Русский театр и драматургия XIX века.

До появления европейского театра в конце XVII в. существовало только искусство скоморохов, во многом напоминающее традиции европейского площадного театра. Принципы данного вида искусства представлялись по-разному в зависимости от эпохи и состояния общества на тот момент. В разные времена задачей театра считалось прославление тогдашней власти, воспитание, развлечение. Театр запрещали и активно внедряли в культуру страны. Актёров возносили до небес и считали чем-то вроде нищих и бродяг. Неизменным оставалось одно – влияние театра на общество. Мы хотели бы рассказать именно о театре XX века, т.к. с этим временем связано становление новой театральной эстетики.

Без сомнения, определяющей весь театральный процесс бурного двадцатого века личностью стал Станиславский. В 1898 году он вместе с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, который стал местом реализации новейших театральных идей, как на стыке столетий, так и в последующие годы. Уже в первые годы существования новый театр громко заявил о себе, осуществив постановки пьес А.П. Чехова: «Чайка» (изображение которой впоследствии стало символом театра), «Вишнёвый сад», «Три сестры». Стоит заметить, что предыдущая постановка «Чайки» в Александринском театре провалилась, а премьера в МХТ принесла пьесе успех.Таким образом, Станиславскому блестяще удалось уловить потребности своего времени. Этому способствовала и созданная Станиславским система актёрского искусства, которую будут изучать и использовать все театральные звёзды столетия.

Данная система основывается на отрицании принятых ранее актёрских штампов, которые рассчитаны на стандартное и сугубо внешний показ эмоций, и призывает артиста не проигрывать, а проживать роль во время репетиций. Таким образом актёр создаёт определённый рисунок роли, который затем переносит на сцену во время спектакля. По Станиславскому, конечной целью работы драматического актёра над собой является создание психологически достоверного образа, понятного зрителю. С этим и связана самая короткая и самая знаменитая цитата Станиславского: «Не верю!».

Именно в эту эпоху происходит становление режиссёрского театра, и двадцатый век – прежде всего век гениальных театральных постановщиков. До этого в российском театре практически отсутствовала фигура режиссёра, успех спектакля зависел от мастерства актёров, их понимания драматургического материала.

Революции 1917 года, превратив Российскую империю в Советскую Россию, не могли не преобразовать театр. Новое государство строит новую идеологию. Как и прежде, театр должен подчиняться и соответствовать государственной политике. Прежний, дореволюционный театр презрительно именуется «буржуазным» отвергается. Даже Станиславскому достаётся немалая доля подобной критики.

В двадцатые годы создаются многие театры, которые на протяжении столетия будут занимать центральное место в театральной жизни страны, и приобретут мировую известность. Главная цель в начальном периоде их существования - нести в массы новую, революционно-пролетарскую культуру. Этому соответствовал и репертуар, и даже сами названия театров. Так, в 1920 году создаётся театр революционной сатиры, спустя два года переименованный в театр Революции. Большинству современных зрителей он знаком как театр Маяковского, но это название появится гораздо позднее.

С начальным периодом жизни театра связана деятельность легендарного Мейерхольда, который руководил заведением два года. В 1923 года возникает театр Моссовета, первоначально выполняющий функцию главного московского профсоюзного театра. Этому театру много лет отдал один из наиболее выдающихся режиссёров эпохи – Юрий Завадский. Именно здесь долго и плодотворно работала Фаина Раневская, а также такие известные в те годы киноактёры, как Ростислав Плятт, Любовь Орлова и многие другие.

В 1921 году Евгением Вахтанговым был создан театр, который уже много лет носит имя этого мастера. В 1922 году на сцене только что созданного театра состоялась премьера «Принцессы Турандот». Это спектакль стал театральной легендой Москвы, и идёт до сих пор, вот уже более восьмидесяти пяти лет! Впрочем, за прошедшие со времени основания годы театр Вахтангова успел показать своему зрителю множество блистательных постановок, где не менее блистательно играли знаменитые актёры: Михаил Ульянов, Николай Гриценко, Владимир Этуш, Василий Лановой и др.

