Особенности эпохи Возрождения в Англии. Жизнь и творчество Уильяма Шекспира.
Возрождение в Англии начинается в 16в. и заканчивается в начале 17в. Оно было более поздним и кратковременным, но зато более интенсивным, чем в других странах Западной Европы. Возрождение в Англии, как и в других странах, обладало рядом общих типологических черт. Это интерес к античности, борьба против церковной идеологии, соединение двух культурных традиций ученой и народной, развитие новой, гуманистической философии, формирование ренессансного реализма. В то же время эпоха Возрождения в Англии имела и отличительные от других стран черты, вызванные особенностями ее исторического развития. Наиболее важными являются следующие:
1. Английское Возрождение, будучи поздним, опиралось на достижения ренессансных культур других стран - это обогащало культуру Англии, способствовало ее более интенсивному развитию.
2. Реформирование церкви в Англии проходило менее болезненно чем в других странах: король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от Рима, а себя провозгласил ее главой это облегчило английским гуманистам борьбу за новую культуру.
3. Королевская власть имела широкую поддержку в обществе политическая стабильность способствовала расцвету экономики и укреплению международного положения страны.
В 16в. Англия переживает период общенационального подъема. В стране развивается промышленность, возникают мануфактуры. Происходит формирование новых капиталистических отношений, идет бурное развитие торговли.
Англия также становится одной из самых могущественных колониальных держав. Возрастает ее роль на международной арене. В Англии раньше чем в других странах, складываются буржуазные отношения и раньше и острее, чем в других странах, обнаруживаются противоречия буржуазного общества, его несоответствие высоким идеалам Возрождения. Поэтому кризис гуманизма в Англии носит особенно глубокий и болезненный характер, а произведения писателей-гуманистов полны трагизма.
Величайшим драматургом-гуманистом Англии был Шекспир. Его творчество вершина литературы эпохи Возрождения. Первая биография Шекспира была написана, когда никого из его современников уже не было в живых, поэтому достоверные биографические сведения о нем очень скудны. Уильям Шекспир родился в небольшом провинциальном городке Стратфорде-на-Эйвоне. Отец его был зажиточным ремесленником перчаточником и торговцем, он занимал видное положение в городе. Шекспир учился в так называемой грамматической школе. В восемнадцать лет он женился, его жена была намного старше, брак оказался неудачным.
Около 1587 переехал в Лондон. Там поступил на техническую службу в театр, позднее перешел в труппу основателя первого лондонского театра. С 1599 года эта труппа выступает в новом большом публичном театре «Глобус»- здесь в основном проходит вся деятельность Шекспира. Он служит актером на небольших ролях. Одновременно ему получают обработку старых пьес для спектаклей, позднее Шекспир начинает самостоятельно писать пьесы для театра и быстро завоевывает славу. Он становится режиссером и совладельцем театра.
В 1612 году Шекспир уезжает из Лондона и возвращается в родной город. Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Мастерством построения захватывающего действия, силой изображения конфликтов, отражающих противоречия эпохи Шекспир превосходит всех своих предшественников. На новую ступень поднял Шекспир искусство изображения человека, раскрытия человеческих чувств и страстей.
Творческий путь Шекспира начинается в 90-е годы ХVI века и продолжается до 1612 года. Он подразделяется на три периода, отличающихся друг от друга по идейно-художественному содержанию произведений. Эти изменения связаны с развитием общественной жизни и кризиса гуманизма в Англии.
Первый период 1591-1601 гг. Англия переживает экономический подъем и расцвет национального самосознания. В творчестве Шекспира, как и во всей английской литературе того времени, преобладают светлые, жизнерадостные настроения, звучит вера в торжество высоких идеалов Возрождения. Шекспир создает свои самые веселые, жизнеутверждающие комедии «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и др., пишет сонеты, исторические хроники, трагедию «Ромео и Джульетта».
Второй период 1601-1608 гг. В начале 17 века в общественной жизни Англии обнаруживаются острые противоречия. Королевская власть уже не помогает, а мешает капиталистическому развитию. Буржуазия не поддерживает больше короля, а начинает бороться с абсолютизмом. Трагические противоречия жизни отражаются в литературе. Становится очевидной неосуществимость идеалов Возрождения в условиях того времени. Происходит кризис гуманизма. Для творчества Шекспира этого периода характерно трагическое мировосприятие. В это время Шекспир создает свои великие трагедии «Гамлет «Король Лир», «Отелло», «Макбет».
