Темы лекционных и практических занятий
Тема 1. Применить средства художественной выразительности декоративной композиции: предметность, пропорции, ритм, масштаб, используя свойства декоративной тематической композиции, законы декоративной тематической композиции, приемы построения композиции.
Лекционное занятие. Сюжетная анималистическая декоративная композиция. Соответствие декоративной композиции выбранному формату. Основные законы декоративной композиции: равновесие мотива и среды, трехкомпонентности, статики и динамики, соподчинения, доминанты, контраста, правила группирования, орнаментального контрапункта (если орнаментальная композиция), простоты, наложение и врезка, членение, формат, масштаб и пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, цвет, композиционные оси. Замкнутая, открытая композиция.
Особенности приемов декоративной композиции в художественной росписи: по кости, дереву, металлу, ткани, папье-маше (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй, Жостово, Гжель, Хохлома).
Практическая работа.
1. Выбор сюжета, составление композиции по выбранному формату. Выполнение эскизов.
Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.
2. Выполнение композиции на плоскости.
Материал: бумага, карандаш В, гуашь, кисти № 1-6.
- перевод эскиза на плоскость листа по форме композиции;
- заливка цветом основных плоскостей;
- подмалевка элементов;
- декорирование работы.
Просмотр работ, обсуждение, самооценка.
Тема 2. Подобрать родственные цвета для создания композиции художественной росписи. Выполнить декоративную композицию натюрморта.
Лекционное занятие. Стилизация натюрморта. Цвет в декоративной композиции. Родственные цвета.Монокомпозиция. Трансформация предметных форм в орнаментальные мотивы. Орнаменты.
Практическая работа.
1. Выбор сюжета, составление композиции натюрморта по выбранной теме. Выполнение эскизов тематического натюрморта.
Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.
2. Выполнение композиции на плоскости.
Материал: бумага, карандаш В, гуашь, кисти № 1-6.
- перевод эскиза натюрморта на плоскость листа по форме композиции;
- заливка цветом основных плоскостей;
- подмалевка элементов;
- декорирование работы.
Просмотр работ, обсуждение, самооценка.
Тема 3. Выполнить стилизацию орнаментальной композиции (объемно-пространственную форму желательно трансформировать в плоскую, при необходимости же объемного изображения обязательно использовать обобщения и условности).
Лекционное занятие. Трансформация объемно-пространственной формы в плоскую, используя обобщение и условности. Орнаментальная композиция. Орнаментальные геометрические мотивы в народных промыслах.
Практическая работа.
1. Выбор сюжета, составление композиции из объемно-пространственной формы в плоскую. Выполнение эскизов различных объемно-пространственных форм (раскладка предметов по плоскостям, граням).
Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.
2. Выполнение композиции из объемно-пространственных предметов на плоскости.
Материал: бумага, карандаш В, гуашь или акрил, кисти № 1-6.
- перевод эскиза на плоскость листа по форме композиции;
- разбивка цветом основных плоскостей;
- заливка дополнительным цветом элементов;
- доработка.
Просмотр работ, обсуждение, самооценка.
Задание 4. Выполнение наиболее широко использующейся линейно-пятновой трактовки растительных мотивов (стройная композиция пятна и линии) в ленточном орнаменте.
Лекционное занятие. Стилизация растительных мотивов. Стройная композиция пятна и линии в ленточном орнаменте. Виды орнаментов. Леанарное и пятновое решение мотивов. Леанарно-пятновое. Орнамент по регионам. Языческие мотивы и символы в народных росписях - хохломская, мезенская, городецкая.Основные элементы народной росписи (штампик-тычок, капелька, серб, усики, стришок, спираль).
Практическая работа.
1. Выбор сюжета, составление ленточно-орнаментальной композиции. Выполнение эскизов стилизации растительных мотивов.
Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.
2. Выполнение композиции на плоскости листа.
Материал: бумага, карандаш В, гуашь или акрил, кисти № 1-6.
- перевод эскиза линейно-пятнового ленточного орнамента на плоскость листа;
- заливка цветом основных плоскостей;
- подмалевка элементов;
- декорирование работы.
Просмотр работ, обсуждение, самооценка.