Игральные карты «невские». 1992 г.
Игральные карты «Невские», выпущенные в 1992 году к 175-летию Комбината цветной печати также по рисункам В.М. Свешникова - последняя и, пожалуй, самая удачная работа художника, выполненная
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
и стилистике петровской гравюры - оригинального и самобытного явления в истории русского изобразительного искусства.
Фигурные карты, представляющие нам жителей Санкт-Петербурга петровских времён, словно сошли с гравюр Алексея Зубова. Их живой и деятельный облик, наполненный мажорным настроем, отражает дух эпохи преобразований, Викторий и ассамблей.
Короли всех мастей - сподвижники великого преобразователя, изображённые с маршальскими жезлами в руках и орденами на груди. Лихие усачи-валеты, победители при Полтаве, верхом на конях в боевом задоре размахивают обнажёнными шпагами. Карточные дамы - в основном петербурженки той же петровской эпохи. Кажется, что именно им художник в наибольшей степени придал индивидуальное своеобразие и характерность.
Пиковая дама-очевидно, питерская немочка, увлекающаяся румянами и популярными в XVIII веке мушками. Такую в наши дни назвали бы гламурной. Левретка, сидящая у неё на руках, свидетельствует о том, что фрау если не придворная фрейлина, то, минимум, жёнушка какого-нибудь посланника. Дама треф больше похожа на мещанку или горничную. Последнее вероятнее всего, так как наша дама как-то не соответствует своему карточному сану из-за медного подноса, который она держит в руках.
Дама червей - придворная фаворитка. Корсетное платье с глубоким декольте, тяжёлый блондинистый парик, манерный жест тонкой белой ручки, мушка над уголком губ - «Я вами интересуюсь!» - всё выдаёт в червовой даме молодую кокетку, умеющую пользоваться своей популярностью у мужчин. А вот бубновая дама - явно боярская дочка, которая мушками уже с удовольствием пользуется, но с сарафаном и кокошником расстаться не спешит. Этакая взрывоопасная смесь «французского с нижегородским».
Делая реверанс в сторону великого города, Свешников заполнил фон очковых карт изящной графикой петербургских достопримеча-
68 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
тельностей, настолько тонко выписанных, что узнать и определить их не составляет никакого труда. На двух цветных тузах помещается прямо-таки панорамный вид Петербурга с надписями, сообщающими игроку, что сия карта демонстрирует, ежели кем пейзаж остался неузнанным: пиковый туз - «Невская перспектива», трефовый туз -«Летний дворец», вернее, подъезд к нему и само здание в перспективе. Чёрно-белые червовый и бубновый тузы демонстрируют графические картинки Адмиралтейства и Зимнего дворца.
Мало кому известно, что к этой колоде автором были нарисованы три варианта джокеров и три варианта рубашки.
* * *
В 1991 году в нашей стране произошли существенные социальные изменения - СССР не стало. Новое государство стало жить по новым правилам - как обычно в таких случаях, стало можно то, чего нельзя было раньше. Для Комбината цветной печати, единственного государственного предприятия карточной индустрии, наступление новых социально-политических реалий открыло возможность разработки и реализации новых проектов. Новые экономические условия подтвердили старую истину - кто платит, тот и заказывает музыку. Сюжеты новых игральных карт стали определять платёжеспособные заказчики, не всегда обладавшие чувством художественного такта. Начиная рассказ о постсоветских игральных картах, автор этих строк с сожалением должен сообщить читателю о том, что высокий стиль русской карточной графики, созданный большими мастерами и прошедший проверку временем, в некоторых новых изданиях Комбината цветной печати заметно измельчал, порой превращаясь в пародию на игральные карты. По этой причине не все колоды, изданные Комбинатом в последние годы его работы, будут упомянуты в нашем рассказе.
Между тем изготовление новых карт продолжалось, и первые колоды, выпущенные в рамках СНГ, - «Украинские игральные карты» и «Казахские сказки» -явились словно бы приветственным реверансом в сторону ещё недавно братских народов.