Игральные карты «антифашистские». 1942 г.
В первые же дни Великого Противостояния на фронт добровольцами ушли 40 работников Карточной фабрики. Предприятие, выпускавшее раньше сугубо мирную продукцию, быстро перестроило свое производство - было освоено изготовление специальных технических бумаг, а с октября 1941 года началось выполнение и сугубо военных заказов. В условиях блокады Ленинграда, чтобы хоть как-то поддержать силы рабочих, стоявшим день и ночь у станков полиграфистам разрешили питаться довоенными запасами казеина, декстрина и крахмала. Но и в таких условиях выпускались карты...
Но только теперь это был не просто атрибут для приятного коротання времени и
И.Л. Власов
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
азартной игры, а мощное оружие Великой Отечественной пропагандистской войны!
Еще в предвоенные годы 7-м специальным отделом ГУППКА была разработана методика ведения информационной войны, в основу которой легло формирование системы идеологической и психологической обработки личного состава вооружённых сил врага. С началом войны было принято решение изготовить игральные карты с карикатурными мордами фашистских партайгеноссе и изображениями скорого будущего «нацистской камарильи». Эта колода карт, получившая название «Антифашистская», в тяжёлых условиях блокады была изготовлена на Карточной фабрике. Автором рисунков стал Василий Власов.
Василий Адрианович Власов - известный ленинградский художник, до войны работавший в основном в области книжной графики. Тем не менее, Власов - мастер, снискавший себе славу именно художника военного времени. Вместе с Т. Шишмаревой и Т. Певзнером Власов создавал плакаты «Раздавим фашистскую гадину!», «Смерть фашизму!», которые с первых же дней войны были видны на улицах Ленинграда. Несколько позже Власов создает и собственные работы: «Варвары XX века», «Что ты ржёшь, мой конь ретивый?», «На подступах к Ленинграду найдет себе могилу эта гнусная банда!».
Колода карт, автором которой стал Власов, далась Василию Адриановичу в прямом смысле чуть ли не ценою жизни. В конце 1941 года в 7-м отделе контрпропаганды Ленфронта ряду известных художников предложили создать эскизы агитационных игральных карт. В работе принимали участие такие художники, как С. Мандель, М. Григорьев, А. Емельянов, Т. Певзнер. Лучшими были признаны эскизы Власова, ему и поручили работу по созданию грозного карточного «оружия».
Истощённый и обессиленный художник в холодной полутёмной квартире на Васильевском острове пытался рисовать. Жадно ловя каждую минуту тусклого зимнего дня, Василий Адрианович в пальто, валенках и шапке наносил акварелью на картон тончайшие штрихи.
Это было невероятно сложно, если не сказать - невозможно. Акварелью можно рисовать только при хорошем естественном освещении, искусственный тусклый свет искажает тона, преломляет линии и кладёт ненужные тени. Больше половины стёкол в квартире было выбито бомбежками. Но Власов и тут нашёл выход из положения -перед самой войной с выставки вернулась сюита его рисунков, каждый был аккуратно окантован под стекло. Эти стёкла и вставлял он в выбитые окна.
После того, как был готов каждый новый эскиз, его надо было нести в литографический цех, находившийся от улицы Репина, где жил Власов, в 23 километрах, на проспекте Обуховской обороны. На это у ослабевшего художника сил уже не было, и он договорился со своим непосредственным начальником по изоотделу, что в определённые дни будет встречаться с ним на середине Невы, чтобы передать готовые наброски. В начале 1942 года 17 карточных рисунков уже были готовы для печати. Власов, никогда прежде даже не игравший в карты, долго возился с балансом композиции и размером индексов. Необходимо было всё гармонично вместит в карточное поле, при этом не рассеяв смысловую законченность и выразительность сюжетики карточных фигур. При всей серьёзности карикатуры получились смешными и точно стреляющими в цель - в них отражен и авантюризм, и опереточность, и фанфаронство, и страшная сущность фашизма.
Короли из этой колоды в чём-то напоминали своих прототипов из «Антифашистских» карт 1940 года. По сути, компания та же - Гитлер с арийским черепом и «Майн кампфом» в руках (только до этого в виде «Майн кампфа» была его собственная голова), чернорубашечник Муссолини с окровавленным топором палача на плече, Хорти -венгерский дуче, отдавший по требованию своих фашистских друзей на растерзание флот родной страны, и теперь словно продолжавший по-лакейски подмазываться к остальной шайке, преданно подавая им бокал с кровью. Садистический Маннергейм с плёткой в руке и грозным выражением физиономии...
Валеты - шаржи на соратников «бесноватого фюрера» - вопящий и микрофон «сверхбрехун» Геббельс, кровожадный Гиммлер с секи-
54 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
рой в одной руке и кандалами в другой, «ариец» Геринг с тевтонским мечом в руке, лицемерный «дипломат» Риббентроп, уже готовый подмахнуть не глядя очередной «мирный договор».
Дамы в этой колоде - зрелище не менее душераздирающее. В компании с измождённой немецкой вдовой с умирающим от голода ребёнком на руках, голодной и оборванной старухой, почти роняющей пустую тарелку и классической смертью с косой оказалась выхоленная немецкая фрау с кровавыми губами и очень глубоким декольте -как говорится, кому война, а кому мать родна...
Большие трудности возникли при печати карт в законсервированном холодном помещении, без отопления и электроэнергии. Изготовление карт производилось сложной хромолитографической печатью, которая требовала температурного режима +18-20 градусов, тогда как в цехах едва-едва было 5 градусов тепла. Тяжёлые типографские камни поднимали вшестером, грели их паяльными лампами, а вокруг мест непосредственного осуществления процесса печати выстроили фанерные будки, обогревавшиеся изнутри. Технической стороной дела заведовал уже известный нам С.Д. Левашов, автор «Антирелигиозной» колоды, занимавший должность главного инженера Литографии №24. Общими силами отпечатали более 700 листов карт.
Но и это ещё не всё. Упакованные в водонепроницаемую бумагу карты опустили в ведро с водой и так оставили на несколько часов. Карты выдержали испытание. «Экспортный» товар был готов к «заброске» - силами партизанских отрядов колоды таких карт разбрасывали по вражеским окопам, где немецкие солдаты играли колодами, картинки в которых заставляли их, уже порядком уставших от пролития своей и чужой крови, задумываться над абсурдностью своего пребывания на чужой земле в качестве убийц и грабителей. «Антифашистские» карты Власова подрывали боевой настрой и веру немецких солдат в могущество фюрера и его челяди. Второй тираж этой «убойной» колоды увидел свет лишь в начале 1943 года, что и не удивительно для тех условий, в которых «Антифашистские» карты появились на свет.7
7 Подробнее об этой колоде: Перельман А.С. Боевое задание полиграфистам блокадного Лен да.// «Полиграфия», № 3. 1985