Третий период 1608-1612 гг. Продолжается кризис гуманизма. Однако Шекспир, понимая невозможность осуществления идеалов Возрождения в реальной жизни, не отказывается от них вовсе. В этот период он пишет несколько пьес, где мрачные конфликты получают сказочное разрешение. Не находя в окружающем его обществе опоры для своих гуманистических идеалов, драматург рисует победу добра в мире мечты. В это время он создает трагикомедии «Буря», «Зимняя сказка» и др.
В последние годы творчества Шекспира (1608-1612) его пьесы приобретают иной характер. Писатель все больше отдаляется от реальной жизни, в его произведениях звучат сказочные, фантастические мотивы. Но и в этих пьесах «Перикл», «Зимняя сказка», «Буря» Шекспир осуждает деспотизм и своевластие, встает на защиту дорогих ему идеалов прославляет силу любви, веру и лучшие побуждения человека, утверждает естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес: «Как прекрасно человечество!» может служить знамением эпохи Возрождения, подарившей миру Шекспира.
Шекспир автор 37 пьес, 2 поэм, а также 154 сонетов, отличающихся горячим чувством, насыщенных мыслью. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения
В 1612 году Шекспир написал свою последнюю пьесу «Буря». Вскоре он оставил театр. Может быть, Шекспир пережил разочарование в английском театре, уходившем от того великого пути, по которому он его вел. А может быть в годы молчания он вынашивал замыслы новых гениальных созданий, которым так и не суждено было появиться.
Шекспир умер в 1616 году, в день, когда ему исполнилось 52 года. Он был похоронен в церкви родного Стратфорда, куда до сих пор приезжают почитатели его таланта со всех концов мира, посетить дом, где он жил, посмотреть представления в Стратфордском мемориальном театре, где ставят только пьесы Шекспира.
39.
Трагедия «Ромео и Джульетта» (1594) относится к первому периоду творчества Шекспира. В ранних пьесах драматурга появляются поэтические образы людей прекрасных и человечных, полных жизни и сил, активно борющихся за свое счастье. Критика Шекспира в этих произведениях направлена преимущественно против феодальных устоев, ставших преградой для счастья людей. Именно таково идейное содержание трагедии «Ромео и Джульетта». Это пьеса о любви, она изображает столкновение свободного чувства с феодальными предрассудками. Действие трагедии происходит в итальянском городе Вероне. Между двумя знатными семействами Монтекки и Капулетти издавна существует вражда. Эта вражда преграждает путь к счастью двум молодым людям. Юный Ромео Монтекки случайно встречается на балу с Джульеттой из дома Капулетти. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда и решают заключить брак, несмотря на семейную распрю. В этом им помогает священник Лоренцо, тайно совершая обряд бракосочетания.
Во время очередной ссоры между семействами Монтекки и Капулетти Ромео невольно становится виновником смерти брата Джульетты. Вынужденный скрываться, Ромео покидает Верону. Джульетта обещает хранить ему верность, но родители намерены выдать ее замуж за графа Париса, который уже давно предназначен ей в мужья. Священник Лоренцо советует Джульетте принять сильное снотворное, чтобы все сочли ее умершей. Так она сможет избежать брака с Парисом и позднее соединиться с Ромео, которому Лоренцо посылает письмо с объяснением всего происходящего. Джульетта засыпает, родители оплакивают ее и переносят в фамильный склеп. Ромео из-за нелепой случайности не получает письма. Как и все, он уверен, что Джульетта умерла, и возвращается в родной город, чтобы проститься со своей любимой женой. Ромео ночью приходит на кладбище, случайно встречается с Парисом, который принес цветы на могилу Джульетты. Между ними происходит ссора, и Ромео в поединке убивает Париса. Ромео не может перенести смерти Джульетты, без нее жизнь утрачивает для него смысл, поэтому он принимает яд и умирает рядом с любимой. Джульетта просыпается и видит мертвого Ромео, в отчаянии она убивает себя его кинжалом. Родители Ромео и Джульетты приходят на кладбище и видят своих мертвых детей. Потрясенные их смертью и понимая свою вину, они прекращают свою вражду.
