Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С)
Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С :
1. Вступление (2-3 предложения)
2. Сформулировать проблему (К1) - 1 балл
3. Прокомментировать сформулированную проблему (К2) – 2 балла
4. Сформулировать позицию автора (К3) – 1 балл
5. Аргументация собственного мнения по проблеме (К4) - 3 балла
6. Заключение, вывод (1-2 предложения)
Внимание! Если экзаменуемый неверно сформулировал проблему (К1), то автоматически снимаются баллы по критериям К2, К3, К4.
Речевые образцы (клише), помогающие организовать работу по написанию части С
1. Вступление (зачин)должно быть лаконичным и иметь прямое отношение к сформулированной вами проблеме исходного текста.
Можно начать сочинение:
а) с кратких сведений об авторе и его творчестве, если это имеет отношение к тексту
б) ряда риторических вопросов, подводящих к проблеме текста
Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям пить отравленную воду? Есть ядовитую рыбу? Кто захочет ехать за город, чтобы отдохнуть в березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это нас ждет в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В.Солоухин.
в) с ключевого слова (именительный темы)
Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А.С.Пушкин («Скупой рыцарь»), и Н.В.Гоголь («Мертвые души»), и О.Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и тот она выглядит отвратительно!), и совсем другое , когда она овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин.
2. (К1) Сформулировать проблему можно:
а)кратко – одним словом или словосочетанием(«проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже):
Автор поднимает проблему (чего?) совести.
Автор предлагает задуматься над проблемой «отцов и детей».
В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
б) более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?
в) в некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:
«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачев.
Проблема – это основной вопрос, над которым размышляет автор.
Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
общественно значимой социальной сложной нерешенной наболевшей злободневной важной | острой животрепещущей жизненной первоочередной спорной насущной неотложной | важной глубокой актуальной жгучей мучительной принципиальной и т.д. |
Типы проблем
Философские | Социальные | Политические | Нравственные | Экологические | Эстетические |
Самые общие вопросы развития общества, природы, человека | Устройство и жизнь общества | Деятельность государственной власти | Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей | Взаимодействие человека и окружающей среды | Восприятие человеком прекрасного |
- Проблема поиска смысла жизни - Проблема счастья - Познание и самопознание - Проблема свободы выбора (выбора пути) -Проблема судьбы (предопределения) -Проблема исторической памяти (проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней) - Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею - Революция и эволюция - Война и мир (Проблема ценности человеческой жизни и неестественности смерти) - Роль личности в истории - Проблема добра и зла -Проблема национального характера - Проблема времени и его быстротечности -Проблема соотношения вечных и преходящих ценностей -Проблема взаимодействия идеала и действительности | - Проблема социальной справедливости/несправедливости - Проблема соблюдения прав человека - Проблема свободы личности в обществе --Проблема взаимоотношения власти и человека (народа и власти) -Проблема художника и власти -Проблема неизбежности прогресса -Проблема эмиграции -Проблема интеллигенции - Прогресс и общество - Конфликт старых идей с передовыми взглядами - Создание правового государства - Роль науки в обществе - Научный и технический прогресс -Проблема ответственности ученых за свои открытия -Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов -Проблема влияния среды на человека | - Политика в жизни общества - Гражданское общество - Демократия - Международные конфликты - Разоружение - Терроризм - Национализм | - Проблема сострадания -Проблема проявления гуманизма -Проблема героизма и человеческой стойкости -Проблема патриотизма - Проблема человеческого благородства - Проблема нравственного выбора человека - Проблема памяти (исторической, родовой) - Проблема преемственности поколений - Проблема истинных и ложных ценностей - Проблема совести и ответственности человека за свои поступки -Проблема защиты чести и собственного достоинства -Проблема насилия над личностью и нравственной непоколебимости -Проблема истинной дружбы - Проблема предательства - Проблема равнодушия, черствости - Проблема сохранения культурного наследия - Проблема одиночества (одинокой старости) -Проблема влияния детства на формирование характера человека -Проблема сострадания и сердечного отношения ко всему живому - Проблема жестокости и гуманизма по отношению к миру природы - Проблема милосердия, гуманного отношения к окружающим людям - Проблема равнодушия к судьбе другого человека - Проблема нравственной ответственности перед другими людьми -Проблема доброты и всепрощения - Проблема родительской любви -Проблема бескорыстной помощи -Проблема родительской безответственности -Проблема отсутствия в семье общих духовных интересов -Проблема отцов и детей -Проблема значимости труда в жизни человека -_Проблема воспитания (обучения) -Проблема любви (бескорыстной, жертвенной, всепрощающей ) -Проблема растлевающего влияния жадности на человека -_Проблема пошлости и корысти - Проблема духовной деградации личности | -Проблема влияния человека на природу и возможные последствия -Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы - Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы - Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека - Проблема негативного воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы -Проблема бездомных животных -Научный прогресс и экология -Экология языка (Проблема бережного отношения к языку) | - Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми - Проблема назначения подлинного искусства - Проблема восприятия музыки (живописи, литературы) человеком - Проблема воспитания эстетического вкуса - Проблема духовности в искусстве - Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека - Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе -Проблема влияния массовой культуры, телевидения, Интернета на человека |
Типовые конструкции
· Автор размышляет над проблемой…
· Автор текста затрагивает проблему…
· В центре внимания автора проблема…
· В тексте (фрагменте из статьи, очерка, рассказа, повести) (Ф.И. автора в род. п.) поднимается проблема…
· (Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
· ………….? Этой проблеме посвящен текст (отрывок, фрагмент) (Ф.И. автора в род.п.)
· ………….? Над этой проблемой размышляет в своем тексте (статье, очерке) автор.
· Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
· Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль этот понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
3. Комментарий к сформулированной проблеме