Началом того театра, который нам привычен и знаком, следует считать времена оттепели. Вся страна, пережившая ужасы сталинских репрессий, годы войны, голод и разруху, хотела новой жизни. Знаменитый двадцатый съезд КПСС, перевернувший всю страну своим осуждением «культа личности», перевернул и театр. Отныне обречены исчезнуть незнакомые герои из какой-то другой жизни. В центре внимания должен быть обычный человек, не отличающийся от тех, кто сидит в зрительном зале.

Появление театра, ориентированного на современную драматургию и пытающего осмыслить происходящее сегодня, было только делом времени. В 1956 году Олегом Ефремовым была создана Студия молодых актёров, спустя год переименованная в театр «Современник». В первоначальный состав труппы вошли выпускники школы-студии МХАТ: Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша, Людмила Толмачёва и др.

Наверное, впервые за всю предыдущую историю русского театра зритель сталкивался с проблемой покупки билета. Очереди в несколько сотен метров на площади Маяковского (там находилось первое здание театра) навсегда вошли в историю благодаря кинохронике. Люди стояли в очереди даже ночами. Названию и идее театра соответствовал и репертуар: пьесы Розова, Володина, Шварца, Вампилова. Ефремов изменил даже манеру игры.

На смену громкому и несколько пафосному для современного зрителя стилю пришла обыденная и негромкая беседа людей на сцене, ничем не отличающая от повседневного разговора. Недоброжелатели называли стиль игры актёров «Современника» «шептальным реализмом».

В 1964 году появляется ещё один театр, достать билет на спектакль которого – мечта каждого театрала. В этому году на театральной карте столицы появляется театр драмы и комедии на Таганке, который возглавил Юрий Любимов. На сцене театра играли Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Алла Демидова, Вениамин Смехов. Любимову удалось создать совершенно особый, не похожий ни на какой другой, поэтический и в то время гражданский театр. И действительно, с одной стороны театр демонстрировал московскому зрителю новые формы – театр условности, когда на сцене интерпретировались художественные произведения практически без использования декораций («Пугачёв», «Гамлет»).

Существовал также жанр поэтического спектакля («Антимиры» по А. Вознесенскому). С другой стороны – на Таганке никогда не забывали о воспитательной функции театра. Во времена жёсткой цензуры здесь шли спектакли на материале многих неприятных власти авторов. Как результат – театр постоянно был вынужден преодолевать искусственно созданные сложности, бороться за своё существование. Наивысшей точкой противостояния стали похороны Владимира Высоцкого, которые почти превратились в митинг, и последующая вынужденная эмиграция Юрия Любимова.

Яркие личности и громкие премьеры были характерны не только для Москвы. Ленинград также жил насыщенной театральной жизнью, и привлекал к себе внимание любителей этого вида искусства.

В 1957 году в Ленинградском Большом Драматическом театре появился новый художественный руководитель – Георгий Товстоногов. Уже первая его постановка заставила всех признать: отныне БДТ – главный театр Ленинграда, и даже москвичи специально приезжали на его спектакли. Именно Товстоногов открыл для театра Иннокентия Смоктуновского, предложив ему роль Мышкина в своём «Идиоте».

В течение последующего времени публика могла видеть не менее замечательные работы: «История лошади», «Ханума», «Варвары», «Дядя Ваня». Театр Товстоногова сочетал в себе тонкую режиссёрскую работу над спектаклем и мощную актёрскую игру. В разные годы на сцене этого прославленного ленинградского (а затем петербургского) театра блистали Евгений Лебедев, Владислав Стрежельчик, Кирилл Лавров, Олег Борисов.

Дальнейшее активное развитие советского театра продолжилось и в эпоху застоя. Появляются новые идеи, формы и люди. В 1973 году на должность главного режиссёра московского театра Ленинского комсомола назначен Марк Захаров. Его появление у руля театра – возникновение моды на Ленком (сокращённое название, прижившееся в народе и с 1990 года ставшее официальным), которая продолжается по сей день.

Поставив на сцене Ленкома множество ярких и запоминающихся драматических спектаклей, Захаров вошёл в историю русского театра прежде всего как создатель музыкального театра, занимающего нишу между американским мюзиклом, рок-оперой и собственно драмой.

Особый захаровский стиль обозначили поставленные им спектакли «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Тиль». Но настоящей сенсацией стала премьера рок-оперы «Юнона и Авось» в 1981 году. Музыку для постановки написал Алексей Рыбников, а стихи – поэт Андрей Вознесенский. Спектакль стал театральной бомбой сразу по нескольким причинам: во-первых, со сцены столичного театра впервые зазвучал рок, в Советском Союзе фактически находящийся вне закона, во-вторых, были ярко выражены религиозные мотивы, использована православная музыка.

В-третьих, пронзительная любовная история, рассказанная создателями спектакля. Популярность рок-оперы не ограничивалась границами СССР: в 1983 году состоялись более чем успешные гастроли театра в Париже, а в 1991 году – в Нью-Йорке. Триумф в этих двух мировых театральных центрах подтвердил силу современного российского театрального искусства.

Спектакль стал визитной карточкой театра и идёт до сих пор. Успеху Ленкома способствовала и прекрасный актёрский коллектив. Среди звёзд театра выделялись Александр Абдулов, Инна Чурикова, Олег Янковский, Николай Караченцов, Евгений Леонов. Актёры этого театра и тогда, и сейчас в полной мере востребованы в кино и на телевидении.

С начала бурных девяностых и до сегодняшнего времени положение российского театра неоднозначно. Свою деятельность продолжают мэтры режиссёрского ремесла, опираясь на традиции советского театра. Одно- временно с этим в театр приходит молодое, авангардно настроенное поколение со стремлением реализовать новейшие тенденции мировой культуры. В связи с этим появляется и в дальнейшем развивается постмодернисткий театр.

Это направление представлено как появлением новых театральных коллективов, так и отдельными постановками в крупных театрах. Среди режиссёров, в той или иной мере принимающих нетрадиционный, подчас скандальный способ представления, выделяются Кирилл Серебрянников, Юрий Бутусов, Владимир Мирзоев, Андрей Житинкин. В то же время русский театр после 1991 года, как и вся страна, становится всё более финансово зависимыми.

Вследствие этого происходит коммерциализация театра и появление большого числа достаточно низкосортных, но экономически выгодных постановок, привлекающих зрителя популярными актёрами и весёлым сюжетом. При этом появление новой драматургии в значительной степени замедлено. Большинство успешных режиссёров предпочитает классический материал и наиболее интересные постановки начала века – это новые интерпретации хорошо знакомых зрителю пьес.

Экспериментальная же драматургия востребована только в небольших театрах. Однако, несмотря на мрачные прогнозы о скорой смерти театра, этот вид искусства продолжает динамично развиваться и искать новые формы. А зрители всё так же заполняют залы, желая соприкоснуться с таинственным и притягивающим миром Театра.

Жизнь театра непрерывна – все время рождаются новые интересные пьесы и спектакли. Постоянное развитие, движение вперед – одна из характерных особенностей российского театра. В театре России XX века отразилась жизнь и борьба русского народа, перемены в сознании и духовном мире, запечатлено драгоценное творчество К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда. Сила нашего театра - в его стремлении быть на переднем крае борьбы за лучшее будущее, в богатстве и многообразии творческих поисков, что оказало большое влияние на развитие театра во всем мире и служит примером для подражания. На основе этого можно сделать вывод, что к XXI веку российский театр сформировался как вид культуры.

22. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии

Батлейка (бетлейка) - народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Театр "Батлейка" появился на Беларуси в начале XVI века. Его название произошло от слова Betleem — Вифлеем. Согласно Евангелию, это место рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати, слово "марионетка" произошло от названия небольших фигурок Марии, участвующих в средневековых мистериях. Позже появились интермедии — комедийно–бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами.

