Эстетика как средство познания современного искусства
Современное искусство – это художественная деятельность в области литературы, поэзии, архитектуры, скульптуры, живописи, графики, музыки и др. артефактов творчества. Данные направления художественной культуры можно понимать как автономные, т.е. самостоятельные виды художественной деятельности. А такие направления, как театр, хореография, балет, кино, дизайн и другие являются синтетическими видами (жанрами) искусства. Например, театр включает и слово (литературу), и живопись в декоративно-художественной ипостаси, и костюм, и музыку разных направлений (от классики, народных мелодий до джаза, рока, попсы и т. п.) *. Это традиционная точка зрения на осмысление феномена искусства.
В философской литературе искусство понимается как «…специфическая форма общественного сознания…, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира» [4, с.174], а также «…вид формотворческой деятельности человека, создающий образные и символические структуры, которые обладают эстетическими познавательными и коммуникативными функциями [5, с.261)].
Однако, задача данного материала состоит в том, чтобы обратить внимание студента (бакалавра, магистранта), аспиранта к вопросу о роли искусства в системе познания, а главное понять его место в структуре гуманитарного знания. Это далеко не праздный вопрос, поскольку некоторые (иногда этим «грешат» и представители молодого поколения, начинающие исследователи, в том числе) понимают искусство как самостоятельный феномен, автономно позиционирующий себя в художественном пространстве социума.
В связи с этим для понимания места феномена искусства в системе ценностей следует иметь в виду то обстоятельство, что в структуре естественно-научных и гуманитарных сфер, данное понятие (с теоретической стороны) в большей степени тяготеет к гуманитарной традиции, в частности, к философии. Очевидно, что философия, начиная с VIв. до н.э. и заканчивая первым десятилетием ХХIвека, прошла большой путь развития и сегодня, по мнению, например, профессора П.В. Алексеева (МГУ им. Ломоносова) философия – это «…сложная динамическая информационная система (выделено нами – В.В.), созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации». Поскольку философия это система знаний, то внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология, теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философия религии, история философии, теория и история культуры, «философия философии» (теория философского знания), философские проблемы частных наук [1, с. 14].
Как мы видим искусство»,которая в традиционном понимании ближе всех тяготеет к эстетике, а эстетика в свою очередь представляет собой полноправный и самодостаточный раздел философского знания. Несколько слов из истории генезиса феномена эстетика.
Исторически термин эстетика впервые представил франко-немецкий мыслитель Александр Баумгартен, который в трактате Aesthetica (1750-1758) ввёл новолатинское лингвистическое образованаие. Этот термин, с одной стороны, восходит к греческому прилагательному «эстетикос» чувствующий, ощущающий, чувственный и, с другой, «эстетис» – ощущение, чувствование, чувство (психология) и переносное «замечание, понимание, познание» (гносеология – философия). Латинский неологизм позволил Баумгартену обозначить эстетику как эстетическое – низшую форму познания – чувственное познание в отличие от высшей – логики, но отличающейся от чувственности (sensus), как обращенности к мыслящей субстанции (гносеологии – это в полной мере объединяет эстетику с теорией познания). Если логические рассуждения основываются на ясных отчетливых формах мышления (суждения разума), то эстетические – на смутных чувственных формах (суждения вкуса). Эстетическое (по Баумгартену) предшествует логическому: предмет эстетического – это прекрасное; предмет логического – истина. Отсюда, Баумгартен отнес к эстетике всю философиюискусства*, как область смыслообразующих выразительных форм действительности на основе познания, исходя из чувства прекрасного, а также их художественной экспликации. Сегодня термин эстетика соотносится для обозначения эстетической составляющей культуры, например, эстетики той или иной деятельности (эстетики тетра, кино, дизайна ит.п.).
Теперь обозначим основные категории эстетики (категория это предельно общее понятие, образующиеся как последний результат отвлечения – абстрагирования – от предметов, их особенных признаков): – это красота (красивое), прекрасное, безобразное, эстетическое, художественное, трагическое, возвышенное, низменное, комическое, ужасное, идеал, вкус, ирония, игра, гротеск, искусство и др. Таким образом, искусство (исходя из этого подхода) видимо можно отнести к классическим категориям эстетики. Как области знания или теории. Более того, по мнению одного из авторитнейших эстетиков современности В.В. Бычкова, «искусство» является главной категориeй эстетики, центральным объектом эстетического научного познания и художественной практики [2, 244].
Одновременно следует иметь в виду, что за последние периоды истории культуры сложились современные неклассические течения или направления, оказывающие влияние на формирование как видов искусства, так и эстетики в целом – это абсурдное, агрессивное, болезненное, жестокое, обыденное, повседневное, гламурное, крутое, изощрённое, эпотажное, шокирующее, и др., диктующие возможность их осмысления и познания, как артефактов культуры [ 3, 59-62 ]
Кстати, довольно не простой вопрос – можно ли, например, отнести к эстетическим категориям данные вышеперечисленные названия – абсурдное, агрессивное, болезненное, жестокое, шокирующее, обыденное, повседневное, гламурное, крутое, изощрённое, эпотажное и др. Безусловно, их что-то роднит с «эстетикой», «эстетическим», например, любые из рок и поп-групп начиная с «Битлс», «Роллинг-стоунс» и заканчивая «Иванушками-интернешел», «Корнями» и др.; сюда же можно отнести и ТV Программы на крупных каналах ТV(«Битва хоров», «Голос» и др.). Видимо те из них, в которых мелодии, аранжировки и исполнительский уровень созвучен красоте, красивому, настраивает слушателя и зрителя на чувство возвышенного в мелодиях, аккопонементе – оркестром, ансамблем или группой – они достойны «эстетики», «эстетического». Но если вместо красивых мелодий (с большой эстрады или дискотеки) «несется» шум, гам, за которым не слышно ни слов, ни красоты мелодии, вместо удовольствия не получаешь ничего эстетического: это современные течения так называемого «искусства», их видимо не стоит причислять к настоящему большому искусству. Вместе с тем, отказываться или отмежовываться от этих течений не стоит, видимо их лучше причислить к новообразованиям современной неклассической культуры. По крайней мере, на наш взгляд.
Литература:
1. Алексеев П.Ф. и др. Философия. – М.,МГУ, 1999. – 14 с.
2. Бычков В.В. Эстетика. – М.:Гардарики, 2002.– 244 с.
3. Волобуев В.А. Эстетические основы современного искусства// Культура и образование. Научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. №1 (16), 2015.- с.59-62. (0,5 п.л.).
4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, изд. 5-е. – Москва,из-во политической литературы, 1987. –174 с.
5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, изд.8-е. – М.: Республика; Современник, 2009. – 261.