Отдельные тенденции искусства Высокого Возрожденияпредвосхищались в творчестве выдающихся художников 15в. Ивыражались в стремлении к величавости , монументализации иобобщённости образа. Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождениябыл Леонардо да Винчи ( 1452- 1519) , гений, чьё творчествознаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве.Значениеего всеобъемлющей деятельности ,научной и художественной , сталоясно только тогда , когда были исследованы разрозненные рукописиЛеонардо .В его заметках и рисунках - гениальные прозрения в самыхразличных областях науки и техники.Он был ,по выражению Энгельса,“ не только великим живописцем, но и великим математиком,механиком, инженером , которому обязаны важными открытиями самыеразнообразные отрасли физики. Искусство для Леонардо было средством познания мира . Многиеего зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же времяэто произведения высокого искусства . Леонардо воплощал собойновый тип художника - учёного , мыслителя , поражающего широтойвзглядов, многократностью таланта. Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи.Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки .Учился онво Флоренции , в мастерской скульптора и живописца АндреаВерроккь.Одна из ранних работ Леонардо - фигура ангела в картинеВерроккьо “Крещение”- выделяется среди застывших персонажей тонкойодухотворённостью и свидетельствуют о зрелости её создателя. К числу ранних произведении Леонардо относиться и хранящаяся вЭрмитаже “ Мадонна с цветком”( т.н. “ Мадонна Бенуа” ок. 1478г.),решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясьот жанровости и тщательной детализации , присущих творенияммастеров раннего Возрождения , Леонардо углубляет характеристики ,обобщает формы .Тонко моделированные боковым светом фигуры материи младенца заполняют почти всё пространствокартины .Естественны и пластичны движения фигур , органическисвязанных между собой. Они ясно выступают на тёмном фоне стены .Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры сприродой,с необъятным миром в котором господствует человек. Вуравновешенном построении композиции чувствуется внутренняязакономерность .Но она не исключает теплоты , наивной прелести ,наблюдённой в жизни. В 1480 г. Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы.Однако страстное увлечение часто отвлекало его от занятийискусством. Недописанными оказались большая алтарная композиция“Поклонение волхвов” и “ Св. Иероним”. В первой художникстремился кпреобразованию сложной монументальной композиции алтарного образав пирамидально построенную , легко обозримую группу , к передачеглубины человеческих чувств. Во второй - к правдивому изображениюсложных ракурсов человеческого тела , пространства пейзажа . Не найдя должной оценки своего таланта при дворе ЛоренцоМедичи сего культом изысканной утончённости ,Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчестваЛеоонардо оказался самым плодотворным . Здесь во всю мощьраскрыласьмногократность его дарования как учёного , изобретателя ихудожника. Свою деятельность он начал с исполнения скульптурногомонумента - конной статуи отца герцога Лодовико Моро ФранческоСфорца . Большая модель монумента , получившая единодушную высокуюоценку современников, погибла при взятии Милана французами в 1499г. Сохранились лишь рисунки - наброски различных вариантовмонумента изображения то вздыбленного ,полного динамики скакуна ,то торжественно выступающего коня , напоминающего компазицеонныерешения Донателло и Верроккьо .Видимо , этот последний вариант ибыл претворён в модель статуи .Это произведение позволяет считатьЛеорнардо одним из крупнейших скульпторов того времени. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелогостиля - “Мадонна в гроте “ и “Тайная вечеря”. “ Мадонна в гроте “( 1483 -1494 ) - первая монументальнаяалтарная композиция Высокого Возрождения . Её персонажи Мария ,Иоанн , Христос и ангел приобрели черты величия , поэтическуюодухотворённость и полноту жизненной выразительности.Объединённыенастроением задумчивости и действием - младенец Христосблагославля-ет Иоанна - в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянныелёгкой дымкой светотени , персонажи евангельской легендыпредставляются воплощением идеальных образов мирского счастья . В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самаязначительная из монументальных росписей Леонардо - “ Тайнаявечеря”, исполненная в 1495 -1497 гг. Для монастыря Санта Марияделла Грацие в Милане . Отступив от традиционного толкованияевангельского эпизода , Леонардо даёт новаторское решение темы ,композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства ипереживания . Сведя к минимуму обрисовку трапезной , нарочитоуменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану , онсосредотачивает внимание на драматической кульминации события , наконтрастных характеристиках людей различных темпераментов,проявлении различной гаммы чувств , выражающихся и в мимике и вжестикуляции . которыми апостолы отвечают на слова Христа : “Одиниз вас предаст меня “ .Решительный контраст апостолам составляютобразы внешне спокойного Христа , находящегося в центре композиции, и облокотившегося на край стола предателя Иуды , грубый хищныйпрофиль которого погружён в тень . Смятение , подчёркнутое жестомруки , судорожно сжимающей кошелёк, и мрачный облик выделяют егосреди апостолов , на чьих освещённых лицах выражены удивление,сострадание , возмущение .Композиция фрески поражает цельностью ,единством , она строго уравновешена , центрична по построению .Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. После взятия Милана Леонардо покинул город . Начались годыстранствий . По заказу Флорентийской республики он исполнил картондля фрески “Битва при Ангиари “. В полной драматизма и динамикикомпозиции Леонардо , эпизоде битвы за знамя , дан момент высшегонапряжения сил сражающихся , раскрыта жестокая правда войны . К этому времени относится создание портрета Моны Лизы , одногоиз самых прославленных произведений мировой живописи . Пластически проработанная, замкнутая по силуэту ,величественная фигура молодой женщины господствует над отдалённым, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимисясреди них водными протоками .Сложный полуфантастический пейзажтонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой .Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выраженииеё лица,оживлённого едва уловимой улыбкой, в её спокойно -уверенном , проницательном взгляде . Лицо и холёные рукипатрицианки написаны с удивительной бережностью , мягкостью .Тончайшая , словно тающая, дымка светотени ( т. н. сфумато ),окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одногорезкого мазка или угловатого контура . В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделялнаучным изысканиям . Он умер во Франции , куда приехал поприглашению французского короля Франциска 1 и где прожил всегодва года .
