Формы проведения учебной практики

Учебно-волонтерская практика в учреждениях общего и специального образования организуется в 4-м семестре в рамках учебного процесса в свободное от аудиторных занятий время. Обучающиеся осуществляют волонтерскую деятельность в учреждениях, в которых работают логопеды, с целью ознакомления со спецификой профессиональной деятельности. Базой для практики являются учреждения общего и специального образования, учреждений социальной защиты и социального обслуживания семей и детей.

По форме проведения данная практика является полевой. Обучающиеся принимают участие в основных видах практической деятельности логопеда указанного учреждения в течение 2-х недель.

Учебная волонтерская практика в учреждениях системы общего и специального образования проводится в течение четвертого семестра.

В качестве организаций для прохождения практики выбираются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, соответствующие профилю подготовки бакалавров по профилю «Специальная педагогика и психология». Базами для проведения учебной практики являются учреждения общего и специального образования, учреждения социальной защиты и социально-психологического сопровождения.

Базовыми учреждениями для прохождения учебно-ознакомительной практики обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование по профилю Специальная психология и педагогика на факультете педагогики и психологии ЛГПУ являются:

1. МДОУ № 18(VIII ВИДА) г. Липецка;

2. МОУ СК школы № 32 (VIII вида) г. Липецка;

3. МОУ СКО школа-интернат (VII вида) г. Липецка;

4. МОУ СКО школа-интернат III-IV вида;

5. Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Липецка (Сокол).

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на соответствующий учебный год. Сроки по предложению кафедры могут быть уточнены и изменены в зависимости от специфики сложившихся на тот момент обстоятельств и возможностей в учреждениях и должны обеспечивать эффективное прохождение обучающимися учебной практики. Сроки устанавливаются с учетом теоретической подготовленности студентов и возможностей учебно-производственной базы университета и базовых предприятий. В целях более равномерного распределения студентов по местам практики допускается проведение практики двумя потоками путем чередования учебных групп.

Перед началом практики проводится установочная конференция, издается распоряжение по факультету педагогики и психологии о распределении обучающихся на практику, содержащий список учреждений, обязательных для ознакомления и список методистов кафедры психологии.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики, вписанной в семестр (ознакомительной практики в учреждениях системы общего и специального образования).

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

· владеть моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

· способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

· готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

· способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

· способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4).

Структура и содержание учебной волонтерской практики в учреждениях системы общего и специального образования

Общая трудоемкость учебной практики составляет 4 зачетных единицы 144 часа.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы Трудо-емкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный этап, включающий установочную конференцию, получение заданий. Посещение установочной конференции. Ознакомительная лекция. Контроль присутствия.
Обработка и анализ полученной информации. логопед» Самостоятельная работа Проверка дневников
Волонтерская деятельность в учреждениях общего и специального образования. Ознакомление с учреждением общего и специального образования согласно программе практики Проверка посещаемости. Проверка дневника.
Исследовательская работа студентов. Подготовка реферата по вопросам волонтерского движения Сбор, обработка и систематизация литературных источников. Самостоятельная работа. Проверка реферата
Подготовка отчета по практике. Самостоятельная работа. Подготовка презентации или фото-отчета. Проверка итогового отчета, общего анализа, выставление дифференцированной оценки.
Заключительный этап Посещение и выступление на итоговой конференции. Проверка присутствия, оценка выступления, презентации или фото-отчета.

В ходе практики студент под руководством практического логопеда в каждом учреждении осуществляет:

· знакомство с кабинетом логопеда: оборудование, рабочие зоны и особенности их использования;

· знакомство с документацией логопеда данного учреждения;

· знакомство с целями, задачами и основными направлениями работы логопеда и их непосредственным осуществлением в практической работе (этапы, требования к подготовке, проведению и анализу): диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, психологическая профилактика;

· знакомство с процедурой анализа материалов логопедической работы в учреждениях разного профиля.

Наши рекомендации