Игральные карты «рококо». 1911 г.

Одной из первых колод, эскизы которых были заказаны немец­ким рисовальщикам, стали карты «Рококо». Продолжающие «ли­нию» «Средневековых» карт, «Рококо», тем не менее, разительно от­личались в культурно-эстетическом плане от колоды «Fancy», также входившей, как нам известно, в линейку «средневековых ремейков».

Сам стиль рококо, в котором выполнена эта колода, - «инфан тер­рибль», оставленный напоследок Европе угасавшим в первой поло-вине XVIII века барокко. Название «рококо» происходит от француз­ского «рокайль» - «завиток, ракушка». Полученные в наследство от

30 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ




               
  игральные карты «рококо». 1911 г. - student2.ru
    игральные карты «рококо». 1911 г. - student2.ru
    игральные карты «рококо». 1911 г. - student2.ru
    игральные карты «рококо». 1911 г. - student2.ru
 
 

игральные карты «рококо». 1911 г. - student2.ru
игральные карты «рококо». 1911 г. - student2.ru

барокко тяжёлая вычурность и стремление к чрез­мерной слащавости смягчились в рококо до ле­нивого гедонизма и интимно-салонной будуарно­сти. От художественных образов рококо словно веет ароматами придворных интриг и бесконеч­ных балов-маскарадов с фальшивыми пастухами и пастушками, столь любимыми при дворе «Ко­роля-Солнца» Людовика XIV. Суть эпохи рококо весьма точно передала однажды мадам де Помпа­дур, числившаяся у вышеупомянутого короля в фа­воритках: «После нас хоть потоп!».

Дыхание рококо чувствуется в каждой маленькой детали этой ко­лоды, начиная с причудливых картушей из лиственных плетей во­круг знаков мастей на тузовых картах и заканчивая мягкими, окру­глыми очертаниями лиц карточных фигур, как будто сошедших с кар­тин Ватто, Буше и Фрагонара. Техника хромолитографии позволила передать множество дробных, мелких костюмных и орнаментальных деталей, на которые так падок рококо - набивные узоры на кружеве и ткани, вычурные изгибы и переплетения на кольцах и брошах кар­точной «знати». Создаётся впечатление, что прорисована каждая бу­синка в ожерелье на шее бубновой дамы, каждая ворсинка горноста­евой мантии на плечах червового короля, каждая складка щегольских «инкруаяблей», завязанных бантами под подбородками бубнового и червового валетов.

В стиле рококо выполнено и цветовое решение карт. Здесь нет ин­тенсивных, мажорных тонов - «правят балом» приглушенные, блед­ные тона перлово-серого, сизого цвета, оттенок крабового мяса, «пе­пельная роза» и жухлая зелень надломленной, но брошенной ветки. С высокой художественной точностью передана фактура блестящих и бликующих тканей - шелка, атласа, парчи, в которую облачены коро­ли, дамы и валеты. Пасторально-опереточные выражения карточных лиц в окружении большого количества золота и пурпура производят какое-то «душное» впечатление излишества и лицемерной кукольно­сти, что весьма импонирует как частной теме карточных изображе-




мий, так и общей теме карт и карточной игры, а особенно - пасьянса!

Люди, сведущие в нюансах историко-временного путешествия карт среди людей и любящие их таинственный мир, до сих пор до конца не определились ни со временем, ни с местом появления пасьянса как особого вида карточной игры. Для одних - это Швеция, для дру­гих- Франция. Однако никто не отрицает того факта, что во времена Луи XIV карточный пасьянс был самым популярным способом вре­мяпрепровождения среди королевской дворни: ещё бы - кому же не хотелось погадать на новую фаворитку веселого французского коро­ля! Дамское «шу-шу», кофе с коньяком, горящие любовным румян­цем щеки и блестящие от возбуждения глаза: разложится - непре­менно повезет, не разложится - «Карты врут! Нет в жизни счастья!».

Атмосферу придворных интриг и адреналинового ожидания «сбы­чи мечт» карты «Рококо» умудрялись создавать даже в советскую эпо­ху -тогда эта колода выпускалась исключительно в формате пасьянс­ной, и уже социалистические кумушки терпеливо («пасьянс» с фран­цузского - «терпение») раскладывали карточную колоду, мысленно желая своим заклятым «подружкам», чтоб «не сошлось».

Наши рекомендации