Театр Беларуси конца XIX — начала XX веков

В период первой русской революции и национального возрождения зарождается профессиональный театр. Он возник из так называемых "белорусских вечеринок" — концертных выступлений, организованных главным образом сельскими учителями. В "вечеринках" принимали участие интеллигенция, учащиеся, крестьяне. Исполнялись белорусские народные песни, танцы, стихи национальных поэтов, нередко и революционные песни. Иногда концертные выступления проходили в театрализованной форме, в костюмах и декорациях.

Одним из организаторов вечеринок был землемер Игнат Терентьевич Буйницкий (1861—1917) — талантливый самоучка — артист, балетмейстер, режиссер и собиратель песенного и танцевального фольклора. Вначале в "вечеринках" Буйницкого принимали участие только он сам и члены его семьи — дочери, их мужья. Постепенно к ним стали присоединяться друзья, соседи, различные любители национального искусства. Кружок превратился в подлинный театр.

Театр И. Буйницкого существовал с 1907 по 1914 г. Работа проходила в тяжелейших условиях. Выступали часто прямо на площадях под открытым небом, нередко приходилось переносить на себе весь реквизит. За годы работы театр многократно выступал во многих местечках и городах Беларуси, а также в Вильно, Варшаве и Петербурге. Ставились яркие, обличительного характера спектакли на основе произведений А. Чехова, Э. Ожешко, М. Крапивницкого, В. Дунина-Марцинкевича и др. В антрактах между действиями спектакля давались концертные интермедии, которые шли под аккомпанемент народных инструментов. Музыку для спектаклей (обработки популярных белорусских народных песен) подбирали С. Шимкус (будущий литовский композитор-классик) и польский композитор Л. Роговский. На одном их выступлений театра И. Буйницкого в Петербурге в 1911 г. присутствовал Я. Купала, который восторженно описал свои впечатления в стихотворении "Iгнату Буйнiцкаму":

Цi "Мяцелiца", Цi "Юрка",
"Мельнiк", Ці "Антошка",
Усе ў яго выходзiць гладка,
Не змылiць нi трошкi.
Пад дуду і пад цымбалы
Топне, прысядае.
Сцеражыцеся, усе людзi,
Беларус гуляе!
Не спыняй жа i скачы нам,
Покi сiлы хваце,
Мо пачнуць i думкi нашы
Вяселей скакацi.
Важна рэй Ігнат Буйніцкi
У танцах нашых водзiць,
Аж, здаецца, усе чыста
Ходарам з iм ходзiць.
Kалi пусцiцца скакацi,
Ажно сэрца скача.
Лепшых танцаў увесь
Пiцер, Бадай, што не бачыў.

В 1913 г. Я. Купала под впечатлением представлений И. Буйницкого написал пьесу "Паўлiнка", которая и до настоящего времени не сходит со сцены белорусского театра. В этой пьесе выразительницей чувств героини является белорусская народная песня. В сцене гостей, кроме того, использованы и народные танцы. В дооктябрьский период обычно в спектакль "Паўлiнка" включались песни "Чаму ж мне не пець", "Ой, ляцелi гусi", "Вяселле", "Зялены дубочак" и др.

"Паўлiнка" Янки Купалы сыграла значительную роль в становлении белорусского музыкального театра в первые послеоктябрьские годы, когда песенный и танцевальный фольклор занимал большое место в драматургии многих национальных спектаклей.

Во многих городах существовали любительские театральные коллективы, которые устраивали театральные представления, концерты, "вечеринки" на основе национальной драматургии и фольклора (Виленский белорусский музыкально-драматичный кружок, кружок белорусской молодежи в Гродно и др.).

Активизировалась деятельность минского Товарищества любителей изящных искусств, члены которого устраивали спектакли с целью просвещения молодежи. Часто представления или семейные вечера заканчивались демонстрациями с призывами против царского правительства. Поэтому в 1906 г. власти официально объявили о закрытии общества.

Величайшим достижением театрального белорусского искусства является появление профессиональной драматургии. С несколькими пьесами выступает драматург Карусь Коганец (1868—1918):

  • "У iншым шчасцi няшчасце схавана",
  • "Старажовы курган",
  • "Двойчы прапiлi",
  • "Сын Данiла",

в которых отражены важные социально-бытовые проблемы.

Самым известным был одноактный водевиль "Модны шляхцюк"(1910), где сатирически высмеивается часть молодежи, которая тянется за богатой шляхтой и неразборчиво перенимает все ее привычки. Эта пьеса часто ставилась любительскими и профессиональными белорусскими театрами до октябрьской революции, да и сейчас.

Исключительная роль в истории белорусского театра принадлежит Янке Купале. Белорусской классикой можно считать его пьесы "Паўлiнка" ("сцены из жизни шляхты"), драма "Раскiданае гняздо" и в духе народного фарса "Прымакi" (1913).

У поэтессы Констании Буйло в 1914 г. появились стихотворные пьесы "Кветка папарацi", "Сенняшнiя и даўнейшыя", которые неоднократно ставились любительскими и профессиональными театрами.

В 1-й половине 1917 г. была опубликована двухактная пьеса Я. Колоса "Антось Лата", в которой создана правдивая картина жизни крестьян.

В начале XX в. появились и другие белорусские пьесы, рассчитанные на любительские театры:

  • "Любоў усе змагае" А. Гурло (1912),
  • "Атрута" М. Горецкого (1913),
  • "Смерць пастушка" З. Бядули (1914)

— это были первые шаги белорусской драматургии.

Как и раньше продолжал плодотворно действовать русский театр силами местных трупп и гастрольных выступлений российских театров и актерских групп. Так в Минске и Витебске в 1902 г. выступало Товарищество артистов императорских театров в составе В. Комиссаржевской, В. Давыдова, В. Долматова, В. Стрельской и др. В это время на белорусскую сцену все активнее проникает драматургия Чехова, а потом и М. Горького ("Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Васса Железнова").

29. Национальный академический театр имени Я. Купала

Национальный академический театр имени Янки Купалы, старейший театр Беларуси, по праву является Первой сценой республики. Торжественное открытие первого в стране государственного театра состоялось 14 сентября 1920 года. Ещё более давнюю историю имеет здание Минского губернского театра, построенное по проекту архитекторов Караля Козловского и Константина Уведенского в 1890 году с помощью пожертвований граждан. Широкая репертуарная палитра театра имени Янки Купалы включает в себя современные пьесы, жанровые постановки, русскую и зарубежную классику. Особую роль играет национальная драматургия, на основе которой созданы лучшие спектакли: "Павлинка" Янки Купалы, поставленный в 1944 году и являющийся визитной карточкой Купаловского театра, "Сымон-музыка" Якуба Колоса, "Черная панна Несвижа" и "Вечер" Алексея Дударева, "Дикая охота короля Стаха" Владимира Короткевича, "Баллада о любви" по повести Василя Быкова "Альпийская баллада и многие другие. Сегодня Национальный академический театр имени Янки Купалы - символ белорусской театральной культуры, источник национальной драматургии и смелого художественного поиска, сокровищница театральных талантов.

Наши рекомендации