Игральные карты «народности ссср». 1929 г.
Не все карты, которые предлагала Карточная фабрика, были удачны в идеологическом отношении. В 1929 году произошел настоящий курьёз, о котором сообщал журнал «Чудак». Автор журнальной статьи «Обновлённые валеты» настолько цветисто описал эту ситуацию, что невозможно не привести сей «опус» целиком: «Много есть на свете тошнотворных благотворительных затей, вроде филантропических балов с «танцами до утра в пользу узников капитала».
Граждан заботливо извещают о том, что на балу будет буфет с крепкими напитками, и буде кто пожелает выпить за здоровье вышеупомянутых узников, то может не беспокоиться. Есть и буфет, можно и надраться в честь революционеров, томящихся в тюрьмах капиталистического Запада. Открытки, прибыль с которых должна пойти на усиление средств «Общества спасения на водах», вам предлагает субъект, лоб которого настолько изрыт пивными морщинами, что невозможно поверить в то, что ваш двугривенный дойдёт до симпатичного Общества, озабоченного спасением утопающих. Не дойдут до общества и двугривенные ваших сограждан. Вернее всего, что пойдут эти деньги на углубление пивных морщин на лбу благотворительного субъекта. Выпьет он на эти деньги.
40 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
Как видно, такой же изворотливый, напичканный новыми идеями мужчина пробрался недавно в Гос-карточную монополию. Это можно заметить по метаморфозе, происшедшей с картами.
Танцы сами по себе вещь невинная, но танцы в пользу голодающих вызывают отвращение. Карты сами по себе вещь довольно гнусная, но карты с пришитыми к ним «культурными заданиями» совершенно невыносимы.
Но Гос-карт-монополия решила работать «в плане культурного похода». И вместо королей с дворницкими бородами, вместо надменных дам и валетов с блудливыми глазами, появились представители национальностей нашего Союза. Новая колода называется красиво и благозвучно: «Народности СССР».
Бубнового короля заменяет старый узбек в халате и чалме.
Нет больше валета с веревочными усиками. Вместо него - белорус в бараньей шапке.
Нет также и пиковой дамы. В нашей стране нет места таким дамам. Ныне имеется молодая украинка в расшитой рубашке, молодая украинка пик.
Остальные фигуры под стать. Есть и раскрепощенные женщины Востока (дамы, сбросившие чадру), есть и таджики (короли и валеты, образовавшие колхоз). Представлены почти все нацмены.
Говоря коротко: - Четыре сбоку, узбека нет!
Как, должно быть, обрадуются нацмены! То-то будет ликование в республиках, когда появятся там обновлённые короли. Трудно даже себе представить, как будут благодарны нацмены валетам из Гос-карт-монополии»6.
Что поделать - не все советские люди верили в благие намерения карточной «благотворительности», поэтому не удивительно, что из-за «неполиткоректности» колоду с производства быстро сняли. В настоящее время известен единственный экземпляр этих карт, в отреставрированном виде экспонирующийся в Музее игральных карт в Петергофе.
6 «Чудак». - М., 1929. - № 4, декабрь. - С. 9.