Особенности создания комбинаторной композиции на уроках декоративного рисования
Комбинаторную композицию в 8 классе можно рассматривать через декоративно-прикладное искусство орнамента.
Рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования.
Такого рода задания в общеобразовательной школе не имеют в виду подготовку к профессиональной деятельности, а служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся [10, с. 206].
Прежде чем говорить об особенностях создания декоративной композиции орнамента, рассмотрим в отдельности понятия «декоративная композиция» и « орнамент».
Декоративная композиция – композиция, при которой размещение и распределение изобразительных элементов происходит по определенной схеме в логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности в декоративной композиции должны быть согласованы, подчинены целому, при этом нельзя забывать про детали, которые играют важную роль [8, с. 7].
Основные приемы формирования декоративной композиции - это стилизация и художественная трансформация. Стилизация условно делится на два вида: подражательная стилизация и творческая стилизация [8, с. 87].
Цель творческой стилизации в формировании декоративной композиции - это создание нового художественного образа, отражающего характерные черты и авторское видение объектов окружающего мира [15, с. 44].
Следует выделить средства, которые характерны для приема стилизации. Основными средствами данного приема являются:
- обобщение формы, символичность изображения;
- определение характерного силуэта и (или) контура;
- геометризация элемента и окружающего пространства;
- красочность.
Второй прием формирования декоративной композиции – художественная трансформация на основе различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Данный прием включает следующие способы:
- создание новой формы изображаемого объекта, изменение абриса;
- изменение размеров предметов;
- нарушение масштабности изобразительных объектов;
- упрощение или усложнение «конструкции» объекта;
- замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива.
Главной целью художественной трансформации является превращение реальных форм в абстрактные. При необходимости стилизованное изображение, можно превратить в абстрактное. Это говорит о том, что оба приема формирования декоративной композиции связаны между собой. Отчасти они представляют последовательные этапы формирования декоративной композиции, стилизация - первый этап, художественная трансформация - второй этап.
Декоративная композиция выполняется на плоскости (так называемая плоскостная двухмерная композиция), является одной из разновидностей декоративно-прикладного искусства. Это могут быть художественное панно, гобелен, мозаика, вышивка, коллаж, аппликация, выполненные на самых различных материалах: холсте или любой другой ткани, бумаге или картоне, деревянной плите, металлической плите или же стенной штукатурке. Нас интересует орнамент как часть декоративной композиции [7, с. 19].
Роль орнамента в изобразительном искусстве, в частности — в искусстве начертания, весьма значительна. Изучение орнамента, построенное не на слепом копировании, а на тщательном изучении линий, геометрических фигур и форм растительного и животного мира, дает учащемуся те графические навыки, которые имеют разностороннее применение в художественной промышленности [14].
В своем учебном пособии Я.Г. Чернихов дает следующее определение: «Орнамент не есть что-либо измышленное, — он создан, в основных своих формах, самой природой, и человек только схематизировал и организовал ее формы, с которыми ему приходится встречаться в природе. Орнамент должен находиться в тесной связи с назначением украшаемого предмета или с его отдельными частями, а также выражать эстетическое значение соответствующей части и подчиняться общей форме предмета».
Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.
Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту [20].
При составлении любой композиции, в том числе и композиции геометрического орнамента, важную роль играет соотношение форм. При компоновке орнамента на плоскости большое значение играют масштаб и модуль.
Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы. Модуль – это единица измерения. Он находится в пропорциональном отношении к величине изображения.
В пропорциях важно соблюдать элемент стабильности. Совпадение изображения с линиями структурного плана композиции вносит элемент стабильности, что важно для геометрического орнамента (рис.1).
Композиционные схемы основных типов орнаментов.
Розетка – орнамент, вписанный в круг или в любую другую правильную геометрическую фигуру, т.е. имеющую одну или несколько осей симметрии: овал, квадрат, ромб. Существуют четыре схемы построения таких орнаментов.
