Здравствуйте дорогие Земляне. Будем рады видеть вас на Марсе.
Игра «Вперед к звездам»
Для 7 классов (10 учеников из каждого класса).
Действующие лица: ведущий (Роман), жюри (Кристина, Марина), помощник(Анна).
Оборудование: жетоны, чистая бумага, презентация (вступление, задание 4,), карточки с номерами 1,2,3,4 (три комплекта),эмблемы с годами, кроссворд, бланки оценок для жюри, 9 картинок созвездий с напечатанными на отдельных листах их названиями (Рыбы, Лебедя, Весов, Возничего, Орла, Голубя, Козерога, Телец, Заяц), 3 карточки с посланием (6 задание),
Цели и задачи мероприятия:
· Образовательные
1. Ознакомить учащихся с некоторыми понятиями, терминами и дать небольшую информацию в области астрономии.
2. Подготовить учащихся к дальнейшей деятельности в кружке по астрономии.
3. Ознакомить учащихся с интересными научными фактами.
· Воспитательные
1. Воспитать в учениках интерес к изучению астрономии.
2. Расширить кругозор учащихся.
3. Воспитание сознательной дисциплины.
4. Формирование умения работать в команде.
· Развивающие
1. Развитие памяти, сообразительности, любознательности, логического мышления.
2. Вовлечение учащихся в изучение астрономии (не только в школе, но и дома).
3. Развитие творческих способностей.
План проведения игры:
1)Вытаскивание жетонов
2)Представление ведущего и жюри.
3)Правила игры. (1.Разделение на команды. 2. Есть ряд заданий, каждое оценивается жюри; жюри оповещает баллы после каждого из заданий. 3. Выигрывает та команда, которая получается наибольшее количество баллов).
4)Задания.
5) Подведение итогов.
Разделение на команды: есть три цвета жетонов, на каждом написан номер: 1957, 1960, 1961. Дети вытаскивают по жетону, делим на 3 команды по написанным цифрам.
Вступление (ведущий): Сегодняшний урок посвящен великому событию в развитии космонавтики и знаменательному событию в физике. Сегодня отмечается 65 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли. День начала космической эры человечества (4 октября 1957 года); был провозглашен Международной федерацией астронавтики в сентябре 1967 года.
4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли, открывший космическую эру в истории человечества. Спутник был выведен на орбиту ракетой-носителем Р-7 с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур. Этот день по праву назвали началом космической эры человечества. 4 октября 1957 года человечество преодолело земное тяготение - отечественная ракета-носитель «Спутник» достигла первой космической скорости и вывела на земную орбиту первый в мире искусственный спутник. Так стартовала новая эпоха в истории человечества.
Космический аппарат ПС-1 (простейший спутник-1) представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма, был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра для передачи сигналов работающих от батареек передатчиков. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. На 315 секунде после старта ИСЗ отделился от второй ступени ракеты-носителя, и сразу его позывные услышал весь мир. Спутник ПС-1 летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн. км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. США смогли повторить успех СССР лишь 1 февраля 1958 года, запустив со второй попытки спутник «Эксплорер-1», массой в 10 раз меньше первого ИСЗ. Над созданием искусственного спутника Земли во главе с основоположником практической космонавтики С.П.Королевым работали ученые М.В. Келдыш, М.К.Тихонравов, Н.С.Лидоренко, В.И.Лапко, Б.С.Чекунов и многие другие.
(на презентации изображение спутника)
Ход игры:
Ведущий:Чтобы стать космонавтом нужно быть не только сильным, смелым, мужественным, но и умным. Сейчас мы с вами проведем экзамен в космонавты.
ü 1 задание: (типа фронтального опроса, НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ!)
Ведущий задает вопросы, учащиеся отвечают СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ведущий:Молодцы! Вы прошли экзамен! Собираемся в полет! Мы вас разделили на три космических корабля. Цифры, написанные у вас на жетонах – не случайны.Как вы уже поняли, 1957 – это год запуска первого искусственного спутника, 1960 – это год полета в космос Белки и Стрелки, 1961 – это год полета в космос первого человека Юрия Гагарина. Мы предлагаем вам назвать ваш космический корабль в честь даты, которая у вас, придумать девиз и выбрать капитана.
ü 2 задание (НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ) название, капитаны и девиз, название заносится в бланк Жюри.
Ведущий:Очень хорошие названия кораблей, не зря говорят, как назовешь свой космический корабль, так он и полетит. Космонавтам, как и всем людям нужно знать своих предков.
