полученного сплава. Остынув, густая масса будет походить на замазку.
Жидкие белила, употребляемые лишь для рук, содержат в себе одеколон, воду, пудру, висмут, а иногда и незначительную примесь кармина (розовые белила).
Венские белила – 10 частей белил, полторы части висмута (то и другой обдать два раза кипятком), 8 частей глицериновой воды и небольшое количество каких-нибудь духов.
Простые белила делаются из белой пудры и одеколона, наполовину размешанного с водой, и при употреблении хорошо взбалтываются, так как пудра сильно осаждается.
Пудра для окраски волос. Блондин. Крон (хром) желтый растереть в мелкий порошок, размешать пополам с пудрой и пудрить волосы (иногда слегка напомаженные или смазанные вазелином).
Рыжеватый. Крон оранжевый пополам с пудрой, также предварительно растертый в порошок.
Брюнет. Березовый уголь или жженая пробка без пудры.
Чтобы обладать действительно хорошими красками, безвредными и удобными для кистей, следует их делать самому, тем более, что это совсем не так трудно.
Краски, приготовляемые нашими парикмахерами, в смысле техники изготовления бывают иногда удачными, но цвета их недостаточно ярки; это объясняется дешевизной материала. Кто же возьмет на себя сравнительно сложную и кропотливую работу приготовления гримировальных красок, тот, конечно, не пожалеет затраты труда и материала.
Краски могут быть приготовлены на сале, кольд-креме и на масле (прованском, миндальном и др.).
Краску приготовляют так: берут одну часть бараньего или козьего сала или же кольд-крема, - это все равно, - и одну треть количества по объему белого воска (чем больше воска, тем гуще краска); смесь эту помещают в фарфоровую ступочку или на блюдечко и разогревают на медленном огне, не давая ей пузыриться (кипеть), все время размешивая и растирая пестиком или серебряной ложкой. Когда масса сделается однородною, то в нее осторожно на огне, продолжая помешивать, подсыпают понемногу требуемой сухой краски, немного борной кислоты (щепоточку) и несколько капель (от 10 до 50 в зависимости от объема) бергамотного масла. Некоторые вместо сухих прибавляют масляные краски, которые продаются в металлических флаконах. В последнем случае сала или кольд-крема берут меньше, чтобы не разжижить краску. Когда масса достаточно окрасилась, то ее разливают в посуду и потом остужают. Если остуженная краска окажется очень твердой, то надо добавить сала, уменьшив порцию воска, и наоборот.
В тех случаях, когда краска приготовляется на масле миндальном или прованском, воска кладется немного больше, а процесс приготовления остается тот же. Можно так же брать и вазелин.
Краски, если желательно гримироваться кистями, приготовляются в жидковатом виде.
Основные краски, употребляемые для варки грима
а) Красная (кармин).
б) Темно-красная (бакан).
в) Коричневая (жженая умбра или терра-де-сиена).
г) Белая (цинковые белила, свинцовые же вредны).
д) Черная (голландская сажа).
е) Синяя (ультрамарин).
ж) Желтая (охра).
з) Ярко-красная (сурик, вредная).
Добавочные
а) Телесная №1 (светлая для молодого возраста из кармина, охры и белил).
б) Телесная №2 (для среднего возраста темнее с прибавлением бокана).
в) Телесная №3 (для пожилого и старческого возраста с прибавлением к №1 терра-де-сиена).
г) Голубовато-серая (белила, сажа и немного синьки).