Формы проведения музейной (учебной) практики
МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА
Целями музейной практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
Задачамимузейной (учебной) практики являются:
- знакомство с содержанием музейных коллекций музеев, с основными направлениями и формами музейной деятельности (на примере музеев Уфы);
- углубление и расширение знаний, умений и навыков по отдельным курсам дисциплин: история культуры и искусства, живопись, рисунок, скульптура и пластическое моделирование, пропедевтика, проектирование в средовом дизайне и др.;
- приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев, понимание концептуальных решений музея;
- формирование у студентов умения анализировать произведения искусства;
- развитие интереса к посещениям художественных выставок и музеев;
- развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих дизайнеров;
- воспитание нравственных качеств у студентов приобщением их к культурному наследию.
Формы проведения музейной (учебной) практики
В ходе музейной практики используются такие формы работы как лекция сотрудника музея, обзорная и тематическая экскурсия, обсуждение постоянной экспозиции музея и временной выставки, работа студентов в экспозиции, фонде, библиотеке, архиве музея, просмотр видеофильмов и материалов Интернета, посещение мастерских художников и дизайнеров, и др. Во время практики студент является не посетителем музея, а, фактически, стажером музейного специалиста, искусствоведа, реставратора, хранителя, и должен оказать реальную помощь музею – в оформлении новой выставки или тематической экспозиции, в разработке проекта музейного интерьера и экстерьера и т.п. Проходя практику, студент обязан соблюдать все правила внутреннего распорядка музея. Студенты могут временно оформиться на работу в музее в качестве художников, декораторов, гидов, реставраторов, технических сотрудников.
Виды практических заданий
В ходе практики студент выполняет следующие задания:
1) Ведение дневника практики. Дневник является основным документом студента во время прохождения музейной (учебной) практики. Студент ежедневно записывает в дневник все, что проделано им за соответствующий период по выполнению программы и индивидуальных заданий.
Структура дневника:
- обложка, на которую выносят основные данные (фамилия, имя, отчество автора, название, место написания и год). Изображение на обложке может подчеркивать вид практики;
- цель, задачи практики, сроки её прохождения;
- сведения о базовом учреждении, где проходит практика, данные о руководителях, режиме работы и др.;
- содержание, все виды работ музейной практики каждого дня заполняются в таблицу по форме:
Дата | Кол. час. | Содержание работы практиканта | Замечания | Оценка работы | Подпись руковод. | |
положительные | отрицательные | |||||
Примечание: студент заполняет колонки - дата, количество часов и содержание работы практиканта, а руководитель заполняет колонки - замечания, ставит отметку и подпись.
2) Этюдные зарисовки архитектурных сооружений – бумага, карандаш, тушь, гелевая ручка. Формат А4, не менее 15 шт.; городского пейзажа – бумага, акварель. Форматы А4, А3, не менее 15 шт.
3) Наброски с аннотациями (что изображено, какая часть здания или предмета, материалы, применяемые при создании предметов декоративно-прикладного искусства и костюма):
- композиционные наброски городского пейзажа (линия, тоновое письмо) - бумага, карандаш, уголь, соус, сангина. Формат А5, А4 – не менее 20 шт.;
- зарисовки фрагментов экстерьера и интерьера – бумага, акварель, бумага, карандаш. Формат А4, А3 – 30 шт.;
- детальные зарисовки музейных экспонатов – бумага, карандаш, гелевая ручка, акварель, цветной карандаш. Формат А4, А5, не менее 20 шт.
4) Фотоэтюдыархитектурных сооружений, городского пейзажа, фрагментов экстерьера и интерьера, музейных экспонатов (не менее 100).
5) Копированиеодного из произведений художника (на выбор студента) в условиях базового музея (в случае его художественного профиля).С первого дня практики, посещая выставки в музее, студент выбирает произведение для копирования, готовит весь необходимый материал для работы – формат, художественный материал, в котором выполнено выбранное произведение, этюдник (если необходимо). Работа рассчитана на 24 часа. Она должна быть оформлена в рамку или паспорту со стеклом и др., подписана с обратной стороны: Ф.И.О. студента, выполнившего копию, с указанием выходных данных к работе – автор, название работы, год написания, размер, материал, например:
Копия выполнена студентом группы БДД И. Ивановым с произведения живописца, заслуженного художник РБ Евгения Винокурова «Пейзаж с крестом», 2001, х., м., 40х60 (первая цифра – высота, вторая – ширина).