Термин «Северное Возрождение» достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл – возрождение традиций античной культуры, то в других странах в сущности, ничего не «возрождалось»: там памятников и воспоминаний античной эпохи было немного. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского».
Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции. Казалось бы, климат эпохи мало благоприятствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ренессанса в искусстве. И действительно: готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но, с другой стороны, распространяется гуманистическая образованность и усиливается притягательность итальянского искусства. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля северного Возрождения.
Самобытный характер Северного Возрождения проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии.Среди видов художественной деятельности этого периода лидировала — как и в итальянском Ренессансе — живопись.
В Германии художественные открытия итальянского Ренессанса приживались трудно. Немецкие мастера XVI в. не собирались слепо следовать советам иноземных учителей. Античность для них была скорее пищей для фантазии, а не источником вдохновения. Основной темой искусства Германии в XVI столетии, как и в Средневековье, была попытка в зримых образах воплотить христианский идеал.
В своих произведениях художники Северного Ренессанса воплощали различные аспекты идеи единства, что обуславливало выбор ими определенных художественных средств и приемов. Это, в первую очередь, выбор сюжетов. При космичности масштаба изображаемого ярче проявлена идея вселенского единства, и, напротив, чем более интимный, изолированный характер имеет изображаемый сюжет, тем более индивидуальным будет затрагиваемый аспект внутреннего единства человека с миром. Ориентация на человеческую личность, которая начинает преобладать в искусстве (в отличие от надличностной ориентации средневековья) приводит к тому, что большое внимание начинает уделяться сюжетам, связанным с процессом личностного восхождения к оcoзнанию единства.
К такого рода сюжетам принадлежат изображения святых, достигших единства с богом путем уединения от мира. Главная идея произведений – важность непосредственного обращения человека к Богу в молитве и размышлении о Нем, как единение с Ним всеми силами его души. Не случайна и роль священной книги, присутствующей в большинстве изображений.
Помимо сюжета, идея единства воплощается и через художественную среду, в которую помещены перcoнажи с их атрибутами, через из взаиморасположение, а так же присутствие в работах элементов природного и архитектурного пейзажа. Ну и разумеется все эти художественные приемы необходимо рассматривать в рамках композиционного решения работы.
Оcoбая роль в искусстве Северного Ренессанса отводится пейзажу. Сам ренессансный пейзаж обычно отличается универсальным размахом. Этот пейзаж принимает вид могучего одухотворенного организма, постоянно играя в религиозных и жанровых сценах важнейшую смысловую роль, перестраивая их в духе нового, отличного от средневекового, понимания.
Живопись Северного Ренессанса coхраняет космологическую масштабность многих своих жанровых структур. В coвокупности все виды присутствия иных жанров в данной отдельно взятой композиции (пейзажа, натюрмортных деталей, человеческих стаффажей переднего и заднего планов светских и религиозных образов) подразумевает вселенское единство природной среды, которая охватывает миры живых и неживых вещей. Это вселенский пейзаж, являющий символическую панораму мира, круга обитаемых земель в целом. Мельчайшая частица неразрывно связана с целым, подобно тому, как передний план пейзажа объединен с задним своим органическим строением и воздушным пространством.
В середине и второй половине XVI в. немецкое изобразительное искусство переживает период глубокого упадка, и не только в протестантских землях, где художники с развитием Реформации лишились наиболее распространенных форм заказа — на работы для церкви. Упадок также переживают и католические княжества и города. Лишь в конце XVI—начале XVII в. снова появляются видные немецкие художники, работающие при дворах в духе маньеризма, ставшего в последствии интернациональным явлением.