Игральные карты «майя». 1975 г.
В 1975 году Комбинат цветной печати выпускает, пожалуй, самую необычную и экзотическую колоду в своей истории. Надпись на карточной коробке сообщала: «Игральные карты разработаны художником В.М. Свешниковым на тему древней культуры майя». Что же стало причиной обращения художника к этой необычной теме?
Таинственная культура майя издавна привлекала всеобщее внимание своими необычными рисунками на керамике и загадочными письменами, долго не поддававшимися прочтению. Решающую роль в их расшифровке сыграл советский лингвист и историк Юрий Валентинович Кнорозов из ленинградского Института эт-
нографии АН СССР, удостоенный за это открытие Государственной премии СССР. Первый из всех учёных, Кнорозов «декодировал» блоки знаков на индейских полихромных керамических вазах. Прорыв, совершенный Юрием Кнорозовым, привёл к расшифровке в последующие годы значительной части символов и пониманию содержания большинства текстов майя.
Далёкая и древняя культура майя, совершенно неожиданно сделавшаяся своего рода вотчиной советской исторической науки, приобрела широкую известность в СССР благодаря многочисленным книгам, статьям, научно-популярным фильмам и телепередачам, неизменно подчёркивавшим мировой приоритет социалистической научной мысли. Думается, что популярность темы и своеобразие изображений культуры майя вдохновили В.М. Свешникова на создание рисунков этой колоды, удачно стилизованных автором в своей манере.
Прежде всего, обратим внимание на письменные знаки, помещённые на картах. Система дешифрации надписей Кнорозова основывалась на том, что ключевыми элементами письма майя являлись знаки, которых известно около 800. Обычно они имели вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могли располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Такие вот блоки мы можем увидеть на всех фигурных картах из колоды «Майя»: у королей эти блоки состоят из четырёх элементов, у дам - из трёх, а у валетов - из двух. У красных мастей эти псевдоиероглифические значки красные, а у черных - синие.
Точно и непререкаемо судить о том, кому из героев мифов великих майя какая роль в колоде отдана, мы не можем, мы можем только предполагать. Сохранившиеся образцы керамики с иконографическими изображениями древних богов майя помогают нам распознать в короле пик древнего бога К'аш-ши, покровителя дождя и земледельцев. Есть у этого бога и другое, более короткое и более «удобоваримое» имя - Чак. Из-за этого его ещё считают покровителем лесорубов, потому что чак - это тяжёлый индейский топор. Вычислить это божество в колоде мы можем по его знаковому атрибуту - факелу, котрий Свешников вложил в руку пикового короля.
64 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
Пиковая дама - легендарная богиня-творительница, которую майя называли «Красная богиня». Она была законной супругой бога дождя Чака, входила в число избранных богов-творцов и носила на голове шевелящийся клубок змей. Вот в таком шипящем головным уборе она и несёт свою нелегкую службу в качестве карточной дамы в свешниковской колоде, правда, Виктор Михайлович вместо клубка змей Красной богине разрешил разместить на своей скульптурной головке только одну гадину.
Чтобы поподробнее познакомиться с семьёй короля и дамы пик, взглянем и на их сына - молодого бога кукурузы Юм-Кааша («владыку лесов»), который, очевидно, по достижению самостоятельности был «отселён» на карточную коробку. Конечно, Свешников не имел цели точного, иконографического изображения богов майя, он стилизовал своих королей, дам и валетов под древнеамериканские культовые картинки, однако бог кукурузы, изображённый художником на «обложке» такой оригинальной колоды, прекрасно «рассказывает» о себе такими образными особенностями, как высоко зачёсанные наверх волосы, напоминающие метёлки на длинных маисовых стеблях.
Трефовая «семья» - это верховный бог Ицамна и его жена Иш-Чель («Радуга»). Иш-Чель покровительствовала всем, кто занимался медициной, воспитанием детей и ткачеством. По некоторым данным, Иш-Чель ещё называли «богиней с косами» и изображали с четырьмя попарно спускающимися на плечи толстенными косищами. Свешников тоже изобразил Иш-Чель с длинными косичками, но почему-то их только две. Кстати, отношения между трефовыми королём и дамой имеют весьма неоднозначный характер: исходя из более древних мифов майя, Иш-Чель является не женой, а одной из ипостасей бога Ицамны. Хотя, впрочем, что тут странного? Ведь, как гласит старая русская поговорка, «Муж и жена - одна сатана!».
А вот все четыре валета в колоде - это четыре брата Бакаба: Хобниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хосан-Эк, которые стоят в четырёх углах Вселенной и поддерживают небо, чтобы оно не упало на землю. Бакабы имеют чёткую привязку к четырём сторонам света, к их цветовой и календарной символике. Так, Хобниль-это красный восток;
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
Кан-Цик-Наль - белый север; Сак-Кими - чёрный запад; а Хосан-Эк -жёлтый юг. По цветовым элементам одежды валетов «роли» можно распределить следующим образом: червовый валет - Хобниль, бубновый - Хоса-Эк, трефовый - Кан-Цик-Наль, а пиковый - Сак-Кими, уж больно много чёрных пятен на его жёлтой шкуре ягуара.
В колоде «Майя» два джокера, а самый известный зрителю персонаж мифологии майя - Кетцалькоатль («пернатый змей») - возглавил пиковую масть в «звании» туза.