Игральные карты «народности ссср». 1929 г.

Не все карты, которые предлагала Карточная фа­брика, были удачны в идеологическом отношении. В 1929 году произошел настоящий курьёз, о кото­ром сообщал журнал «Чудак». Автор журнальной статьи «Обновлённые валеты» настолько цвети­сто описал эту ситуацию, что невозможно не при­вести сей «опус» целиком: «Много есть на свете тошнотворных благотворительных затей, вроде фи­лантропических балов с «танцами до утра в поль­зу узников капитала».

Граждан заботливо извещают о том, что на балу будет буфет с крепкими напитками, и буде кто пожелает выпить за здоровье выше­упомянутых узников, то может не беспокоиться. Есть и буфет, мож­но и надраться в честь революционеров, томящихся в тюрьмах капи­талистического Запада. Открытки, прибыль с которых должна пойти на усиление средств «Общества спасения на водах», вам предлагает субъект, лоб которого настолько изрыт пивными морщинами, что не­возможно поверить в то, что ваш двугривенный дойдёт до симпатич­ного Общества, озабоченного спасением утопающих. Не дойдут до общества и двугривенные ваших сограждан. Вернее всего, что пой­дут эти деньги на углубление пивных морщин на лбу благотворитель­ного субъекта. Выпьет он на эти деньги.

40 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ




       
  игральные карты «народности ссср». 1929 г. - student2.ru
    игральные карты «народности ссср». 1929 г. - student2.ru
 

игральные карты «народности ссср». 1929 г. - student2.ru

Как видно, такой же изворотливый, напичканный новыми идеями мужчина пробрался недавно в Гос-карточную монополию. Это мож­но заметить по метаморфозе, происшедшей с картами.

Танцы сами по себе вещь невинная, но танцы в пользу голодаю­щих вызывают отвращение. Карты сами по себе вещь довольно гнус­ная, но карты с пришитыми к ним «культурными заданиями» совер­шенно невыносимы.

Но Гос-карт-монополия решила работать «в плане культурного по­хода». И вместо королей с дворницкими бородами, вместо надмен­ных дам и валетов с блудливыми глазами, появились представители национальностей нашего Союза. Новая колода называется красиво и благозвучно: «Народности СССР».

Бубнового короля заменяет старый узбек в халате и чалме.

Нет больше валета с веревочными усиками. Вместо него - бело­рус в бараньей шапке.

Нет также и пиковой дамы. В нашей стране нет места таким да­мам. Ныне имеется молодая украинка в расшитой рубашке, молодая украинка пик.

Остальные фигуры под стать. Есть и раскрепощенные женщины Востока (дамы, сбросившие чадру), есть и таджики (короли и валеты, образовавшие колхоз). Представлены почти все нацмены.

Говоря коротко: - Четыре сбоку, узбека нет!

Как, должно быть, обрадуются нацмены! То-то будет ликование в ре­спубликах, когда появятся там обновлённые короли. Трудно даже себе представить, как будут благодарны нацмены валетам из Гос-карт-мо­нополии»6.

Что поделать - не все советские люди верили в благие намерения карточной «благотворительности», поэтому не удивительно, что из-за «неполиткоректности» колоду с производства быстро сняли. В на­стоящее время известен единственный экземпляр этих карт, в отре­ставрированном виде экспонирующийся в Музее игральных карт в Петергофе.

6 «Чудак». - М., 1929. - № 4, декабрь. - С. 9.


Наши рекомендации