Театр средневековья. Литургии и мистерии.

Первые значительные попытки создания искусственного эффектного освещения.

Симультанная сцена.

Источники освещения - свечи, масляные светильники, факел, первые пиротехнические эффекты.

Тетр эпохи Ренессанса.

Начало формирования сцены-коробки. Развитие общего, декоративного и эффектного освещения. Первая классификация типов освещения.

Источники освещения - свечи, масляные светильники, факел, первые пиротехнические эффекты.

Театр Барокко.

Существенное развитие техники и технологии сцены. Усовершенствование масляных ламп. Цветное освещение.

Источники освещения - свечи, масляные светильники, пиротехника.

Классический театр до ХХ в.

Окончательное формирование сцены-коробки.Начало создания первых единых схем постановочного освещения. Появление газовых горелок. Появление прототипов регуляторов освещения.

Первые опыты с электрическим освещением.

Источники освещения - свечи, масляные светильники, пиротехника, газовые горелки.

Использованная литература:

1.Базанов В.В. Техника и технология сцены. Учеб. пособие для вузов и сред. учеб. заведений искусств и культуры. Л., 1976

2.Извеков Н. П. Свет на сцене. Л.-М., 1940

3.Д. Г. Исмагилов, Е. П. Древалева. Театральное освещение / Под ред. О. В. Коноваловой - М.: "ДОКА Медиа", 2004

4.Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины ХХ века. М., 1997
5.Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Вторая половина ХХ века. М., 2001
6.Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Мастера. М., 2002

7.Барков В. С. Световое оформление спектакля, М., 1953.

Интернет-ресурс: dmx512.org (art-melnik.ru)

А. МЕЛЬНИК

ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОЕ ПОСТАНОВОЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ ХХ в.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПОСТАНОВОЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Окончательное формирование классического театра.

К середине ХIX века основные черты классической, кулисной сцены-коробки, рожденные ещё в итальянском театре XVII века получили свои завершенные формы. Классическая сцена стала доминирующей в театральном мире. Конечно, остальные типы сцены продолжали своё существование параллельно общемировым тенденциям. Многообразие различных типов сцен, сохранилось и до наших дней, но законы построения сценографии и постановочного света формируются именно для сцены-коробки и только потом адаптируются для других, нестандартных площадок. К подробному изучению архитектуры сцены-коробки мы обратимся в следующих главах учебника.

Появление электричества. Дуговые лампы.

Нужно отметить, что открытие электричества само по себе не совершило моментальный переворот в освещении сцены, более того, первая в мире вольтова дуга, созданная в Петербурге русским физиком В.В. Петровым, ещё в 1802 году, как часто бывает в России была забыта на несколько десятилетий. Лишь через 10 лет этот же опыт был проделан английским ученым Х. Дэви.

Прошло еще несколько десятилетий, театр продолжал использовать свечи и газовые фонари. Только в 1849 году, в парижском Гранд опера, на премьере оперы Мейербера «Пророк» появился первый дуговой электрический прожектор. Он был оснащен параболическим отражателем и имитировал пожар и восход солнца. Что интересно, спустя несколько лет в этом же театре был применён первый «водящий» прожектор.

Первоначально в качестве источника энергии использовались громоздкие батареи. С появлением динамо-машины, дуговые светильники начали распространяться в театрах. Несмотря на то, что дуговые источники сильно мигали и искрили, эффекты молний, солнца, радуги создаваемые при помощи электричества, значительно отличались по яркости и цветности от свечных, масляных и газовых источников. Что касается направленного освещения актеров, то в этой области у электрических приборов конкурентов не было.

Полноценный переход театров на электрическое освещение стал возможен только с появления лампы накаливания.

Лампа накаливания.

Как у любого фундаментального изобретения, существует несколько авторов, так и насчет имени первооткрывателя лампы накаливания не утихают споры.Очевидно, идея пришла в голову независимо нескольким авторам. Бельгиец Фобар в 1838г. накалял угольную пластинку в вакууме, англичанин де Молейн с 1841г. использовал платиновую нить, его соотечественник Гебель в 1847г. применил волоски обуглившегося тростника.

Наш соотечественник, Александр Ладыгин в 1874 году получил патент на лампу с угольным стержнем в вакууме.

Наконец, в 1879 г. Томас Эдисон получает патент на изобретение ламп накаливания с угольной нитью, а спустя год начинает серийный выпуск относительно недорогих ламп. С создания компании «Эдисон-энд-Сван-юнайтед-электрик-лайт-компани» (совместно с Джозефом Сваном) начинается эпоха распространения электрического освещения.

Наши рекомендации