Краткая история освещения ХХ в.

ПОСТАНОВОЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ НАШИХ ДНЕЙ.

0.1.Технический арсенал с точки зрения художественных особенностей современной световой аппаратуры.

Устройства управления постановочным освещением.

Проекционная техника. Системы отображения видео.

Прочие световые устройства.

ВСТУПЛЕНИЕ

Эта попытка создать отечественный учебник по художественному свету, естественно не является первой. Еще в середине ХХ века появился первый учебник Н.П. Извекова «Свет на сцене», актуальность которого не теряется до сих пор.

Вторая половина ХХ века дала России целую когорту учителей-мастеров театрального света и технологии сцены. Достаточно привести самые яркие примеры представителей петербуржской (ленинградской) театральной школы: В. Базанов, Б. Синячевский, Е. Кутиков, В. Булыгин, М. Меклер, В. Лукасевич. В наши дни огромный интерес вызывает

книга московского художника по свету Дамира Исмагилова «Театральное освещение».

Параллельно с этой книгой в Интернете, а потом и в журнале «Империя света», появляются и мои записки под названием: «Основы концертного художественно-постановочного освещения». Благодарю журнал «Light. Sound. News.» за предоставленную мне возможность опубликовать полную и значительно доработанную версию книги: «ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОЕ ПОСТАНОВОЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ»

Книга рассчитана на относительно широкий круг читателей, имеющий хотя бы незначительный опыт нахождения на сцене и интересующийся профессией осветителя и художника по свету. Кроме непосредственно осветителей, книга представляет интерес и для людей смежных профессий: сценографам, режиссёрам, продюсерам, театральным и концертным техникам.

В первой части книги изложен теоретический фундамент профессии: краткая история театра и постановочного освещения, азы физиологии и психологии восприятия человека, физические составляющие света, основы учения о цвете, элементарные основы изобразительного искусства.

Вторая часть дает представление о технологических составляющих постановочного освещения: классификация различных источников света, оптические схемы световых приборов, классификация светового оборудования, строение сцены и её механическое оборудование, основы видеопроекционной техники и т.д. Следует отметить, что потребность во всей изложенной теоретической информации проверена многолетним практическим опытом автора, а технологическая информация изложена через призму художника.

Третья часть посвящена непосредственно художественным компонентам постановочного света. Методике создания единого светового решения спектакля, концерта или иных сценических инсталляций, путем дифференцирования отдельных этапов создания света с последующей ступенчатой интеграцией.

Важно не только то, что художественная составляющая профессии неразрывна с технологической. Особенное значение имеет то, что эти составляющие не существуют отдельно друг от друга. В третьей части книги представлена попытка создания некой теории постановочного освещения путем введения в обиход понятия объекта, как основы всего художественного света.

Много внимания уделено драматургии, композиции, символизму и энергетике светового решения. Эта часть книги представляет собой попытку дальнейшего развития отечественной школы постановочного освещения. Причем, школы субъективной и возможно, как и любой другой художественной школы – неоднозначной.

В практической части этого раздела приводятся способы и приемы освещения актера, декораций и пространства.

Особо оговаривается создание единой световой картины, световой партитуры, сценических планерок и райдеров, способы фиксации этих элементов, взаимосвязь со смежными сценическими службами. Подробно описана видеопроекционная составляющая постановочного света.

Заключительная часть анализирует коммерческие и организаторские проблемы профессии. Намечает перспективы развития постановочного освещения.

Хотелось бы, чтобы эта книга помогла как опытным, так и начинающим осветителям в освоении этой сложной профессии. Прошу обратить внимание, что обратная связь с читателями журнала существенно поможет редактированию уже написанных глав и созданию новых, пишущихся непосредственно для журнала фрагментов.

Ознакомится с неполной, предыдущей версией книги можно по адресу http://www.dmx512.org/

Отклики, пожелания советы и замечания присылать на почту:

[email protected]

С уважением и любовью, ваш Андрей Мельник.

А. МЕЛЬНИК

Наши рекомендации