Для показа батлейки из дерева делали домик произвольного размера, обычно в виде жилища или церкви. Он имел горизонтальные ярусы–сцены с прорезями для ведения кукол. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, а также тоненькими реечками, которые издали напоминали балкон.

На дальнем плане рисовали иконы, звезды, окна, кресты. Куклу прикрепляли к деревянному или металлическому стержню, при помощи которого можно было водить персонаж по прорезям в этажах сцены. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами.

Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье.

Существовали батлейки с меняющимися прозрачными декорациями (в Докшицах), а также устроенные по принципу теневого театра (в Витебске).

Использовали в представлениях кукол–марионеток на нитках, перчаточные фигурки. Показы проходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах.

Батлейка могла быть размером с небольшую тумбочку. Странствующий актер приходил с ней в деревню, собирал вокруг себя всю округу, и закипали кукольные страсти. Получался такой вот своеобразный телевизор.

Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе, верхнем и нижнем.

Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы.

Сатиричным образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников.

В батлейке постоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки духовных и светских властей.

После Октябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия.

Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых.

В наши дни национальный кукольный театр "Батлейка" бережно и старательно возрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр–студию "Батлейка". Вместе со своими учениками поставила там спектакль "Царь Ирод", "Анна Радзивилл" и многие другие. [3.стр.5-7]

Театральная жизнь Беларуси

12.01.2008 обновлено | 11.01.2007 | Автор: interfax.by

·

·

·

·

·

·

·

Театрализованные представления давались в белорусских местечках с незапамятных времен. Первоначально в народных обрядах и ритуалах участвовали все жители от мала до велика. В средние века по белорусской земле ходили скоморохи - гудцы и плясцы. В XVI веке при учебных заведениях стали возникать школьные театры. Возникла белорусская батлейка - передвижной кукольный театр.

История белорусского балета началась задолго до появления первой официальной балетной труппы. С середины 18 века на территории Беларуси стали распространяться крепостные театры - Радзивиллы, Сапеги, Огинские и другие магнаты конкурировали друг с другом, в том числе и в области искусства. Поэтому на подготовку крепостных артистов денег не жалели и приглашали самых квалифицированных европейских балетмейстеров: австрийцев, французов, итальянцев, чехов.

Ближе к 19 веку балет из «случайного» танца постепенно превращается в высокое искусство, со стройными хореографическими композициями и специальной музыкой. В это время становятся известными белорусские балетные школы Постав, Слонима, Шклова, Витебска. Профессионализм белорусов не раз отмечали театральные критики того времени, говоря о том, что иные представления по своему великолепию превосходили даже московский балет.

Белорусская театральная школа развивалась параллельно с европейским театром. Были известны белорусские школьные и крепостные театры, народные «батлейки». Началом белорусского профессионального театра можно считать постановку спектакля «Селянка» на либретто В. Дунина-Мартинкевича и музыку С. Манюшко. Произошло это почти 155 лет назад - 9 февраля 1852 года.

Сегодня в Беларуси действуют 29 профессиональных государственных театров. Среди них больше всего драматических (19). Также в республике 7 кукольных театров (в каждой области и столице) и 3 музыкальных. Молодёжный театр эстрады, несмотря на своё название, относится к концертным организациям из-за специфики своей деятельности.

По подчинению выделяют театры республиканские, городские и областные. Пять театров в Беларуси имеют статус «национальный». Среди драматических это: театры Я.Купалы, М. Горького (Минск), Я. Коласа (Витебск). Также есть два музыкальных национальных театра - оперы и балета.

Четыре театра носят почётное звание «Заслуженный коллектив РБ». Это Гомельский областной драматический театр, Брестский театр драмы и музыки, Белорусский государственный музыкальный театр (Минск), Белорусский театр «Лялька» (Витебск).