ü 3 задание: У вас есть чистый лист бумаги, на нем вы должны за 2 минуты написать как можно больше известных космонавтов. Через 2 минуты бланки отдаются жюри. 1место (3 балла) – кого самое большее количество имен, 2 место (2 балла), 3 место (1 балл) по уменьшающей.
Ведущий: Как много мы с вами знаем великих людей. Надеюсь, что мы с вами станем такими же великими, и о нас будут вспоминать наши потомки.
И вот, мы с вами прилетели на планету «Юпитер» и местные обитатели этой планеты стали нас расспрашивать об истории развития нашей космонавтики.
ü 4 задание. На презентации будут тестовые вопросы, а у вас на столе лежат карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Вы должны будете первыми поднять карточку с правильным ответом. За вами пристально наблюдает жюри! (Жюри внимательно смотрит, кто поднял правильную карточку и ставит той команде +1 (правильный вариант подчеркнут), ведущий читает вопрос вслух) (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Ведущий:Вот мы познакомились с вами с местными жителями планеты «Юпитер», они оказались очень добрыми и гостеприимными. Они нам подарили картинки созвездий с названиями, но мы случайно их перепутали теперь необходимо для каждого созвездия правильно подобрать название.
ü 5 задание: Каждой команде даётся по 3 картинки с созвездиями и 3 названия, напечатанных на бумажке, необходимо с помощью скрепки правильно соотнести название и картинку. За каждое правильное созвездие 1 балл.
Ведущий:Пока мы разбирались с нашими подарками, к нам пришло сообщение от жителей планеты «Марс»,но оно зашифровано, для того, чтобы понять, что написано в письме необходимо расшифровать его. Это мы доверим нашим капитанам команд.
6 задание:Капитаны садятся за отдельный стол им предоставляется фраза :
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1)Место на Земле, откуда ведется управление спутниками, космическими кораблями и межпланетными станциями.
Ответ: центр управления полетами.
2)Место, где готовят и откуда запускают космические ракеты, спутники, пилотируемые корабли и межпланетные станции.
Ответ: космодром.
3)Кабина космического корабля, которая возвращается из космоса на Землю.
Ответ: спускаемый аппарат.
4)Круглое застекленное окно на космическом корабле или самолете, морском судне.
Ответ: иллюминатор.
5)Особый космический костюм. Он защищает космонавта, потому что в космосе его поджидают опасности: там нет воздуха и нечем дышать обжигают ослепительные лучи Солнца, а в тени наоборот, все замерзает. В своем особом космическом костюме человек дышит воздухом, заключенным в баллонах.
Ответ: скафандр.
6)Состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес.
Ответ: невесомость.
7)Когда человек в космосе выходит из космического корабля, говорят, что он вышел в …
Ответ: открытый космос.
8)Путь, по которому движется планета или летит спутник.
Ответ: орбита
9)Космический дом, который постоянно находится в космосе, и где космонавты могут работать много месяцев.
Ответ: орбитальная станция.
10)Автоматическое устройство для изучения планет и межпланетного пространства.
Ответ: межпланетная станция.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Приложение 4. Кроссворд.
По горизонтали: 1. Весь окружающий мир, который возник больше 15 миллиардов лет назад в результате мощного Большого взрыва. 4.Небесное тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения, они бывают естественными и искусственными. 8. Путь небесного тела в пространстве. 9. Кольцевая гора на поверхности Луны или другой планеты. 11. Тело космического происхождения, которое упало на поверхность Земли или другого крупного космического тела. 15. Первый космонавт. 17. Самая близкая звезда к нашей планете. 19. Самая большая планета Солнечной системы. 21. Первый космонавт, высадившийся на Луне. 22. Огромный шар из раскаленных газов.
По вертикали: 2. Небесное тело в Солнечной системе, которое движется по орбите и может даже иметь спутники, но значительно меньше по размеру, чем планеты. 3. На космическом корабле под таким названием впервые высадились на Луну американские космонавты. 5. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца, получающее от него свет и тепло и светящееся его отраженным светом. 6. Погасшая звезда это Белый … 7. Воображаемая фигура из звезд. 10. Самая близкая к солнцу планета. 12. Огромное скопление звезд в космическом пространстве. 13. так назывался космический корабль, на котором совершил первый полет в космос Юрий Гагарин. 14. Прибор для наблюдения за небесными телами. 16. Ситуация, когда одно небесное тело закрывает свет от другого небесного тела.
Игра «Вперед к звездам»
Для 7 классов (10 учеников из каждого класса).
