Дана фотография скульптуры итальянского мастера Умберто Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве», яркого представителя футуризма.
1.Напишите 15 определений (одиночных или развёрнутых), которые помогут воспроизвести, порождаемое ей настроение.
2. Дайте произведению название, поясните выбор.
3. Провести аналогии с известными Вам скульптурами.
15 определений:Динамичная абстракция, наступление века машины, непрерывное движение, шагающий модернизм и т.д. |
Название: «Уникальные формы непрерывности в пространстве», названия должны передавать динамику скульптуры. |
Сравнительный анализ. Ученик проявляет свои знания о наступлении модернизма в искусстве, отмечая оригинальность и новые методы скульптурного языка, демонстрирует умение анализировать и противопоставлять различные произведения искусства. |
Критерии оценки ответа.
Участник:
1. Дает близкие эмоциональные сравнения – по 1 баллу за каждое определение. Максимально 15 баллов.
2. Дает емкое и близкое к оригиналу название, обосновывает свой выбор логически – 6 баллов.
3. Использует дополнительные знания по искусству ХХ века и развития
скульптуры, использует в своих ответах большое количество специальной
терминологии искусству, приводит схожую аналогию с другими
произведениями искусства – 8 баллов.
Оценка 29 баллов.
Задание 4.
Дана репродукция картины художника Марка Шагала.
1. Напишите 15 определений (одиночных или развёрнутых), которые помогут воспроизвести, порождаемое ей настроение.
2. Дайте произведению название, поясните выбор.
3. Дополнительные сведения о художнике и его творчестве.
15 определений:чувственность, праздник, домашняя обстановка, полет сердца, невесомость любви, счастье влюбленных, крылатый поцелуй |
Название:«Юбилей» |
Дополнительные сведения о художнике и его творчестве.Марк Захарович Шагал (1887-1985) создатель своего собственного уникального стиля, впитавшего в себя лучшее из модернизма. Отличительной особенностью его творчества является декоративность, невесомость (художник не делил землю и небо, его персонажи свободно парят), тема родного Витебска и деревни, как некой утопической гармонии человека и природы. Художника можно назвать, как русским, так и французским, Франция стала его второй родиной, где он прожил большую часть жизни. Художник много работал, как оформитель, известны его витражи, так же это один из самых больших долгожителей в мире искусств, Шагал прожил 97 лет. Среди знаменитых работ: «Прогулка», «Над городом», «Венчание», «Я и деревня». |
Критерии оценки ответа.
Участник:
1. Дает близкие эмоциональные сравнения – по 1 баллу за каждое определение. Максимально – 15 баллов.
2. Дает емкое и близкое к оригиналу название, обосновывает свой выбор логически – 6 баллов.
3. Дает характеристику творчества художника, приводит факты из биографии, называет известные произведения – 12 баллов
Оценка 33 балла.
Задание 5.
1. Напишите имена авторов и названия произведений искусства бытового жанра (не более 5 примеров).
2. Определите и опишите кратко главную задачу этих произведений, эмоциональную доминанту каждого из них. Обоснуйте ответ на одном примере.
3. Сделайте вывод-обобщение о возможностях бытового жанра в изобразительном искусстве.
4. Расскажите об истории бытового жанра в мировом искусстве.
5. Расскажите о развитии бытового жанра в России.
Примерные ответы к заданию 1:
- А.Г. Венецианов «На пашне. Весна», «Утро помещицы», «Жнецы»
- П.А. Федотов «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Игроки»
- В.Г. Перов «Тройка», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале» 2.
- В. Е. Маковский «На бульваре», «Тет-а-тет», «Свидание»
- Г. Курбе «Похороны в Орнане», «Мастерская художника», «Веяльщицы»
и т.д.
