Балетная музыка русских композиторов конца 18-19 века.

Йо́зеф Ста́рцер ( 1726, 1787,) — немецкий композитор и скрипач, в 1760-х годах живший в Санкт-Петербурге и служивший при дворе Елизаветы Петровны в качестве придворного композитора и концертмейстера. Автор первого российского действенного балета

- «Победа Флоры над Бореем» (1760)

- «Любовь-целительница» ( 1762)

- «Аполлон и Дафна» (1764).

Сотрудничал с такими балетмейстерами, как Жан-Жорж Новерр и Франц Хильфердинг.

Гаспаро АнджьолиниИтальянец (1731 —1803)

В 1766 году приехал в Россию, где провел в общей сложности около пятнадцати лет.

Бл «Отъезд Энея, или Оставленная Дидона» (1766), к которому Анджьолини сам сочинил музыку.

Анджьолини ставил также балеты на собственную музыку: «Семира» (1772), «Ариадна и Тезей» (1776)

Алексей Николаевич Титов (1769 -1827)

«Бланка, или Брак из отмщения» (Вальберха, 1803)

Сергея Николаевич Титов(1770 - 1825 )

"Новый Вертер"(Валтберх1799)

Катерино Альбертович Ка́вос (1775- 1840)

- С 1797 -деятельность в Петербурге, куда он прибыл как капельмейстер итальянской труппы .1798 году были приглашен в русскую труппу императорских театров..
Сочинил 6 балетов, Некоторые балеты сочинены в сотрудничестве с учениками Туриком, Сушковым и Шелиховым.

- «Ополчение, или Любовь к отечеству» И. Вальберха и Огюста о патриотизме русского народа в Отечественной войне 1812 года (1813 г)

- «Кавказский пленник, или Тень невесты» по А Пушкину, где он обратился к творчеству великого русского поэта (Ш.Дидло, Большой Каменный театр, СПБ, 1823 г.; в 1827 году в Москве в Большом театре )

- «Дон Кихот», балет в двух актах, Большой Каменный театр, 27 мая 1808, балетмейстер Ш.Дидло

- «Зефир и Флора» ( Дидло, 1808),

- «Амур и Психея» (Дидло, 1810),

- «Ацис и Галатея» (Ш.Дидло, 1815),

- «Карлос и Розальба» (Ш. Дидло, 1817),

- «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» (1819)

- «Роланд и Моргана» (1825),

- «Федра» (сюжет Ш.Дидло; совместно с Туриком, 1825),

- «Сатана» (совместно с Туриком и Шелиховым, 1825).

Степа́н Ива́нович Давы́дов (1777-1825) .

Директор музыки Императорских театров в Москве, В 1803 году, занимал пост главного капельмейстера императорских театров в Петербурге. Давыдов ввел в музыку русские национальные напевы.

В своем творчестве композитор немало использовал мотивы крестьянского и городского фольклорав собственных хоровых и оркестровых обработках.

- балеты «Увенчанная благость» (на День коронации Александра I, 1801)

- «Жертвоприношение благодарности» (аллегорический балет на День тезоименитства Александра I, 1802)

- «Граф Кастелли, или Преступный брат» («трагический балет», совместно с Дж. Сарти и В. Мартин-и-Солером, 1804);

- три части оперной тетралогии «Днепровская русалка» (с балетными сценами, поставленными И. И. Вальберхом, 1803, 1805, 1807.

- балеты-дивертисменты: «Русский деревенский праздник» («интермедия-дивертисмент с хорами и плясками», 1812),

- «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815; постановка и исполнение Исаака Аблеца)

- «Гулянье на Воробьевых горах» (совместно с Д. Н. Кашиным и И. Керцелли, 1815),

- «Филатка с Федорой у качелей под Новинском» (1815)

- «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816)

- «Свадебный сговор при возвращении ратников на родину» (1817)

- «Цыганский табор» (1819)

- «Русские в Германии, или Вечер на ярмарке» (совместно с К. А. Кавосом, 1823).

Фридрих Ефимович Шольц ( 1787 - 1830) — композитор, дирижёр и музыкальный педагог немецкого происхождения.

В 1815 году переехал в Москву, 10 балетов, является автором множества интермедий-дивертисментов к различным спектаклям.

Многие балеты сочинены к постановкам А. П. Глушковского:

- 1816 «Игрища на святках»

- 1817 «Казаки на Рейне»

- 1818 «Невское гулянье»

- 1821 «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», по поэме А. С. Пушкина (Театр на Моховой). Этот балет стал первым музыкально-сценическим воплощением известной пушкинской сказочной поэмы, положив начало волшебному (сказочному) балету как жанру.

- 1823 «Три талисмана: кошелёк, рожок и пояс, или Восточный чародей», Театр на Моховой (Москва)

- 1823 «Старинные игрища, или Святочный вечер»

- 1826 «Три пояса, или Русская Сандрильона» (Большой театр)

- 1829 «Полифем, или Торжество Галатеи» (Большой театр)

Михаи́л Ива́нович Гли́нка (1804- 1857)

В 1836 опера «Жизнь за царя» закончена.

Опера «Руслана и Людмилы» 1842

Музыка танцев в этих операх были впервые в русской балетной музыке разработаны симфонически.

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (1829- 1894)

- Балет «Виноградная лоза» сцен. П. Тальони. 1883

Алекса́ндр Константи́нович Глазуно́в ( 1865-1936)— русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории (1899), в 1907—1928 — её директор.

- балет «Раймонда»(Петипа и Всеволожский 1887)

- «Времена года» (1900 Петипа , мариинский)

- «Барышня-служанка» (1898, Петипа)

Наши рекомендации