Лицо театра - это его репертуар. В последнее время белорусские театры стали активно увеличивать количество постановок. Так, если в 2004 году в республике прошло в общей сложности 89 премьер, то в 2005 - 115, а за 9 месяцев 2006 года - 76 новых постановок. Также налицо тенденция роста общего количества показанных спектаклей. В 2003 году их было немногим более 7 тысяч, а в 2005 - 7541 спектакль.

В среднем один театр ставит около 280-ти спектаклей за сезон.

Практически в каждом театре существует отдельный детский репертуар. Спектакли для самых маленьких обычно идут по утрам в выходные дни.

Что характерно: народ вновь потянулся в театры. После шоковой терапии 90-х, когда людям было не до высоких искусств, показатели посещаемости вновь поползли вверх. Например, в 2003 году постановки государственных театров посмотрели 1 миллион 702 тысячи человек. В 2005 количество зрителей увеличилось на 110 тысяч человек, что примерно равно населению такого города, как Мозырь.

«Приз зрительских симпатий» можно смело отдавать Национальным театрам балета, Я. Купалы, музыкальному театру. На их постановках практически всегда аншлаги. В уходящем году более 100 тысяч зрителей побывали в каждом из названных заведений.

Национальный академический Большой театр балета - лидер практически по всем показателям. Помимо того, что его залы никогда не бывают пустыми, театр также добился и значительных успехов в воспитании творческой молодёжи. Только в 2006 году 6 человек из его труппы стали победителями международных конкурсов в области хореографии.

Среди областных театров по количеству зрителей лидирует Гомельский областной драматический театр (86 тысяч). В целом Гомельская область - пожалуй, самая «театральная» в Беларуси. Помимо областного драматического и кукольного, в Гомеле есть ещё также молодёжный экспериментальный театр, а также драматический театр в Мозыре Гомельской области. Кроме того, Гомель раз в три года становится центром Международного театрального фестиваля «Славянские театральные встречи».

Самый известный и титулованный театральный форум на территории Беларуси - это Международный фестиваль «Белая вежа». Он проводится ежегодно в Бресте и собирает лучшие постановки самых разных театров из десятков стран.

Театры Беларуси ведут активную гастрольную деятельность в республике и за рубежом. Только в 2006 году состоялись обменные гастроли театра им. М Горького с Брестским областным театром драмы и музыки, гастроли Могилёвского областного драмтеатра в Минске. В Санкт-Петербурге состоялись обменные гастроли Национального академического драматического театра им. Я. Коласа (Витебск) с Ленинградским областным драмтеатром «Комедианты», в Бресте - с Брестским областным театром драмы и музыки. С большим успехом прошли гастроли Национального академического театра им. Я. Купалы в Киеве.

Активная заграничная деятельность традиционно у Национального академического Большого театра балета, который в 2006 году побывал в Таиланде и Южной Корее. С успехом прошли гастроли Национального академического Большого театра оперы в Таиланде, Германии, на Канарских островах.

Помимо профессиональных, в Беларуси работает огромное количество самодеятельных театральных коллективов. Высшая форма развития любительского театрального искусства - народные театры. В Беларуси звание «народный» даётся коллективу со стабильным составом участников, у которого на протяжении не менее трёх лет деятельности сложился полноценный репертуар, направленный на развитие белорусской национальной драматургии, а также на популяризацию образцов классики. Народный коллектив создаёт условия для самовыражения и рационального использования свободного времени своих участников. Такой театр должен регулярно выступать перед населением, участвовать в городских, областных, республиканских фестивалях.

Детским коллективам по схожим критериям присваивают звание «образцовый».

Народные театры в зависимости от направления деятельности условно делят на драматические, музыкально-драматические, театры юного зрителя, театры-студии, поэтические театры. В настоящее время появляются новые формы народных театров: игровые, песни, музыки, театры моды.

