Белорусский театр ХІХ в. Драматургия и театр В. Дунина-Марцинкевича

Для театра Беларуси 19 века были характерны громкие, полные страсти монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть эффектно завершив свою сцену актер подчеркнуто театрально удалялся вызывая рукоплескание зала. За театральными чувствами исчезали сложные жизненные переживания драматургии и раздумья. Вместо сложных реалистических характеров накапливались трафаретные сценические роли. Душевность и простота игры, естественность полутонов и пауз трогали всех правдивостью. Винцент Дунин-Марцинкевич (4 февраля 1808, фольварк Панюшковичи, Бобруйский уезд, Минская губерния -- 21 декабря 1884, д. Люцинка, Минский уезд, Минская губерния) -- белорусский писатель и драматург, классик белорусской литературы. Дунин-Марцинкевич писал на польском и белорусском языке. В центре его художественных зарисовок стоит белорусская деревня, ее быт. Отсюда его внимание к белорусскому фольклору; поэт красочно воспроизводит белорусские обряды (купальская ночь, дожинки, "дзяды", свадьба и т. п. ). Для творчества характерны элементы сентиментализма. Формально-художественные средства не отличаются большим разнообразием. Его поэмы -- типичные "Dorfgeschichten", где в описание быта вплетается незатейливая романтическая интрига. Пьесы мало сценичны; исключением является "Пінская шляхта", отличающаяся живостью диалога и удачным развертыванием комических ситуаций; эта пьеса является классическим белорусским литературным произведением и входит в школьную программу, также как и комедия "Залеты". Театр Дунина-Марцинкевича - первый белорусский национальный театр современного типа, который объединил все виды сценического искусства - драматический, музыкальный, вокальный и танцевальный. Он был центром демократической культуры и наследовал традиции народного сценического искусства. Подготовительная работа по его созданию велась с 1840 года. Организован театр Винцентом Дуниным-Марцинкевичем. Существовал он в 40-50-е годы XIX века. Открылся Театр Дунина-Марцинкевича 9 февраля 1852 года спектаклем "Селянка", после первого показа этого спектакля деятельность коллектива была запрещена царскими властями, и до 1856 года он работал фактически нелегально. В труппу театра входили сам писатель Викентий Иванович, члены его семьи, соседи, знакомые, участвовали ученики его школы и крестьяне. Постановки приурочивали к праздникам и торжественным дням. Специально для этого драматург писал новые комедии. В театре были поставлены спектакли "Рекрутский набор" и "Идиллия". День постановки оперы "Идиллия" вписан золотыми буквами в историю белорусского театра, всей белорусской национальной культуры. Театр Дунина-Марцинкевича показывал спектакли в Минске, Бобруйске, Слуцке, Глуске и других городах Беларуси. Театр пробуждал национальное самосознание зрителей, оставил значительный след в истории белорусского сценического искусства, содействовал становлению и развитию профессионального театрального искусства в Беларуси.

Винцент Дунин-Марцинкевич (4 февраля 1808, фольварк Панюшковичи, Бобруйский уезд, Минская губерния — 21 декабря 1884, д. Люцинка, Минский уезд, Минская губерния) — белорусский писатель и драматург, классик белорусской литературы. Дунин-Марцинкевич писал на польском и белорусском языке. В центре его художественных зарисовок стоит белорусская деревня, ее быт. Отсюда его внимание к белорусскому фольклору; поэт красочно воспроизводит белорусские обряды (купальская ночь, дожинки, "дзяды", свадьба и т. п. ). Театр Дунина-Марцинкевича - первый белорусский национальный театр современного типа, который объединил все виды сценического искусства - драматический, музыкальный, вокальный и танцевальный. Он был центром демократической культуры и наследовал традиции народного сценического искусства. Подготовительная работа по его созданию велась с 1840 года. Организован театр Винцентом Дуниным-Марцинкевичем. Существовал он в 40-50-е годы XIX века. Открылся Театр Дунина-Марцинкевича 9 февраля 1852 года спектаклем "Селянка", после первого показа этого спектакля деятельность коллектива была запрещена царскими властями, и до 1856 года он работал фактически нелегально. В труппу театра входили сам писатель Викентий Иванович, члены его семьи, соседи, знакомые, участвовали ученики его школы и крестьяне. Театр пробуждал национальное самосознание зрителей, оставил значительный след в истории белорусского сценического искусства, содействовал становлению и развитию профессионального театрального искусства в Беларуси.

Наши рекомендации