Любовь в трагедии изображена с огромной поэтической силой, показана как великое чувство, соединяющее людей на всю жизнь. Для любви даже смерть не преграда. Борьба за свою любовь против феодальных предрассудков изменяет влюбленных, делает их сильнее, мужественнее, решительнее, заставляет совершать смелые поступки. Полюбив Ромео, Джульетта восстает против старой морали, задумывается над многими вопросами человеческих взаимоотношений. Например, она размышляет, что определяет достоинство человека:
Что значит имя?
Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть.
В этих словах Джульетты звучит ренессансное понимание человеческой личности. Гуманистическая идея этой трагедии воплощена не только в образах Ромео и Джультетты. Монах Лоренцо, чуждый всего монашеского, философ, изучающий природу, помогает влюбленным как мудрый старший друг, стремится прекратить вражду семей. Вера в мудрого монарха, характерная для большинства гуманистов, в трагедии проявилась в изображении справедливого князя Эскала, осуждающего распри и кровопролития.
Шекспир изобразил в трагедии юных и прекрасных героев. Их любовь сталкивается с феодальными моральными нормами, и они погибают. Любовь героев не трагична. Ромео и Джульетта верны друг другу до самой смерти. Трагический конфликт возникает из-за столкновения их любви с феодальной ситуацией вражды двух семей. Однако в конце трагедии появляется оптимистический мотив примирения Монтекки и Капулетти. Смерть Ромео и Джульетты помогает утвердиться новым гуманистическим принципам мира и любви. Шекспир изображает великую силу любви, которая изменяет героев. В начале трагедии Ромео – беззаботный юноша, но когда он влюбляется в Джульетту, он становится серьезным, смелым, мужественным человеком. Он задумывается о смысле жизни, его чувства серьезны и глубоки. Джульетта под воздействием любви к Ромео тоже становится решительной и мудрой женщиной. Раньше она полностью покорялась воле своих родителей. Полюбив Ромео, она восстает против старой морали, становится выше семейной вражды. В словах Джульетты звучит ренессансное понимание человека. Она говорит, что достоинство человека не зависит от его происхождения и имени:
«Когда Ромео не звался бы Ромео,
он хранил бы все милые достоинства свои…».
Ради любви Джульетта идет на очень смелый поступок: она инсценирует свою смерть. В любви заключен для нее смысл жизни. После гибели Ромео она не может жить и мужественно выбирает смерть. Шекспир прославляет всепобеждающую силу любви, которая может изменить общественные нравы.
40)
«Гамлет» (1601) - самая известная трагедия второго периода творчества Шекспира. В этом произведении автор, переработав сюжет старинной английской легенды, с большой силой отразил трагедию гуманизма в современном ему мире.
Действие трагедии происходит в Дании. Гамлет, принц датский, обучается в одном из крупнейших европейских университетов. Он знакомится с античной культурой и гуманистическими идеями, под влиянием которых формируется его мировоззрение. Он верит в силу и красоту человека, в разумное справедливое устройство мира. В трагедии Гамлет является носителем гуманистических идеалов. Его образ занимает центральное место в трагедии: в нём воплощены лучшие черты гуманиста эпохи Возрождения. Гамлет вступает в конфронтацию с преступным миром Клавдия, где нет места гуманистическим идеалам, в которые верит герой.
В трагедии можно выделить внешний и внутренний конфликт. Внешний конфликт заключается в столкновении гуманиста Гамлета с придворным обществом. Внутренний конфликт – это борьба, происходящая в душе самого Гамлета. Он не сразу приступает к решительным действиям, так как он видит свою задачу не только в том, чтобы наказать Клавдия, но и изменить мир, который представляется ему «садом, поросшим сорняками». Гамлет говорит: «Весь мир – тюрьма, с множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания – одна из худших». Гамлет – мыслитель и гуманист, он чувствует себя ответственным за общее благо, он должен бороться с неправдой всего мира и времени: «Век расшатался; и скверней всего, Что я рожден восстановить его!» Однако Гамлет понимает, что ему одному это не под силу. После долгих и мучительных размышлений Гамлет все же приходит к мысли о необходимости борьбы со злом и делает свой выбор. Подобно Дон Кихоту Сервантеса, Гамлет понимает, что он не может победить, но он также не может и смириться. Гамлет вступает в борьбу со злом и погибает.