Игральные карты «антифашистские». 1942 г.

В первые же дни Великого Противосто­яния на фронт добровольцами ушли 40 ра­ботников Карточной фабрики. Предприятие, выпускавшее раньше сугубо мирную про­дукцию, быстро перестроило свое произ­водство - было освоено изготовление специ­альных технических бумаг, а с октября 1941 года началось выполнение и сугубо военных заказов. В условиях блокады Ленинграда, чтобы хоть как-то поддержать силы рабо­чих, стоявшим день и ночь у станков поли­графистам разрешили питаться довоенны­ми запасами казеина, декстрина и крахмала. Но и в таких условиях выпускались карты...

Но только теперь это был не просто атри­бут для приятного коротання времени и

И.Л. Власов



РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ




           
  игральные карты «антифашистские». 1942 г. - student2.ru   игральные карты «антифашистские». 1942 г. - student2.ru
    игральные карты «антифашистские». 1942 г. - student2.ru
 

игральные карты «антифашистские». 1942 г. - student2.ru

азартной игры, а мощное оружие Великой Оте­чественной пропагандистской войны!

Еще в предвоенные годы 7-м специальным от­делом ГУППКА была разработана методика ве­дения информационной войны, в основу которой легло формирование системы идеологической и психологической обработки личного состава вооружённых сил врага. С началом войны было принято решение изготовить игральные карты с карикатурными мордами фашистских партайге­носсе и изображениями скорого будущего «на­цистской камарильи». Эта колода карт, получившая название «Анти­фашистская», в тяжёлых условиях блокады была изготовлена на Кар­точной фабрике. Автором рисунков стал Василий Власов.

Василий Адрианович Власов - известный ленинградский худож­ник, до войны работавший в основном в области книжной графики. Тем не менее, Власов - мастер, снискавший себе славу именно ху­дожника военного времени. Вместе с Т. Шишмаревой и Т. Певзнером Власов создавал плакаты «Раздавим фашистскую гадину!», «Смерть фашизму!», которые с первых же дней войны были видны на улицах Ленинграда. Несколько позже Власов создает и собственные работы: «Варвары XX века», «Что ты ржёшь, мой конь ретивый?», «На под­ступах к Ленинграду найдет себе могилу эта гнусная банда!».

Колода карт, автором которой стал Власов, далась Василию Адриа­новичу в прямом смысле чуть ли не ценою жизни. В конце 1941 года в 7-м отделе контрпропаганды Ленфронта ряду известных художников предложили создать эскизы агитационных игральных карт. В работе принимали участие такие художники, как С. Мандель, М. Григорьев, А. Емельянов, Т. Певзнер. Лучшими были признаны эскизы Власова, ему и поручили работу по созданию грозного карточного «оружия».

Истощённый и обессиленный художник в холодной полутёмной квартире на Васильевском острове пытался рисовать. Жадно ловя ка­ждую минуту тусклого зимнего дня, Василий Адрианович в пальто, валенках и шапке наносил акварелью на картон тончайшие штрихи.

Это было невероятно сложно, если не сказать - невозможно. Аква­релью можно рисовать только при хорошем естественном освеще­нии, искусственный тусклый свет искажает тона, преломляет линии и кладёт ненужные тени. Больше половины стёкол в квартире было выбито бомбежками. Но Власов и тут нашёл выход из положения -перед самой войной с выставки вернулась сюита его рисунков, каж­дый был аккуратно окантован под стекло. Эти стёкла и вставлял он в выбитые окна.

После того, как был готов каждый новый эскиз, его надо было не­сти в литографический цех, находившийся от улицы Репина, где жил Власов, в 23 километрах, на проспекте Обуховской обороны. На это у ослабевшего художника сил уже не было, и он договорился со сво­им непосредственным начальником по изоотделу, что в определённые дни будет встречаться с ним на середине Невы, чтобы передать гото­вые наброски. В начале 1942 года 17 карточных рисунков уже были готовы для печати. Власов, никогда прежде даже не игравший в кар­ты, долго возился с балансом композиции и размером индексов. Необ­ходимо было всё гармонично вместит в карточное поле, при этом не рассеяв смысловую законченность и выразительность сюжетики кар­точных фигур. При всей серьёзности карикатуры получились смеш­ными и точно стреляющими в цель - в них отражен и авантюризм, и опереточность, и фанфаронство, и страшная сущность фашизма.

Короли из этой колоды в чём-то напоминали своих прототипов из «Антифашистских» карт 1940 года. По сути, компания та же - Гит­лер с арийским черепом и «Майн кампфом» в руках (только до этого в виде «Майн кампфа» была его собственная голова), чернорубашеч­ник Муссолини с окровавленным топором палача на плече, Хорти -венгерский дуче, отдавший по требованию своих фашистских друзей на растерзание флот родной страны, и теперь словно продолжавший по-лакейски подмазываться к остальной шайке, преданно подавая им бокал с кровью. Садистический Маннергейм с плёткой в руке и гроз­ным выражением физиономии...

Валеты - шаржи на соратников «бесноватого фюрера» - вопящий и микрофон «сверхбрехун» Геббельс, кровожадный Гиммлер с секи-

54 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ




игральные карты «антифашистские». 1942 г. - student2.ru
игральные карты «антифашистские». 1942 г. - student2.ru

рой в одной руке и кандалами в другой, «ариец» Геринг с тевтонским мечом в руке, лицемерный «дипломат» Риббентроп, уже готовый под­махнуть не глядя очередной «мирный договор».

Дамы в этой колоде - зрелище не менее душераздирающее. В ком­пании с измождённой немецкой вдовой с умирающим от голода ре­бёнком на руках, голодной и оборванной старухой, почти роняющей пустую тарелку и классической смертью с косой оказалась выхолен­ная немецкая фрау с кровавыми губами и очень глубоким декольте -как говорится, кому война, а кому мать родна...

Большие трудности возникли при печати карт в законсервирован­ном холодном помещении, без отопления и электроэнергии. Изго­товление карт производилось сложной хромолитографической печа­тью, которая требовала температурного режима +18-20 градусов, тог­да как в цехах едва-едва было 5 градусов тепла. Тяжёлые типограф­ские камни поднимали вшестером, грели их паяльными лампами, а вокруг мест непосредственного осуществления процесса печати вы­строили фанерные будки, обогревавшиеся изнутри. Технической сто­роной дела заведовал уже известный нам С.Д. Левашов, автор «Ан­тирелигиозной» колоды, занимавший должность главного инженера Литографии №24. Общими силами отпечатали более 700 листов карт.

Но и это ещё не всё. Упакованные в водонепроницаемую бумагу карты опустили в ведро с водой и так оставили на несколько часов. Карты вы­держали испытание. «Экспортный» товар был готов к «заброске» - си­лами партизанских отрядов колоды таких карт разбрасывали по вра­жеским окопам, где немецкие солдаты играли колодами, картинки в которых заставляли их, уже порядком уставших от пролития своей и чужой крови, задумываться над абсурдностью своего пребывания на чужой земле в качестве убийц и грабителей. «Антифашистские» карты Власова подрывали боевой настрой и веру немецких солдат в могущество фюрера и его челяди. Второй тираж этой «убойной» ко­лоды увидел свет лишь в начале 1943 года, что и не удивительно для тех условий, в которых «Антифашистские» карты появились на свет.7

7 Подробнее об этой колоде: Перельман А.С. Боевое задание полиграфистам блокадного Лен да.// «Полиграфия», № 3. 1985


Наши рекомендации