Живопись / искусство византии

Техника иконописи

В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи, вытесненная фреской.

Техника станковой живописи была такова:

На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси - сосновую или липовую) или холст ("поволока") наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела ("левкас"), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.

Пропорции фигур

Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.

Тип лица и выражение

Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.

Внешность и поза

Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой.

"Уплощение", игнорирование линейной перспективы

Кресто́во-ку́польныйхрам(влитературетакжевстречаетсявариантнаписания«крестовокупольный») —архитектурныйтипхристианскогохрама, сформировавшийсявВизантииивстранаххристианскогоВостокав V—VIII веках. СталгосподствующимвархитектуреВизантии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

Центрическиепостройки Палестины IV века, возведенные при Константине Великом на местах земной жизни Иисуса Христа представляли собой простые ротонды или октагоны (восьмигранники) без апсиды и дополнительных пристроек. Со временем у них появилась апсида, функция которой первоначально не обязательно совпадала с алтарем храма. В апсиде могли совершать начальную часть литургии с чтением Евангелия, а Евхаристия совершалась в центре здания под куполом[2]. Со временем ротонды дополнялись пристройками, например, помещениями для паломников, посещавших святые для христиан места.

ДПИ

Декоративно-прикладное, как и все другое искусство Восточно-Римской империи, иначе Византии, характер­изуется монотеистической направленностью. Христианство стало «культурным» лицом государства.

Орнамент. Не меньший интерес представляет и восточ­но-римский орнамент. В византийском орнаменте присутст­вует сложнейший, многогранный, во многом эклектичный художественный мир, сформировавшийся в результате слож­ных взаимодействий наследия разлагающейся римской куль­туры и греческого эллинизма, индо-персидских влияний и позднее — арабо-мусульманского мира. Среди них самый из­вестный — мотив виноградной лозы. Характерен для визан­тийской орнаментики мотив драгоценного камня, являющий­ся изобразительной имитацией натуральных камней. Орна­ментальные композиции строятся на принципе простого пересечения горизонтальных и вертикальных линий, диаго­налей, сеток. Византийская культура как бы подготавливала почву для будущей истории орнаментики христианского мира. Это и простейшие формулы свастик, меандров, спира­лей, пальметт, и композиции, построенные на сочетании круг — крест — квадрат.

Также, благодаря греческому влиянию, широко распро­страняется искусство резьбы по камню. Известны превосход­ные камеи на поделочных камнях, выполненные византий­скими резчиками.

Металл. Византийских ювелирных украшений сохрани­лось относительно немного, в основном это серьги, перстни, браслеты, ожерелья. В их декоре часто использовали драго­ценные камни, жемчуг, эмали и чернь.Гравированный орнамент из геометрически стилизо­ванных мотивов виноградных лоз становится более рельеф­ным и сочным, со множеством светотеневых и цветовых эф­фектов.

Византийское ювелирное искусство славилось своими распятиями, чеканными литургическими сосудами, окладами и другими предметами культа, которые часто украшались тончайшей перегородчатой эмалью. В работах византийских ювелиров широкое распространение получило сочетание зо­лота или позолоченного серебра с алмазами, бирюзой, руби­нами, изумрудами, жемчугом.Среди культовых ювелирных изделий главную роль играют золотые овальные медальоны — энкол- пионы, служившие для хранения реликвий, для обозрения которых в корпусе делалось специальное «оконце». Такие реликварии с изображением Богоматери или Иисуса Христа но­сили епископы

МозаикаРассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Многообразные техники, стили – мастера совершенствовали свои навыки под влиянием развития церковного зодчества. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Когда в вечерних сумерках зажигали свечи, выполненные в такой технологии святые, сияли, создавая смиренную и одухотворенную атмосферу во время проведения служб.

Наши рекомендации