Действующие лица: ведущий (Роман), жюри (Кристина, Марина), помощник(Анна).
Оборудование: жетоны, чистая бумага, презентация (вступление, задание 4,), карточки с номерами 1,2,3,4 (три комплекта),эмблемы с годами, кроссворд, бланки оценок для жюри, 9 картинок созвездий с напечатанными на отдельных листах их названиями (Рыбы, Лебедя, Весов, Возничего, Орла, Голубя, Козерога, Телец, Заяц), 3 карточки с посланием (6 задание),
Цели и задачи мероприятия:
· Образовательные
1. Ознакомить учащихся с некоторыми понятиями, терминами и дать небольшую информацию в области астрономии.
2. Подготовить учащихся к дальнейшей деятельности в кружке по астрономии.
3. Ознакомить учащихся с интересными научными фактами.
· Воспитательные
1. Воспитать в учениках интерес к изучению астрономии.
2. Расширить кругозор учащихся.
3. Воспитание сознательной дисциплины.
4. Формирование умения работать в команде.
· Развивающие
1. Развитие памяти, сообразительности, любознательности, логического мышления.
2. Вовлечение учащихся в изучение астрономии (не только в школе, но и дома).
3. Развитие творческих способностей.
План проведения игры:
1)Вытаскивание жетонов
2)Представление ведущего и жюри.
3)Правила игры. (1.Разделение на команды. 2. Есть ряд заданий, каждое оценивается жюри; жюри оповещает баллы после каждого из заданий. 3. Выигрывает та команда, которая получается наибольшее количество баллов).
4)Задания.
5) Подведение итогов.
Разделение на команды: есть три цвета жетонов, на каждом написан номер: 1957, 1960, 1961. Дети вытаскивают по жетону, делим на 3 команды по написанным цифрам.
Вступление (ведущий): Сегодняшний урок посвящен великому событию в развитии космонавтики и знаменательному событию в физике. Сегодня отмечается 65 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли. День начала космической эры человечества (4 октября 1957 года); был провозглашен Международной федерацией астронавтики в сентябре 1967 года.
4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли, открывший космическую эру в истории человечества. Спутник был выведен на орбиту ракетой-носителем Р-7 с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур. Этот день по праву назвали началом космической эры человечества. 4 октября 1957 года человечество преодолело земное тяготение - отечественная ракета-носитель «Спутник» достигла первой космической скорости и вывела на земную орбиту первый в мире искусственный спутник. Так стартовала новая эпоха в истории человечества.
Космический аппарат ПС-1 (простейший спутник-1) представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма, был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра для передачи сигналов работающих от батареек передатчиков. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. На 315 секунде после старта ИСЗ отделился от второй ступени ракеты-носителя, и сразу его позывные услышал весь мир. Спутник ПС-1 летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн. км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. США смогли повторить успех СССР лишь 1 февраля 1958 года, запустив со второй попытки спутник «Эксплорер-1», массой в 10 раз меньше первого ИСЗ. Над созданием искусственного спутника Земли во главе с основоположником практической космонавтики С.П.Королевым работали ученые М.В. Келдыш, М.К.Тихонравов, Н.С.Лидоренко, В.И.Лапко, Б.С.Чекунов и многие другие.
(на презентации изображение спутника)
Ход игры:
Ведущий:Чтобы стать космонавтом нужно быть не только сильным, смелым, мужественным, но и умным. Сейчас мы с вами проведем экзамен в космонавты.
ü 1 задание: (типа фронтального опроса, НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ!)
Ведущий задает вопросы, учащиеся отвечают СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ведущий:Молодцы! Вы прошли экзамен! Собираемся в полет! Мы вас разделили на три космических корабля. Цифры, написанные у вас на жетонах – не случайны.Как вы уже поняли, 1957 – это год запуска первого искусственного спутника, 1960 – это год полета в космос Белки и Стрелки, 1961 – это год полета в космос первого человека Юрия Гагарина. Мы предлагаем вам назвать ваш космический корабль в честь даты, которая у вас, придумать девиз и выбрать капитана.
ü 2 задание (НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ) название, капитаны и девиз, название заносится в бланк Жюри.
Ведущий:Очень хорошие названия кораблей, не зря говорят, как назовешь свой космический корабль, так он и полетит. Космонавтам, как и всем людям нужно знать своих предков.
ü 3 задание: У вас есть чистый лист бумаги, на нем вы должны за 2 минуты написать как можно больше известных космонавтов. Через 2 минуты бланки отдаются жюри. 1место (3 балла) – кого самое большее количество имен, 2 место (2 балла), 3 место (1 балл) по уменьшающей.