Работают народные коллективы на общественных началах при Дворцах и домах культуры, клубных, учебных заведениях. Практически во всех ДК республики есть свои самодеятельные театры, а в некоторых и несколько. Ими (театрами) руководят режиссёры, у которых есть профильное образование. Артистами народного театра могут стать все желающие.

В настоящий момент в Беларуси три с половиной тысячи театрально-драматических коллективов разных направлений, имеющих почётные звания «народный» и «образцовый».
Читать полностью: https://www.interfax.by/article/14244

Русский театр и драматургия XIX века.

Русский театр в девятнадцатом столетии отличался некой двуликостью – с одной стороны он продолжал все так же остро реагировать на различные социальные и политические изменения в государственном устое, а с другой – совершенствоваться под влиянием литературных новаторств.

Рождение великих мастеров

В начале XIX века в русском сценическом искусстве на смену романтизму и классицизму приходит реализм, который привносит много свежих идей в театр. В этот период происходит множество изменений, формируется новый сценический репертуар, который отличается популярностью и востребованностью в современной драматургии. Девятнадцатый век становится хорошей платформой для появления и развития многих талантливых драматургов, которые своим творчеством делают огромный вклад в развитие театрального искусства. Самой яркой персоной драматургии первой половины столетия является Н.В. Гоголь. По сути, он не был драматургом в классическом смысле этого слова, но, невзирая на это, сумел создать шедевры, которые мгновенно обрели мировую славу и популярность. Такими произведениями можно назвать «Ревизора» и «Женитьбу». В этих пьесах очень наглядно изображена полная картина общественной жизни в России. Причем, Гоголь не воспевал ее, а наоборот, резко критиковал.

На этом этапе развития и полного становления русский театр уже не может оставаться удовлетворенным прежним репертуаром. Поэтому на смену старому скоро приходит новый. Его концепция заключается в изображении современного, с острым и четким чувством времени, человека. Основоположником современной русской драматургии принято считать А.Н. Островского. В своих творениях он очень правдиво и реалистично описывал купеческую среду и их нравы. Такая осведомленность обусловлена продолжительным периодом жизни в подобной среде. Островский, будучи юристом по образованию, служил в суде и видел все изнутри. Своими произведениями талантливый драматург создал психологический театр, который стремился заглянуть и максимально раскрыть внутреннее состояние человека.

Помимо А.Н Островского, в театральное искусство XIX столетия сделали большой вклад и другие выдающиеся мастера пера и сцены, произведения и умения которых являются эталоном и показателем вершины мастерства. Одной из таких личностей является М. Щепкин. Этот талантливый артист исполнил огромное количество ролей, в основном, комедийных. Щепкин поспособствовал выходу актерской игры за пределы существующих на то время шаблонов. Каждый из его персонажей обладал собственными индивидуальными чертами характера и внешности. Каждый герой был личностью.

В девятнадцатом столетии русский театр продолжает с одной стороны остро реагировать на политические и социальные изменения в стране, а с другой – соответствовать литературным изменениям.

Почти всё столетие в русской литературе проходит под знаком реализма, который приходит на смену и устаревшему классицизму, и романтизму. Девятнадцатый век дарит отечественному театру имена драматургов, которые фактически с чистого листа создадут театральный репертуар, востребованный и сегодня.

В первой половине столетия такой личностью стал Н.В. Гоголь. Не являясь собственно драматургом, он сумел создать настоящие шедевры мировой драматургии – пьесы «Ревизор» и «Женитьба», которые представили зрителю масштабную картину жизни тогдашнего русского общества и резко критиковали её.

Именно на премьере «Ревизора» император Николай Первый произнёс легендарную фразу «Всем досталось, а мне больше всех!», понимая, кто изображён под маской Городничего.

В это время театр уже не может удовлетворяться старым репертуаром, он стремится показывать современного, остро чувствующего время человека. Драматургом, создавшим литературную основу современного русского театра, и стал А.Н. Островский.

Юрист по образованию, служивший в суде, Островский получил прекрасное представление о той среде, которую он затем будет описывать в своих бессмертных пьесах. Подробно и реалистично описывая нравы купеческой среды, он создаёт прежде всего психологический театр, пытающийся заглянуть внутрь человека.

