Игральные карты «xviii век». 1930 г.
Ещё одна колода, вошедшая в линейку экспортной продукции Карточной фабрики, явилась замечательным примером использования в отечественной прикладной графике утончённо-элегантного стиля арт-деко - течения в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившегося в архитектуре, моде и живописи.
Сами по себе фигурные карты этой колоды предстают как яркие, выразительные характеры, сочетающие обтекаемость, грациозность и игривость отдельных рисунков с сюжетным наполнением внутри мастей. Бубны -престарелый граф-проказник, наивная пастушка, милая и нежная в своей простоте, и юный пастушок, мечтательно сжимающий цветок и отводящий в сторону глаза; червы - несколько обрюзгший Казанова, дама, ищущая недвусмысленных приключений и поэтому закрывающая лицо маской, и пронырливый Арлекин с застывшей гримасой настороженности на пудреном дель-артовском лице; пики - бравый вояка с маршальской звездой на парадном сюртуке, эдакий любимец женщин и гроза мужчин, весёлая маркитантка-наездница в амазонке цвета хаки и несколько приунывший солдат-рядовой, словно понимающий, что между таким королём и дамой ему никогда не встать ни в жизни, ни уж тем более в картах; трефы - интересная композиция из чересчур плотоядного кюре и по-заморски шикарного арапа, между которыми словно разрывается благочестивая монахиня, не знающая, кого же ей всё-таки предпочесть — кюре, от которого всё равно никуда не деться «по долгу службы», или богатого и щедрого «басурмана».
Эскизы карт выполнены в художественной манере, продолжающей излюбленные темы и мотивы модерна, но при этом совершенно необычайным образом сочетающей в себе и средневековую европейскую прованскую пасторальность и, в то же время, какие-то чисто русские «мирискуснические» полудекадентские нюансы. Ничего удивительного: «XVIII век» - это карты в духе ар-деко, который называют одним из художественных стилей, соединяющих несоединимое.
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
Хотя арт-деко и считается «родным сыном» европейского искусства, рождённым еще в 20-х годах ХХ-го века, но он не был бы тем арт-деко без Дягилевских русских балетных сезонов с их яркими экспрессивно-этническими костюмами и декорациями. Отсюда и тонкие струящиеся руки томных карточных дам, отсутствие тяжёлых декораций, «сбивающих» пространственную актуальность карточной фигуры, чёткие, почти силуэтные линии. Кажущаяся чрезмерная простота этих карт, порою переходящая в примитивизм, уравновешивается нарочито костюмным (театральным) Арлекином, а дама червей - вылитая Коломбина. Пышные одежды дам, королей и валетов хотя и подают нам знаки о своей принадлежности к барочно-ренессансной Европе, но из-за чистых и лёгких цветов больше напоминают балетные афиши, вывешенные в день премьеры и не потерявшие ещё типографской свежести.
Колода «XVIII век» выпускалась в двух вариантах - экспортном в 53 листа и обычном, в 37 листов. Производство этих карт было недолгим и малотиражным, в настоящее время они относятся к числу наиболее редких.