Игральные карты м.о. микешина. 1890 г.
В собрании Русского музея хранится «Проект игральных карт для Императорской карточной фабрики» известного русского скульптора и художника М.О. Микешина. Проект сделан «в русском вкусе», весьма модном в то время, и включает эскизы половинок 12 фигурных карт, то есть все фигуры обычной карточной колоды, выполненные в виде персонажей русских сказок.
М.О. Микешин |
Карточные короли, изображаемые на царственном бронзовом фоне, обладают вполне узнаваемыми чертами и Кащея Бессмертного (король пик), и румяного рыжебородого Лешего богатырских размеров (король бубей), и Кудесника-колдуна в пурпурной мантии (червовый король), и Водяного в похожей на чешую кольчуге. В рисунках карточных дам явно заметно влияние творчества Н.В. Гоголя, произведения которого Микешин не раз иллюстрировал. Так, бубновая дама изображена в виде Киевской ведьмы - румяной «дивчины» в стилизованном малоросском костюме. Она разительно отличается красотой и молодостью от своей «товарки» - пиковой дамы, которая представлена в виде старой клыкастой Бабы-Яги. Дама треф - бледноликая и печальная Русалка, прообразом которой, возможно, была светская красавица Ю. Маков-ская, покачана в дремучих зарослях тростника В весьма пикантном виде. А червонная дама, как ей и положено по статусу, изображена художником как повелительница всякого рода излишеств Сирен Царь-девица с павлиньими перьями, роскошной короной и яблоневой ветвью в руках, она почти по-цыгански чер-
ноброва и фатальна.
26 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
Несколько выбиваются из общей компании валеты. Как бы считая их недостойными высшей милости воплощать в себе черты «коренных» русских сказочных персонажей Микешин предоставил им просто символизировать собой некие мифические сказочные силы: Лучник (валет пик) - тёмное зло, Баян (трефовый валет) - легендарную богатырскую смелость и славу, завоёванную этой смелостью, Сокольник (червовый валет) - непреодолимую, всегда побеждающую силу добра (силу правых - ведь в русских сказках побеждает всегда только добро), а Винник (бубновый валет) - жизнерадостный кудрявый молодец со связкой ключей на поясе - изворотливый богатырский ум и молодецкую хитрость, не раз позволявшие обвести вокруг пальца целое полчище нечисти.
Проект колоды демонстрировался на Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в 1895 году в Санкт-Петербурге, и получил там весьма лестные отклики5. Но в тираж карты так и не пошли по причине «тяжеловесности и отсутствия свободы стиля», как написано в «Истории русского искусства» под редакцией И. Грабаря. Да и наступавшая новая эпоха отдавала предпочтение тонкой стилизации, а не эклектичности и детальным излишествам - уж очень мешали игрокам выражения лиц карточных королей и дам, отвлекая на себя внимание, столь необходимое в игре!