Островский тонко чувствует грядущие общественные перемены и изображает крах устоявшихся купеческих традиций, обеднение и нравственное падение дворянства, возрастание роли денег в человеческих отношениях. Он ярко и точно описывает новых героев жизни, предприимчивых, достаточно циничных и ловких: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Липочка («Банкрот»), Паратов («Бесприданница).

Практически все произведения Островского были успешно поставлены в Московском Малом театре, который в этом столетии стал лучшим театром империи.

Девятнадцатый век подарил отечественному театру и целую плеяду выдающихся мастеров сцены, имена которых навсегда стали легендой. Одним из основателей русской актёрской школы является М. Щепкин.

История творческого пути М. Щепкина – это история отечественного театра первой половины девятнадцатого столетия. Будучи крепостным и начав карьеру с согласия своего барина, графа Волькенштейна, Щепкин становится актёром Малого театра и играет огромный комический репертуар.

Его успех в комедиях во многом определялся и внешними данными актёра (склонность к полноте и небольшой рост). Но вместе с тем Щепкин обладал и удивительным талантом, позволявший ему прекрасно справляться с самыми разными ролями.

Именно Щепкин стремился вывести актёрскую игру из рамок шаблонности, каждый персонаж в его исполнении обладал многими яркими деталями поведения и внешнего вида. Кроме того, Михаил Семёнович тщательно разрабатывал линию поведения героя, строил рисунок роли на резкой смене поведения персонажа.

Без сомнения, расцвет карьеры Щепкина совпал с появлением бессмертных произведений русской драматургии. Щепкин понимал несовершенство пьес начала 19 века и с восторгом принимал появляющиеся драматические произведения А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылина, А. Островского, то есть тот материал, сыграть который сегодня мечтает каждый актёр. Так, М. Щепкин играл Фамусова в «Горе от ума», Городничего в «Ревизоре», Кочкарёва в «Женитьбе».

История русского театра второй половины 19 века неразрывно связана с именем М. Ермоловой. Эта выдающаяся актриса в течение своей карьеры создала на сцене Малого театра целую галерею женских образов классической драматургии. В репертуаре Ермоловой была и высокая трагедия («Орлеанская дева» Шиллера, «Макбет» Шекспира, «Овечий источник» Лопе де Вега), и бытовая драма (пьесы В. Александрова и В. Дьяченко).

Становлению реализма на русской сцене способствовал П. Садовский. Его лучшие работы – роли в пьесах А. Н. Островского и Н. В. Гоголя. Садовский прославился как разноплановый, характерный актёр, одно появление которого привлекало внимание зрительного зала.

21. Малый и Александрийские театры. Творчество П. Мочалова, М. Щепкина, В. Каратыгина.

XVIII век

Малый театр — один из старейших театров России. Его группа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр…». Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии. (Первым русским публичным общедоступным профессиональным театром по праву считается Волковский театр в Ярославле).

На основе университетского театра был создан драматический Большой Петровский театр в Москве, где 15 января 1787 прошла первая русская постановка «Женитьбы Фигаро» в переводе А. Лабзина под названием «Фигарова женитьба» — до этого пьеса шла на русской сцене, но в исполнении французской труппы.

Репертуар состоял из лучших произведений русской и мировой литературы, ставились пьесы самых известных авторов: Д.Фонвизина, И. А. Крылова, Ж. Б. Мольера, Бомарше, Р.Шеридана и Карло Гольдони). На сцене блистали актёры В. П. Померанцев и А. А. Померанцева, Я. Е. Шушерин, П. А. Плавильщиков, чета Сила Николаевич и Елизавета Семёновна Сандуновы.

Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. С 1759 — публичный театр, получивший название Университетского; в нём играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 годы, претерпев некоторые изменения и объединившись с другими труппами, он стал называться московским Российским театром. В 1759 году итальянский антрепренёр Локателли открыл театр в Москве (чуть раньше, в 1757 году, в Петербурге), который просуществовал недолго — до 1762 г.: московская публика ещё не была готова к пониманию и принятию сценического искусства. Затем московскую труппу создал Н. С. Титов, но она долго не просуществовала (1766—1769). Тем не менее Императорский дом, понимая необходимость внедрения в России европейской культуры, настаивал на открытии театра. И в Москве по высочайшему повелению строится помещение для сценических постановок. Однако здание, едва успев быть построенным, сгорает.

Дело продолжил английский инженер и антрепренёр Майкл Медокс, создав в 1780 году свой частный Петровский театр. Разорившись, Майкл Медокс вынужден был отдать театр в пользу казны, ему же самому была назначена пожизненная пенсия.

 

17.

Новое столетие для русского театра началось раньше календарного. 22 июня 1897 г. в московском ресторане "Славянский базар" встретились два человека. Никто даже не мог предположить, что это событие откроет новую эру в искусстве сцены. Драматург и театральный критик Владимир Иванович Немирович Данченко (1858-1943) написал короткую записку. Послание адресовалось сыну одного из наиболее влиятельных московских купцов - Константину Сергеевичу Алексееву (псевдоним Станиславский, 1863- 1938).

Он был актером любителем, переигравшим бесчисленное количество ролей в драмах и комедиях, фарсах и водевилях. В записке Немирович Данченко предлагал обсудить театральные планы. Алексеев ответил срочной телеграммой - и встреча состоялась. После долгого разговора решено было организовать новый театр, который преодолеет штампы и рутину российской сцены того времени. Само название - Художественный Общедоступный театр - уже содержало программу. "Художественный" - гарантировался высокий уровень искусства. "Общедоступный" - обращённый ко всем, а не только к избранным, не только к театральным завсегдатаям.
Знаменем нового театра стала драматургия Антона Павловича Чехова, загадочная, не до конца раскрытая и сегодня. Премьера "Чайки" состоялась на сцене Художественного театра 17 декабря 1898 г., спустя два месяца после провала пьесы на сцене Александрийского театра в Санкт - Петербурге. Немирович Данченко понимал, что причина неудачи - в новизне и необычности этого произведения. Спектакль МХТ стал триумфом и прорывом в новый театральный век. Именно чеховская драматургия позволила Станиславскому создать собственный, ни на кого не похожий стиль, именно на пьесах Чехова режиссёр разрабатывал метод актёрской игры. Впоследствии это привело к созданию его знаменитой системы.
Одна из главных заслуг Станиславского перед мировым театром – это воспитание талантливых учеников, вобравших в себя опыт его театральной системы и развивающих ее дальше в самых неожиданных и парадоксальных направлениях (яркие примеры – Всеволод Эмильевич Мейерхольд, Михаил Александрович Чехов, Евгений Багратионович Вахтангов).
Система Станиславского -условное название сценической теории и режиссерско-актерского метода, разработанного знаменитым русским режиссером, актером, педагогом и театральным деятелем К.С. Станиславским. Наверное, нет ни одной другой театральной системы, оказавшей столь глубокое влияние на развитие мирового искусства театра (в том числе – на театральную педагогику), и в то же время вызывавшей самые разноречивые мнения – от истовой, почти кликушеской апологетики до яростного декларативного отрицания. Особенно любопытно, что противоречия продолжаются и в настоящее время. Довольно распространено мнение, что основным результатом спектакля, поставленного «по системе», является достижение полной психологической достоверности актерских работ (чему, в частности, способствует т.н. «четвертая стена», условно отделяющая зрительный зал от сцены и как бы изолирующая актеров от публики). Общим местом стал и термин Станиславского «искусство переживания», противопоставляемый «искусству представления», зачастую отождествляемого с грубым ремесленничеством. Однако учеником Станиславского был В.Э. Мейерхольд – чей яркий театральный метод, как принят

Наши рекомендации