Игральные карты «майя». 1975 г.

В 1975 году Комбинат цветной печати выпуска­ет, пожалуй, самую необычную и экзотическую колоду в своей истории. Надпись на карточной ко­робке сообщала: «Игральные карты разработаны художником В.М. Свешниковым на тему древней культуры майя». Что же стало причиной обраще­ния художника к этой необычной теме?

Таинственная культура майя издавна привле­кала всеобщее внимание своими необычными рисунками на керамике и загадочными письме­нами, долго не поддававшимися прочтению. Ре­шающую роль в их расшифровке сыграл советский лингвист и исто­рик Юрий Валентинович Кнорозов из ленинградского Института эт-

нографии АН СССР, удостоенный за это открытие Государственной премии СССР. Первый из всех учёных, Кнорозов «декодировал» бло­ки знаков на индейских полихромных керамических вазах. Прорыв, совершенный Юрием Кнорозовым, привёл к расшифровке в после­дующие годы значительной части символов и пониманию содержа­ния большинства текстов майя.

Далёкая и древняя культура майя, совершенно неожиданно сделав­шаяся своего рода вотчиной советской исторической науки, приоб­рела широкую известность в СССР благодаря многочисленным кни­гам, статьям, научно-популярным фильмам и телепередачам, неиз­менно подчёркивавшим мировой приоритет социалистической науч­ной мысли. Думается, что популярность темы и своеобразие изобра­жений культуры майя вдохновили В.М. Свешникова на создание ри­сунков этой колоды, удачно стилизованных автором в своей манере.

Прежде всего, обратим внимание на письменные знаки, помещён­ные на картах. Система дешифрации надписей Кнорозова основыва­лась на том, что ключевыми элементами письма майя являлись зна­ки, которых известно около 800. Обычно они имели вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могли располагать­ся вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Такие вот блоки мы можем увидеть на всех фигурных картах из колоды «Майя»: у королей эти блоки состоят из четырёх элементов, у дам - из трёх, а у валетов - из двух. У красных мастей эти псевдоиероглифические значки красные, а у черных - синие.

Точно и непререкаемо судить о том, кому из героев мифов вели­ких майя какая роль в колоде отдана, мы не можем, мы можем только предполагать. Сохранившиеся образцы керамики с иконографически­ми изображениями древних богов майя помогают нам распознать в короле пик древнего бога К'аш-ши, покровителя дождя и земледель­цев. Есть у этого бога и другое, более короткое и более «удобовари­мое» имя - Чак. Из-за этого его ещё считают покровителем лесору­бов, потому что чак - это тяжёлый индейский топор. Вычислить это божество в колоде мы можем по его знаковому атрибуту - факелу, ко­трий Свешников вложил в руку пикового короля.




игральные карты «майя». 1975 г. - student2.ru

игральные карты «майя». 1975 г. - student2.ru

64 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

Пиковая дама - легендарная богиня-творительница, которую майя называли «Красная богиня». Она была законной супругой бога дождя Чака, входила в число избранных богов-творцов и носила на голове шевелящийся клубок змей. Вот в таком шипящем головным уборе она и несёт свою нелегкую службу в качестве карточной дамы в свеш­никовской колоде, правда, Виктор Михайлович вместо клубка змей Красной богине разрешил разместить на своей скульптурной голов­ке только одну гадину.

Чтобы поподробнее познакомиться с семьёй короля и дамы пик, взглянем и на их сына - молодого бога кукурузы Юм-Кааша («вла­дыку лесов»), который, очевидно, по достижению самостоятельности был «отселён» на карточную коробку. Конечно, Свешников не имел цели точного, иконографического изображения богов майя, он сти­лизовал своих королей, дам и валетов под древнеамериканские куль­товые картинки, однако бог кукурузы, изображённый художником на «обложке» такой оригинальной колоды, прекрасно «рассказывает» о себе такими образными особенностями, как высоко зачёсанные на­верх волосы, напоминающие метёлки на длинных маисовых стеблях.

Трефовая «семья» - это верховный бог Ицамна и его жена Иш-Чель («Радуга»). Иш-Чель покровительствовала всем, кто занимался медициной, воспитанием детей и ткачеством. По некоторым данным, Иш-Чель ещё называли «богиней с косами» и изображали с четырьмя попарно спускающимися на плечи толстенными косищами. Свешни­ков тоже изобразил Иш-Чель с длинными косичками, но почему-то их только две. Кстати, отношения между трефовыми королём и да­мой имеют весьма неоднозначный характер: исходя из более древних мифов майя, Иш-Чель является не женой, а одной из ипостасей бога Ицамны. Хотя, впрочем, что тут странного? Ведь, как гласит старая русская поговорка, «Муж и жена - одна сатана!».

А вот все четыре валета в колоде - это четыре брата Бакаба: Хоб­ниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хосан-Эк, которые стоят в четырёх углах Вселенной и поддерживают небо, чтобы оно не упало на землю. Бакабы имеют чёткую привязку к четырём сторонам света, к их цве­товой и календарной символике. Так, Хобниль-это красный восток;


ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ

Кан-Цик-Наль - белый север; Сак-Кими - чёрный запад; а Хосан-Эк -жёлтый юг. По цветовым элементам одежды валетов «роли» можно распределить следующим образом: червовый валет - Хобниль, буб­новый - Хоса-Эк, трефовый - Кан-Цик-Наль, а пиковый - Сак-Кими, уж больно много чёрных пятен на его жёлтой шкуре ягуара.

В колоде «Майя» два джокера, а самый известный зрителю персо­наж мифологии майя - Кетцалькоатль («пернатый змей») - возглавил пиковую масть в «звании» туза.

Наши рекомендации