Первая схема предполагает наличие одной плоскости симметрии (рис. 2). Вторая схема основана на применении двух и более плоскостей симметрии, в результате пересечения которых возникает ось симметрии (рис. 3). Благодаря наличию плоскостей симметрии орнамент – розетка обладает устойчивостью и уравновешенностью. Третья схема предполагает наличие только одной оси симметрии, на плоскости – центра симметрии. В результате получается лево- или правосторонний поворот. Такой орнамент создает ощущение энергии и движения (рис. 4). Четвертый вариант – это вариант сложной розетки. В ней всегда присутствует ось или центр симметрии. Построение розетки начинается с центра и развивается добавлением новых осей и плоскостей симметрии (рис. 5). Иногда при построении розеток применяется ассиметрия (рис. 6).
Образование ленточного орнамента связано с параллельным переносом, т.е. параллельным размещением мотива фигуры по прямой линии. В результате закономерного перемещения фигуры по кривой линии также образуется ленточный орнамент. Прямую или кривую линию, вдоль которой перемещается фигура, называют осью переносов. Всего существуют восемь композиционных схем ленточного орнамента.
Можно создать схему-ключ, позволяющую упростить понимание образования композиционных схем ленточного орнамента (рис. 7).
Такая схема-ключ образована двумя перпендикулярными плоскостями симметрии а1 и а2 и несимметричной фигурой 1, которая, отражаясь от плоскостей а1 и а2, образует фигуры 2, 3 и 4. При пересечении плоскостей а1 и а2 возникает поворотная ось симметрии второго порядка для фигур 1 и 4 или 2 и 3. На рис. 7 она показана точкой. Ленточный орнамент образуется параллельным перемещением одной, двух или четырех этих фигур. Обязательными элементами образования ленточного орнамента является ось переносов и шаг – расстояние, на которое переносится каждая точка перемещаемой фигуры. Всего существует восемь композиционных схем ленточного орнамента.
Первая схема предполагает только наличие оси переносов. Образована несимметричной фигурой, любой их четырех фигур схемы-ключа. Величина шага а (расстояние, на которое перемещается фигура) может быть любой (рис.8).
Вторая схема образована двумя симметричными относительно плоскости а2 фигурами – первой и третьей и четвертой (рис. 9). Третья схема образована двумя симметричными относительно плоскости а2 фигурами 0 первой и третьей или второй и четвертой (рис. 10).
Четвертая схема образована двумя симметричными относительно плоскости а2 фигурами – первой и третьей или второй и четвертой. Предполагается совпадение оси симметрии с осью переносов, но фигуры при этом сдвигаются на шаг (рис. 11).
Пятая схема образована двумя несимметричными фигурами – первой и четвертой или третьей и второй (рис. 12). В шестой схеме используется фигура, образованная по второй схеме, обладающая плоскостью симметрии, перпендикулярной оси переносов, и поворотной осью второго порядка (рис. 13).
Седьмая схема образуется с использованием поворотной оси и одной плоскости симметрии. Используется фигура, образованная по пятой схеме, обладающая поворотной осью второго порядка. Плоскость симметрии перпендикулярна к оси переносов (рис. 14).
Восьмая схема образована четырьмя фигурами схемы-ключа и плоскостью симметрии, перпендикулярной оси переносов (рис. 15).
Оси симметрии во всех схемах показаны штрихпунктирной линией.
Тридцать пять схем построения цветных ленточных орнаментов.
При использовании двух цветов для окрашивания фигур, образующих орнамент, возникает несколько вариантов для каждой композиционной схемы. Всего вариантов получается 35. Для того, чтобы понять как образуется такое количество вариантов цветных орнаментов, воспользуемся опять схемой-ключом (рис. 16).
Используя полученные изображения для первой композиционной схемы ленточного орнамента, получаем три варианта окрашивания: все фигуры белые, все черные и чередование белого с черным (рис. 17).
Последний вариант возникает, когда используются аналогичные фигуры схемы- ключа первого и второго вида.
Второй композиционной схеме соответствует пять цветовых вариантов (рис. 18). Третьей композиционной схеме соответствует пять цветовых вариантов (рис. 19).
Четвертой композиционной схеме соответствует четыре варианта окрашивания орнамента (рис. 20). Пятой композиционной схеме соответствует четыре варианта цветового окрашивания (рис. 21).
Шестой композиционной схеме ленточного орнамента соответствует пять цветных вариантов (рис. 22). Седьмой композиционной схеме соответствует четыре цветных варианта (рис. 23).
Восьмой композиционной схеме ленточного орнамента соответствует шесть цветных вариантов окрашивания (рис. 24).
