Современные технологии обучения
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «КОМБИНАТОРИКА»
Выполнила студентка
Зыкина Алена
Владиславовна
ФХО, НТ-404о-ХОи
Научный руководитель:
Кузнецова Наталья Сергеевна,
к.п.н., доцент
Дата сдачи:_______________
Оценка:_________________
Нижний Тагил
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы обучения комбинаторной композиции……………………………………………………………...…...………7
1.1. Основные законы и правила комбинаторной композиции………...………………………………………………………………....7
1.2. Особенности создания комбинаторной композиции на уроках декоративного рисования…………………………………………………….…….16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..….24
Глава 2. Разработка наглядных пособий для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика»………….....................................................................................25
2.1. Возрастные особенности детей подросткового возраста……………….…...25
2.2. Разработка технологической карты занятия и наглядного пособия для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика»…………………………………....29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………...........................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………......39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….…42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….....51
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большое внимание уделяется повышению уровня образования и воспитания детей согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования [1]. Главная задача современной школы формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Данную задачу, призвана решить, главным образом, предметная область "Изобразительное искусство". Одним из предметов изучения изобразительного искусства является декоративная композиция [11] .
Стоит отметить, что знания декоративной композиции актуальны в наше время, потому что декоративная композиция включает в себя комбинаторику, которая связана не только с наукой, но и с искусством. Комбинаторика является важным знанием в профессии архитектора, инженера, дизайнера и во многих других профессиях. Согласно ФГОС основного общего образования ученик должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека, поэтому основы комбинаторики важно рассматривать на уроках изобразительного искусства [1].
Знание основ комбинаторной композиции поможет учащимся, которые планируют свое будущее связать с такими профессиями как архитектор, инженер, дизайнер.
Обучение должно проходить не только через непосредственное восприятие произведения искусства, но и также через практическую деятельность учащихся. Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными.
Впервые принципы комбинаторики сформулировали и начали использовать на практике советские конструктивисты, а том числе А. Родченко, В. Татлин, К. Мельников [24]. В рабочих программах по изобразительному искусству, разработанных коллективом авторов: Кузиным В.С., Ростовцевым Н.Н., Шороховым Е.В., Шпикаловой Т.Я, Савенковой Л.Г., Ермолинской Е. А., Богдановой Н.В., композиция существует как элемент, как часть урока рисования с натуры и декоративного рисования. Комбинаторную композицию можно рассматривать на уроках декоративного рисования орнаментов [11].
Одной из задач художественного образования является внедрение в образовательный процесс таких педагогических технологий, которые имеют элемент профориентационной направленности, например технология полихудожественного обучения. Это знакомит учащихся с узкими профессиональными знаниями, навыками, умениями, тем самым это все погружает и знакомит детей со спецификой профессии, помогая в дальнейшем в самоопределении [1].
Необходимо внедрение в школьную практику уроков творчества с полихудожественным подходом, на которых учащиеся через практическую деятельность могут познавать основы комбинаторной композиции.
Объект исследования: комбинаторная композиция.
Предмет исследования: методика преподавания занятий по Комбинаторике в школе в 8 классе с использованием полихудожественной технологии обучения.
Цель исследования: разработать учебно-наглядное пособие, способствующее эффективному усвоению материала, для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика».
Гипотеза исследования: можно предположить, что изучение учащимися подросткового возраста основ композиции будет эффективным, если будут соблюдаться следующие условия:
· Структура и содержание учебных занятий будут построены с учетом возрастных и психологических особенностей, а также уровня художественного развития учащихся;
· На уроке по Комбинаторике будут предложены вариативные решения поставленных задач;
· Процесс проведения занятий будет дополнен комплектом наглядных пособий, специально разработанных для проведения урока.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по основным законам и правилам комбинаторики;
2. Выявить особенности создания комбинаторной композиции при помощи комбинаторного модуля;
3. Изучить возрастные особенности детей подросткового возраста;
4. Составить технологическая карту занятий для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика».
5. Разработать наглядные пособия по комбинаторной композиции для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика»;
Методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ литературы по теме «Комбинаторика»
Значимость работы:
· Материалы курсовой работы и содержащиеся в ней выводы могут способствовать дальнейшему разностороннему изучению основ комбинаторики;
· Материалы курсовой работы могут быть использованы в учебных курсах по теории комбинаторики;
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источников), приложений. Первая глава раскрывает теоретические основы обучения комбинаторной композиции и подробно рассматривает законы и правила комбинаторной композиции, а также особенности создания комбинаторной композиции на уроках декоративного рисования. Вторая глава практическая и поэтому рассматривает особенности подросткового возраста для того, чтобы на основе этих особенностей разработать технологическую карту и наглядное пособие. Объем работы составляет 52 страниц.