Декоративная композиция в художественной росписи
Направление подготовки: 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Профиль подготовки: Художественная роспись
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Ялта – 2016 г.
УДК [745:7.012] (07)
Рекомендовано к печати
Ученым советом ГПА (филиал) ФГАОУ ВЗ «КФУ им.В.И.Вернадского» в г.Ялте
От 07.12.2015 г.
Рецензенты:
Шачкова Эльвира Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна ГПА (филиал) ФГАОУ ВЗ «КФУ им.В.И.Вернадского» в г.Ялте;
Заргарян Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна ГПА (филиал) ФГАОУ ВЗ «КФУ им.В.И.Вернадского» в г.Ялте
Методические рекомендации состоят из введения, тем лекционных и практических занятий, критериев оценивания, списка рекомендованной литературы, Содержание лекций и рекомендации для выполнения практических работ, заключения, приложения. Цель методических указаний – общее ознакомление, расширение и углубление знаний по дисциплине «Декоративная композиция в художественной росписи».
ÓЧайка Н.М., 2015 год
Ó ГПА (филиал) ФГАОУ ВЗ «КФУ
им.В.И.Вернадского» в г.Ялте, 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………………4
2. Темы лекционных и практических занятий……………………………….5
3. Критерии оценки ………………………………………………………………8
4. Список рекомендуемой литературы……………………………………...…9
5. Содержание лекций и рекомендации для выполнения
практических работ ……………………………………………………………...10
5.1. Законы декоративной композиции…………………………………………..10
5.2. Этапы работы над декоративной композицией…………………………….14
5.3. Языческие мотивы и символы в народной росписи. Основные
элементы народной росписи. «Славянская этносуггестология в
повседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни»………………..16
5.4. Стилизация…………………………………………………………………….20
5.5. Орнамент. Орнамент по регионам. Орнаментальная композиция………..22
5.6. Цвета в орнаментальной композиции. Психофизиологическое
воздействие цвета. Цвет как декоративное средство композиции………………34
5.7. Крымское декоративно-прикладное искусство…………………………….40
6. Заключение……………………………………………………………………..41
7. Приложения…………………………………………………………………….42
Введение
Методические рекомендации по дисциплине «Декоративная композиция в художественной росписи» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 54.03.02 «ДПИ и народные промыслы», профиль подготовки Художественная роспись [1, С.1, 3-9].
Выполнение практических заданий дает возможность закрепить изученный материал и повысить исполнительское мастерство студентов.
В результате изучения дисциплины студент осваивает профессиональные компетенции - художественная:способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале (ПК-2); способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (ПК-3).
Студент должен иметь представление:
- о теоретических основах декоративной композиции и художественного творчества;
- цели и задачи, основные законы, выразительные средства композиции;
знать:
- основные принципы организации декоративной композиции;
- свойства цветов и варианты создания цветовых гармоний;
- основы стилизации в декоративной композиции;
- последовательность создания декоративной композиции, от замысла до выполнения творческого проекта;
- основные изделия народных промыслов с художественной росписью;
- основы традиционных схем композиций городецкой, хохломской, урало-сибирской, полхов-майданской росписей;
уметь:
- создавать эскизы декоративной композиции, росписи изделий в технике городецкой, хохломской и урало-сибирской, полхов-майданской росписей;
- использовать традиционные схемы композиций орнамента изучаемой росписи на декоративной поверхности;
- применять законы организации пространства;
- планировать свою работу и рационально использовать рабочее время;
- работать с дополнительной литературой;
- анализировать работы мастеров и использовать в своих работах отдельные элементы декора;
- творчески работать над выполнением декоративной композицией;
Методическое пособие по дисциплине «Декоративная композиция в художественной росписи» наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов по составлению эскизов декоративной композиции в художественной росписи. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Формой аттестации является просмотр.
Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющие его восприятие.
Композиция – важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.
В процессе создания декоративной композиции размещения и распределения изобразительных элементов происходит по определенной схеме в логической последовательности; заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому.