Игральные карты «fancy». 1911 г.
Есть предположение, что, помимо колод карт «Рококо» и «Русский стиль», художнику, служащему фабрики Дондорфа во Франкфурте-на-Май не, чье имя так и не стало достоянием истории, петербург-
ской Карточной фабрикой были заказаны эскизы ещё к нескольким колодам. Один из них - эскиз к картам «Fancy». Название этой карточной колоды переводится как «фантазия».
Своеобразным прототипом для «Фантазийных» карт стали карты «Mittelalter-Spieles» с фигурами в средневековых костюмах, которые выпускала фирма Дондорфа. Контрабандными путями «средневековые» карты добирались и до России, где пользовались немалой популярностью из-за хорошего качества выделки и изящной «европейскости» рисунка. Не мудрствуя лукаво, Карточное ведомство решило бороться с контрабандой по-своему и выпустило точно такую же «средневековую» колоду, разумеется, с поправкой на российские реалии. От немецких «MittelalterSpieles» русские «Фантазийные» карты отличались несколько иначе прорисованными крестами на державах в руках королей, кириллическими индексами и, естественно, клеймом «В пользу Императорского Воспитательного дома» на бубновом тузе.
Поражает снежно-белое, словно светящееся поле игральной карты, в которое мягко и компактно вписаны фигуры королей, дам и валетов. Тонкая рамка на фигурных картах не ограничивает, а, наоборот, словно открывает пространство, в котором помещены изображения каждого «действующего лица» карточной «свиты». Сложная техника шестнадцатицветной хромолитографии, только в это время опробованной мастерами Карточной фабрики, позволила великолепно передать изысканную нарядность легких и мягких оттенков костюмов карточных вельмож, стилизованных художником в духе эпохи Ренессанса.
Приятное «прованское» пастельное многоцветие, цветочные виньетки на тузах, похожие на чашечные узоры росписей по фарфору, сочные оттенки красок и благородные, почти романические лица, должно быть, делали карточную игру приятной во всех отношениях, и особенно в эстетическом плане. Своеобразным плюсом этой колоды яв-ляется отсутствие явной эмотивности в карточных «портретах» - как И положено, короли, дамы и валеты, лишенные смазливой миловид-
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
ности и следов порочных страстей, просто и бесстрастно взирают из своего зазеркального карточного мира и милостиво позволяют всяко себя тасовать и раскладывать. Стоит, однако, заметить, что за это «удовольствие» приходилось изрядно платить - из-за больших затрат на производство и материалы, применявшиеся в процессе изготовления карт высших сортов, в число которых входили и «Fancy», колода стоила довольно дорого, что, впрочем, мало останавливало настоящих ценителей!
* * *
Пережив Революцию и гражданскую войну, старая Карточная фабрика вновь начала производство своего ходового товара для нужд Советского государства. Как и прежде, доходы от карточной продажи обращались на нужды благотворения, например, для помощи голодающим в Поволжье. Возросло значение игральных карт и как экспортного товара. Для продажи за границу стали производиться карты высших сортов как по рисункам, разработанным ещё в дореволюционное время, так и по новым эскизам, отразившим революционную идеологию.