Оценить копию художественного произведения может групповой руководитель практики, или музейный работник, или сам автор произведения (если представится возможность).
6) Творческая, научно-исследовательская работастудента по выбору(возможно предложение своей темы при условии предварительного согласования с групповым руководителем практики).
Оформляется в эскизном или компьютерном варианте:
- дизайн-проект с составлением исторической справки (благоустройство территории музея и/или прилегающей зоны, проект нового оформления экспозиции и т.п.).
Оформляется в виде реферата:
- история возникновения и комплектования музея с выборочным описанием и анализом экспонатов;
- план и содержание экскурсиипо экспонатам музейной выставки (тема на выбор руководителя музея или студента);
- письменный анализ произведения искусства, представленного в экспозиции музея;
- концепция выставки современного художника с авторским вариантом аннотации и каталога;
- критическая статья (эссе, резюме) о творчестве современного художника, написанная после посещения его выставки, творческой мастерской;
- стилистический анализ архитектурных сооружений (двух-трех) с целью выявления их художественной ценности.
Объём реферата должен составлять 10-15 страниц компьютерного текста с иллюстрациями. Титульный лист не нумеруется, на второй странице излагается план реферата с указанием страниц. Текст реферата должен быть напечатан без ошибок, цитаты сверены с источниками, после них дана сноска в тексте в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе», например – [13, с. 5], где первая цифра обозначает номер источника в списке литературы, а вторая – номер страницы в источнике. Список литературы даётся в конце реферата и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», их количество – не менее 10 источников: книг, брошюр, энциклопедий, в том числе статей из журналов, газет и т.д. Необходимо оформить приложение к реферату (альбом иллюстраций, фотографий, зарисовок и др.).
В примерном плане экскурсии указываются название выставки, автор (авторы). Чем обусловлено название выставки (если необходимо), в связи с чем выставляются данные работы и т.д. Информация об авторе, его творчестве, жизни, работе (для персональной выставки). Делается общий обзор по представленным работам, их классификация по видам, жанрам изобразительного искусства, техникам исполнения и т.д. Необходимо более подробно остановится на 5-6 работах, которые показывают становление творческого опыта автора, характерные особенности его искусства и т.д. Подробный анализ одного произведения (беседа или рассказ). Подведение итога, место творчества художника в истории региона, музея и т.д. Экскурсовод предлагает задать вопросы.
Отзыв о выставке должен иметь титульный лист, где пишется заголовок с названием выставки или автора, ф.и.о. студента, курс, группа, дата написания. Все листы отзыва скрепляются степлером.
Общие требования к оформлению документации: формат А 4; шрифт компьютерного текста – Тimes New Roman 14; поля – 3 см слева, по 2 см сверху и снизу, 1,5 см - справа; межстрочный интервал – полуторный; выравнивание по ширине; отступ первой строки абзаца – 1,5 см.. Листы должны быть пронумерованы (в центре) и сброшюрованы. Титульные листы и обложка дневника оформляются по образцам, приведенным в приложениях 1-3.
Учебно-методическое и информационное обеспечение музейной (учебной) практики
а) основная литература:
1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика : Учебное пособие. - М. : Высшая школа, 2004. - 216 с.
2. Юренева Т.Ю. Музееведение : Рекомендовано МО РФ в качестве учебника для вузов. - М. : Академический Проект; Альма-Матер, 2007. - 560 с.
б) дополнительная литература:
3. Гвоздикова И. История города Уфы // Ватандаш. – 1999. – № 1. – С. 178-193.
4. Донгузов К.А. История архитектуры республики Башкортостан (сер. ХVI в. – кон. XX в.). – Уфа , 1990.
5. Жигульский З. Музеи мира: введение в музееведение / пер. с польск. А.А. Гужаловского. – М., 1989.
6. История Уфы: краткий очерк / отв. ред. Ганеев Р.Г. – Уфа: Башкнигоиздат, 1976. – 600 с., 2-е изд. 1981. – 605 с.
7. Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы / Н.В. Мазный, Т.П. Поляков, Э.А. Шулепова. – М., 1997.
8. Майстровская М.Т. Музейные экспозиции. Искусство-архитектура-дизайн. Тенденции формирования. – М., 2002.
9. Минцлов С.Р. Уфа : Из кн. «Дебри жизни». – Уфа: Башкнигоиздат, 1992 – 176 с.
10. Музеи и новые технологии. На пути к музею XXI века : сб. науч. трудов / сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. – М., 1999.
11. Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века. : сб. науч. трудов / отв. ред. М.Т. Майстровская. – М., 1997.
12. Нигматуллина И.В. Старая Уфа: историко-краеведческий очерк. – Уфа: Китап, 2004. – 224 с.
13. Синенко С.Г . Город над Белой рекой: краткая история Уфы в очерках и зарисовках. 1574–2000. – Уфа: ГРИ «Башкортостан», 2002. – 184 с.
14. Семенова С. Ю. Благоустройство г. Уфы во второй половине XIX века:. Стран» минувшего:- Уфа, 1995.
15. Узиков Ю.А., Наймушин П.А. Как зовут тебя, улица? – Уфа: Башкнигоиздат, 1980.
16. Узиков Ю.А. Исторические памятники Уфы. – Уфа: Китап, 1999. – 288 с.
17. Уфа: страницы истории: сб. ст. / сост. М.В. Агеева. – Уфа: РУНМЦ, 2003. – 231 с.
18. Фенина Э.П. БГХМ им. М.В. Нестерова: путеводитель / под ред. Г.Р. Пикуновой. – Уфа: Башкнигоиздат, 1974. – 72 с., 1981 – 79 с.
19. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие. – М. : Высш. Шк., 2005. – 183 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
20. Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/
21. Художественные музеи России. – Режим доступа: http://www.russianmuseum.spb.ru/region.php
22. Алоцвет. – http://alocvet.narod.ru/index.html
23. Национальный музей РБ. – Режим доступа: http://www.museumrb.ru/
24. Мемориальный Дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова. – Режим доступа: http://www.aksakov.info/index.php?id=22
25. Музей археологии и этнографии, центр этнографических исследований, УНЦ РАН. – Режим доступа: http://kc.personarb.ru/
Студента группы БДД
Иванова Сергея Ивановича
Уфа - 2012
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
Институт дизайна и национальных культур
Кафедра «Дизайн и искусствоведение»
РЕФЕРАТ
ПРАКТИКА МУЗЕЙНАЯ
по специальности 070601.62 Дизайн
Отчет
Студент гр. БДД
И.И. Иванов
Руководитель практики
канд. пед. наук, доцент
С.И. Сидоров
Уфа - 2012
МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА
Целями музейной практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
Задачамимузейной (учебной) практики являются:
- знакомство с содержанием музейных коллекций музеев, с основными направлениями и формами музейной деятельности (на примере музеев Уфы);
- углубление и расширение знаний, умений и навыков по отдельным курсам дисциплин: история культуры и искусства, живопись, рисунок, скульптура и пластическое моделирование, пропедевтика, проектирование в средовом дизайне и др.;
- приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев, понимание концептуальных решений музея;
- формирование у студентов умения анализировать произведения искусства;
- развитие интереса к посещениям художественных выставок и музеев;
- развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих дизайнеров;
- воспитание нравственных качеств у студентов приобщением их к культурному наследию.
Формы проведения музейной (учебной) практики
В ходе музейной практики используются такие формы работы как лекция сотрудника музея, обзорная и тематическая экскурсия, обсуждение постоянной экспозиции музея и временной выставки, работа студентов в экспозиции, фонде, библиотеке, архиве музея, просмотр видеофильмов и материалов Интернета, посещение мастерских художников и дизайнеров, и др. Во время практики студент является не посетителем музея, а, фактически, стажером музейного специалиста, искусствоведа, реставратора, хранителя, и должен оказать реальную помощь музею – в оформлении новой выставки или тематической экспозиции, в разработке проекта музейного интерьера и экстерьера и т.п. Проходя практику, студент обязан соблюдать все правила внутреннего распорядка музея. Студенты могут временно оформиться на работу в музее в качестве художников, декораторов, гидов, реставраторов, технических сотрудников.