Игральные карты м.о. микешина. 1890 г.

игральные карты м.о. микешина. 1890 г. - student2.ru

В собрании Русского музея хранится «Проект игральных карт для Император­ской карточной фабрики» известного рус­ского скульптора и художника М.О. Ми­кешина. Проект сделан «в русском вку­се», весьма модном в то время, и включа­ет эскизы половинок 12 фигурных карт, то есть все фигуры обычной карточной колоды, выполненные в виде персонажей русских сказок.

М.О. Микешин
игральные карты м.о. микешина. 1890 г. - student2.ru

Карточные короли, изображаемые на царственном бронзовом фоне, обладают вполне узнаваемыми чертами и Кащея Бес­смертного (король пик), и румяного ры­жебородого Лешего богатырских размеров (король бубей), и Кудесни­ка-колдуна в пурпурной мантии (червовый король), и Водяного в похо­жей на чешую кольчуге. В рисунках карточных дам явно заметно вли­яние творчества Н.В. Гоголя, произведения которого Микешин не раз иллюстрировал. Так, бубновая дама изображена в виде Киевской ведь­мы - румяной «дивчины» в стилизованном малоросском костюме. Она разительно отличается красотой и молодостью от своей «товарки» - пи­ковой дамы, которая представлена в виде старой клыкастой Бабы-Яги. Дама треф - бледноликая и печальная Русалка, прообразом которой, воз­можно, была светская красавица Ю. Маков-ская, покачана в дремучих зарослях тростника В весьма пикантном виде. А червонная дама, как ей и положено по статусу, изображена ху­дожником как повелительница всякого рода излишеств Сирен Царь-девица с павлиньи­ми перьями, роскошной короной и яблоневой ветвью в руках, она почти по-цыгански чер-

ноброва и фатальна.

26 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ




       
    игральные карты м.о. микешина. 1890 г. - student2.ru
 
  игральные карты м.о. микешина. 1890 г. - student2.ru

игральные карты м.о. микешина. 1890 г. - student2.ru
игральные карты м.о. микешина. 1890 г. - student2.ru

Несколько выбиваются из общей компании валеты. Как бы считая их недостойными высшей милости воплощать в себе черты «корен­ных» русских сказочных персонажей Микешин предоставил им про­сто символизировать собой некие мифические сказочные силы: Луч­ник (валет пик) - тёмное зло, Баян (трефовый валет) - легендарную богатырскую смелость и славу, завоёванную этой смелостью, Соколь­ник (червовый валет) - непреодолимую, всегда побеждающую силу добра (силу правых - ведь в русских сказках побеждает всегда толь­ко добро), а Винник (бубновый валет) - жизнерадостный кудрявый молодец со связкой ключей на поясе - изворотливый богатырский ум и молодецкую хитрость, не раз позволявшие обвести вокруг пальца целое полчище нечисти.

Проект колоды демонстрировался на Всероссийской выставке пе­чатного дела, проходившей в 1895 году в Санкт-Петербурге, и полу­чил там весьма лестные отклики5. Но в тираж карты так и не пошли по причине «тяжеловесности и отсутствия свободы стиля», как на­писано в «Истории русского искусства» под редакцией И. Грабаря. Да и наступавшая новая эпоха отдавала предпочтение тонкой стили­зации, а не эклектичности и детальным излишествам - уж очень ме­шали игрокам выражения лиц карточных королей и дам, отвлекая на себя внимание, столь необходимое в игре!



Наши рекомендации