Примерные ответы к заданию 2:
В бытовых картинах Василия Перова отчетливо прослеживаются проблемы российского общества, социальное неравенство, несправедливость, лицемерие, самодурство и многое другое. Художник хочет обратить внимание зрителя на существование этих проблем, не оставляя его в стороне и давая пищу для размышлений. Так в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» мы видим судьбу умной девушки – интеллигента, попавшей в деспотичный мир самодурства барина, а в картине «Последний кабак у заставы» видим унылую тему русской дороги и беспробудного пьянства. Ярким и известным примером творчества Перова является картина «Тройка». В ней автор описывает одну из самых нелицеприятных проблем общества – тему детского труда. В этом произведении зритель не только узнает неприглядную сторону проблемы, но шокируется реалистичностью изображения. Лица детей полны страдания, вся картина пронизана пессимизмом и грустью. На примере этой картине мы можем судить о задачах Перова-художника, вылить на свет страшную правду про жизнь людей разных слоев населения, напомнить сытому зрителю о страданиях других.
Примерные ответы к заданию 3:
Важно, чтобы в ответе отмечались отличия бытового жанра, его преимущества. Почему художники обращались к нему. Например: изображение повседневной жизни, как предмет достойный искусства, социальные проблемы общества, своеобразие народных обычаев и промыслов, содержательность бытового жанра и т.д.).
Примерные ответы к заданию 4:
В европейском искусстве бытовой жанр возник в Нидерландах в XVI веке и связан, в первую очередь, с именем Питера Брейгеля старшего, который даже мифологические и библейские мотивы трактовал как бытовые сцены. Важным этапом развития бытового жанра стал XVII век, когда усилился реализм в искусстве и наступило барокко, а также приходится расцвет малых жанров, включая бытовой. Особенно ярко бытовой жанр в это время проявил себя в Голландии (Ян Вермеер, А. ван Остаде), Испании (Д. Веласкес) и Италии (Караваджо). В XVIII веке в эпоху позднего барокко – рококо, бытовой жанр стал одним из основных и сопутствовал светским сценам камерного характера (А. Ватто, Ф. Буше). С бытовым жанром XVIII века связана так же деятельность художника реалиста Ж. Шардена. Следующей ступенью в развитии бытового жанра стала середина XIX века и расцвет реализма в Европе, как беспристрастной правды жизни, появление натурализма и творчество Г. Курбе и Э. Мане. В 70-ых годах XIX века черты бытового жанра встречаются у импрессионистов: К. Моне («Дамы в саду»), Э. Дега («Урок танцев»), О. Ренуара («Танец в Бурживале», «Зонтики») и постимпрессионистов (гаитянская серия работ П.Гогена, «Едоки картофеля» В. ван Гога, парижская сцена А. Тулуза-Лотрека и сцены отдыха на картинах Ж.П. Сёра). В ХХ веке исчезает чистота жанров и новые направления искусства решительно порывают с опытом прошлых лет, поэтому бытовой жанр перестает развиваться.
Примерные ответы к заданию 5:
В России бытовой жанр появляется в XVIII веке после петровских реформ, коснувшихся в частности искусства. Первым художником этого жанра был Михаил Шибанов, крепостной крестьянин, оставивший два произведения «Крестьянский ужин» и «Крестьянская свадьба». В первой половине XIX века бытовой жанр в полной силе проявляется в творчестве представителя романтизма А. Г. Венецианова, который подарил чарующий образ деревни и реалиста П.А. Федотова, предвосхитившего творчество передвижников. Настоящий расцвет бытовой жанр в России переживает во второй половине XIX века и связан с творчеством передвижников (критический реализм), которые выбирают данный жанр как основной для изображения волновавших проблем в обществе. Самыми знаменитыми передвижниками, работавшими в бытовом жанре были В.Г. Перов и И.Е. Репин. К началу ХХ века представители русского модерна в живописи частично обращаются к бытовому жанру, стилизуя свои ретро-сюжеты (творчество В.Э. Борисова-Мусатова, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиева), однако чистота жанра исчезает, появляется эклектика жанров, например в творчестве А.П. Рябушкина соединяется исторический и бытовой жанр. В середине ХХ века при появлении социалистического реализма бытовой жанр снова становится одним из самых важных, как объект идеологической пропаганды. Наиболее известным и примечательным художником, работающим в бытовом жанре этого направления, был А.А. Дейнека.