Ведущий: Как много мы с вами знаем великих людей. Надеюсь, что мы с вами станем такими же великими, и о нас будут вспоминать наши потомки.
И вот, мы с вами прилетели на планету «Юпитер» и местные обитатели этой планеты стали нас расспрашивать об истории развития нашей космонавтики.
ü 4 задание. На презентации будут тестовые вопросы, а у вас на столе лежат карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Вы должны будете первыми поднять карточку с правильным ответом. За вами пристально наблюдает жюри! (Жюри внимательно смотрит, кто поднял правильную карточку и ставит той команде +1 (правильный вариант подчеркнут), ведущий читает вопрос вслух) (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Ведущий:Вот мы познакомились с вами с местными жителями планеты «Юпитер», они оказались очень добрыми и гостеприимными. Они нам подарили картинки созвездий с названиями, но мы случайно их перепутали теперь необходимо для каждого созвездия правильно подобрать название.
ü 5 задание: Каждой команде даётся по 3 картинки с созвездиями и 3 названия, напечатанных на бумажке, необходимо с помощью скрепки правильно соотнести название и картинку. За каждое правильное созвездие 1 балл.
Ведущий:Пока мы разбирались с нашими подарками, к нам пришло сообщение от жителей планеты «Марс»,но оно зашифровано, для того, чтобы понять, что написано в письме необходимо расшифровать его. Это мы доверим нашим капитанам команд.
6 задание:Капитаны садятся за отдельный стол им предоставляется фраза :
Здравствуйте дорогие Земляне. Будем рады видеть вас на Марсе.
9 5 18 1 3 19 20 3 21 11 20 6 5 16 18 16 4 10 6 ! 2 21 5 6 14 18 1 5 29 3 10 5 6 20 28 3 1 19 15 1 14 1 18 19 6.
Кто первее справится с заданием, тот получает 6 баллов.
Ведущий: примем приглашение в ближайшее время, но а теперь наступило время проверить наши знания о космосе, которые мы получили и за сегодняшний день и которые были получены нами ранее.
7задание:командам раздаются кроссворды. 15мин. На решение, за каждое правильно отгаданное слово +1 балл. Приложение 4.
Ведущий:вот и подошел к концу наш полёт.
Подведение итогов, награждение.
Приложение 1 «Таблица подсчета результатов для жюри»
Конкурс | Критерии оценки | Мах баллов | (название) | _________ | ___________ |
Имена космонавтов | Количество правильных имен | ||||
Тест для знакомства с инопланетянами | Быстрота и правильность | ||||
Созвездия | Правильность | ||||
Перевод | Правильность и быстрота | ||||
Кроссворд | Праильность |
Для жюри:
· 3 задание: 1место (3 балла) – кого самое большее количество имен, 2 место (2 балла), 3 место (1 балл) по уменьшающей.
· 4 задание: за каждый правильный ответ 1 балл (максимум 10 баллов).
· 5 задание: за каждый правильный ответ 1 балл (максимум 3 балла).
· 6 задание. 1ому сделавшему 6 баллов.
· 7 задание. За каждое правильно отгаданное слово +1 балл.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1)Место на Земле, откуда ведется управление спутниками, космическими кораблями и межпланетными станциями.
Ответ: центр управления полетами.
2)Место, где готовят и откуда запускают космические ракеты, спутники, пилотируемые корабли и межпланетные станции.
Ответ: космодром.
3)Кабина космического корабля, которая возвращается из космоса на Землю.
Ответ: спускаемый аппарат.
4)Круглое застекленное окно на космическом корабле или самолете, морском судне.
Ответ: иллюминатор.
5)Особый космический костюм. Он защищает космонавта, потому что в космосе его поджидают опасности: там нет воздуха и нечем дышать обжигают ослепительные лучи Солнца, а в тени наоборот, все замерзает. В своем особом космическом костюме человек дышит воздухом, заключенным в баллонах.
Ответ: скафандр.
6)Состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес.
Ответ: невесомость.
7)Когда человек в космосе выходит из космического корабля, говорят, что он вышел в …
Ответ: открытый космос.
8)Путь, по которому движется планета или летит спутник.
Ответ: орбита
9)Космический дом, который постоянно находится в космосе, и где космонавты могут работать много месяцев.
Ответ: орбитальная станция.
10)Автоматическое устройство для изучения планет и межпланетного пространства.
Ответ: межпланетная станция.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3