Декоративная композиция в художественной росписи

Направление подготовки: 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Профиль подготовки: Художественная роспись

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Ялта – 2016 г.

УДК [745:7.012] (07)

Рекомендовано к печати

Ученым советом ГПА (филиал) ФГАОУ ВЗ «КФУ им.В.И.Вернадского» в г.Ялте

От 07.12.2015 г.

Рецензенты:

Шачкова Эльвира Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна ГПА (филиал) ФГАОУ ВЗ «КФУ им.В.И.Вернадского» в г.Ялте;

Заргарян Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна ГПА (филиал) ФГАОУ ВЗ «КФУ им.В.И.Вернадского» в г.Ялте

Методические рекомендации состоят из введения, тем лекционных и практических занятий, критериев оценивания, списка рекомендованной литературы, Содержание лекций и рекомендации для выполнения практических работ, заключения, приложения. Цель методических указаний – общее ознакомление, расширение и углубление знаний по дисциплине «Декоративная композиция в художественной росписи».

ÓЧайка Н.М., 2015 год

Ó ГПА (филиал) ФГАОУ ВЗ «КФУ

им.В.И.Вернадского» в г.Ялте, 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………………4

2. Темы лекционных и практических занятий……………………………….5

3. Критерии оценки ………………………………………………………………8

4. Список рекомендуемой литературы……………………………………...…9

5. Содержание лекций и рекомендации для выполнения

практических работ ……………………………………………………………...10

5.1. Законы декоративной композиции…………………………………………..10

5.2. Этапы работы над декоративной композицией…………………………….14

5.3. Языческие мотивы и символы в народной росписи. Основные

элементы народной росписи. «Славянская этносуггестология в

повседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни»………………..16

5.4. Стилизация…………………………………………………………………….20

5.5. Орнамент. Орнамент по регионам. Орнаментальная композиция………..22

5.6. Цвета в орнаментальной композиции. Психофизиологическое

воздействие цвета. Цвет как декоративное средство композиции………………34

5.7. Крымское декоративно-прикладное искусство…………………………….40

6. Заключение……………………………………………………………………..41

7. Приложения…………………………………………………………………….42

Введение

Методические рекомендации по дисциплине «Декоративная композиция в художественной росписи» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 54.03.02 «ДПИ и народные промыслы», профиль подготовки Художественная роспись [1, С.1, 3-9].

Выполнение практических заданий дает возможность закрепить изученный материал и повысить исполнительское мастерство студентов.

В результате изучения дисциплины студент осваивает профессиональные компетенции - художественная:способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале (ПК-2); способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (ПК-3).

Студент должен иметь представление:

- о теоретических основах декоративной композиции и художественного творчества;

- цели и задачи, основные законы, выразительные средства композиции;

знать:

- основные принципы организации декоративной композиции;

- свойства цветов и варианты создания цветовых гармоний;

- основы стилизации в декоративной композиции;

- последовательность создания декоративной композиции, от замысла до выполнения творческого проекта;

- основные изделия народных промыслов с художественной росписью;

- основы традиционных схем композиций городецкой, хохломской, урало-сибирской, полхов-майданской росписей;

уметь:

- создавать эскизы декоративной композиции, росписи изделий в технике городецкой, хохломской и урало-сибирской, полхов-майданской росписей;

- использовать традиционные схемы композиций орнамента изучаемой росписи на декоративной поверхности;

- применять законы организации пространства;

- планировать свою работу и рационально использовать рабочее время;

- работать с дополнительной литературой;

- анализировать работы мастеров и использовать в своих работах отдельные элементы декора;

- творчески работать над выполнением декоративной композицией;

Методическое пособие по дисциплине «Декоративная композиция в художественной росписи» наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов по составлению эскизов декоративной композиции в художественной росписи. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Формой аттестации является просмотр.

Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющие его восприятие.

Композиция – важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

В процессе создания декоративной композиции размещения и распределения изобразительных элементов происходит по определенной схеме в логической последовательности; заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому.

Наши рекомендации