Стоит отметить, что орнамент получает то или иное значение, лишь во фризе стены, в кайме ковра, на тулове сосуда, становясь частью вещи как одно из выразительных средств декоративного и прикладного искусства. «Сам по себе, в качестве самостоятельного художественного произведения орнамент не существует и существовать не может», - считает, например, известный эстетик М.С. Каган. Произведением является лишь орнаментальный предмет. В самом деле: орнамент не выделяется в самостоятельную, не зависимую от прикладного искусства область художественного творчества [4, с.17].
Процесс создания комбинаторной композиции орнамента на основе музыкального произведения включает в себя решение ряда задач. Он начинается с анализа ритма музыкального произведения (статический, динамический). После этого ученик передает ритм музыкальный в ритм пластический на бумаге с помощью графических средств художественной выразительности (линия, пятно, точка). На последующих этапах определяется размер и формат композиции, находятся нужные выразительные средства, колористические решения и так далее.
Этапы создания комбинаторной композиции орнамента на основе музыкального произведения:
1этап – прослушивание музыкального произведения, анализ его ритма;
2 этап – работа над композиционным эскизом орнамента, над передачей его ритма;
3 этап – подборка необходимых материалов для работы;
4 этап – работа над колористическим решением орнамента;
Впервые понятие полихудожественного развития было введено Б.П. Юсовым, определившим его как формирование «способности самостоятельно прочитывать или самому составлять образы с учетом средств и особенностей разных видов искусства». По мнению Н.В. Бутенко, дефиниция «полихудожественность» связана с интеграцией различных видов искусства и сочетанием разных типов художественно-творческой деятельности. Более широкое определение было дано Л. Г. Савенковой, понимающей полихудожественное образование как комплекс взаимодействия искусств в процессе общего образования и воспитания детей и молодежи, возможном при активном взаимодействии и сотрудничестве педагогов гуманитарно-художественного цикла в образовательном учреждении [22 с.93]. Полихудожественный подход, по нестереотипной концепции Б. П. Юсов, - такая форма приобщения школьников к искусству, которая позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства [19, с. 7].
Б. П. Юсов выделял следующие принципы полихудожественного подхода к обучению:
1. Любой ребенок может успешно продвигаться в каждом виде художественно-творческой деятельности и искусства.
2. Тесная связь и взаимозаменяемость цвета, звука, пространства, движения и формы, поскольку они служат выражению общих духовных явлений и качеств мира.
3. Учет географических, исторических и культурогенных факторов осознания произведений искусства в едином потоке культуры, предполагаемый интегративным подходом.
4. Учет региональных и национальных исторических художественных традиций, ориентированных на местность, материалы, духовную устремленность народа, а также учет связей региональной и мировой художественной культуры.
5. Установление связей искусства с науками, что обосновано тесной взаимосвязи работы полушарий головного мозга, анализирующих тот или иной объект с точки зрения, как точных знаний, так и духовно-чувственного восприятия [22, с. 96] .
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
В этой главе мы познакомились с понятием комбинаторной композиции, ее основными законами и их характеристиками. Рассмотрели правила, приемы и средства композиции.
Комбинаторная композиция играет важную роль в современном мире. Комбинаторика как часть формальной композиции – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке. Такая композиция активно используется в дизайне, в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве [3].
Создание комбинаторной композиции – задача сложная, представляющая собой целый комплекс художественных проблем, для решения которых нужны определенные знания и умения. Большое значение в этом процессе имеет знание законов и приемов комбинаторной композиции, умение использовать выразительные средства комбинаторной композиции, последовательно вести работу над композицией. Эти знания и умения помогают осознаннее работать над художественным образом, кратчайшим путем находить нужное решение, точно выражать свои мысли, добиваться более углубленного прочтения темы. Процесс создания комбинаторной композиции должен сочетать в себе теорию и логику.
Комбинаторную композицию в 8 классе можно рассматривать через декоративно-прикладное искусство орнамента (геометрический орнамент). Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. При составлении любой композиции, в том числе и композиции орнамента, важно соблюдать основные принципы композиции (принцип равновесия, гармонии, единства и др.) и выразительные средства композиции (ритм, статика, динамика). Создание ритма орнамента можно рассматривать через ритм музыки, используя полихудожественный подход.