Игральные карты «русский тарок». 1820 г.
В 1778 в книге Григория Комова «Описание картёжных игор...» в числе употребляемых в России карточных игр впервые упоминается тарок. Эта старинная игра, возникшая ещё в эпоху Ренессанса, от конца XVIII и до середины XIX века была популярна и в нашем Отечестве.
Для игры в тарок используется весьма специфическая колода из 78 листов, включающая 22 особые нумерованные карты, именуемые Старшими Арканами. Вероятно, на первых порах в России для этой игры использовались привозные карты, поскольку никаких сведений об их производстве до заведения Карточной фабрики не известно.
Колода для тарока стала одной из первых, изготовлявшихся в карточных цехах Александровской мануфактуры. О необходимости выпускать тарокковые карты было особо упомянуто в специальном положении 1819 года при заведении Карточной фабрики. Видимо, популярность этой игры в пушкинские времена была достаточно большой.
Колода, называемая сейчас «Русский Тарок» или «Тарок животных» -чисто российский продукт с западноевропейским «прононсом», который обнаруживает себя, прежде всего, в явном сходстве этих карт с бургундскими колодами XVII века (бубновый монарх-бургундец держит точно такой же скипетр, как и наш, русский бубновый «царь-батюшка»). Кроме того, европейские корпи просматриваются в недвусмысленном сходстве головных уборов карточных королей из отечественного «Тарока» и парижской колоды-«побратима» 1808 «года выпуска» (наш «тарочный» бубновый король в точно такой же «чалме», как парижский трефовый «правитель»).
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
А вот о том, что «продукт» всё-таки чисто российский, говорят веселые мужички с медведиками, зайчики, глодающие русскую осинку, дикие кабаны и серые волки, мрачно взирающие на нас с карточных листков Старших Арканов. И даже необычные для средней полосы России слоны и сказочные единороги сделаны так, как будто они сошли со страниц веселого сытинского лубка «Про страшную зверюгу крокодила» за полкопейки.
Благородные европейские дамы и валеты, неожиданно попав в компанию к русским «мужикам» и «медведям», выглядят не грациозно, а скорее карикатурно. Мощные фигуры дородных круглолицых дам вкупе с упитанными кавалерами, скачущими с вострой сабелькой на толстозадых скакунчиках, думается, очень импонировали русским мещанкам и купчихам.
Тарокковая колода в 30-е - 40-е годы XIX века была самой дорогой в сортаменте Карточной фабрики и стоила 70 копеек (8 рублей 40 копеек за дюжину колод), что было дороже даже «самых лучших» глазетных карт - те стоили на 10 копеек дешевле.
Отметим ещё одну особенность этой колоды - использование зелёного цвета в раскрашивании карт. Это действительно необычно, поскольку для разрисовки рядовых колод в России в начале XIX века применялись только три цвета - красный, синий и жёлтый.
Производство русских тарокковых карт продолжалось, по крайней мере, до 1855 года, когда они в последний раз упоминаются в «Таблице цен различных сортов карт» Карточной фабрики. Сейчас полные комплекты этой колоды весьма редки.