Художественная критика и ее роль в ХХ веке
Рубеж XIX – ХХ вв. и бурный эксперимент в искусстве авангарда ознаменовал новый виток развития Х.к. Высказывания в прессе – в т.ч. самих художников, которые теперь активно включаются в процесс теоретизирования и отстаивания, манифестирования своих творческих позиций, становятся важной составляющей широкой панорамы художественной жизни. Особо стоит отметить сочинения таких авторов, как Александр Бенуа, Гийом Аполлинер, Роджер Фрай, Герберт Рид, Альфред Бар и др.
После Второй мировой войны активность критиков еще более возрастает, Х.к. окончательно обособляется как отдельный самостоятельный феномен, занимающий свою нишу в инфраструктуре художественных институций. Во многом центр развития Х.к. смещается в США – вместе с перемещением туда на определенный период одного из ведущих художественных центров. С именами таких критиков, как Клемент Гринберг, Харольд Розенберг, Мишель Тапье, Лоуренс Эллоуэй, Майкл Фрид, Люси Липпард, РозалиндаКраусс, АкиллеБонито-Олива, Борис Гройс и др. связано оформление основных направлений в искусстве второй половины ХХ века. В значительной мере художественным критикам отводится роль законодателей основных художественных тенденций, инструмента легитимации того или иного радикального артистического жеста.
Сочинения в жанре художественной критики нередко несут на себе оттенок субъективности, содержат дискуссионные, полемические высказывания. Критик редко остается отстраненным по отношению к современным ему художественным процессам, зачастую наряду с художником становится проводником тех или иных артистических концепций.
23. Основания междисциплинарных подходов
Уже при рождении И. как самостоятельной науки решающим было влияние психологических теорий, которые сопровождает науку об искусстве на протяжении всей её истории. К психологическому направлению в И.И. принадлежат тексты как психологов, занимавшихся теорией искусства (Р. Арнхейма, США), так и ориентированных на психологию историков искусства (Э. Крис, О. Курц, Р. Юиг, все — Австрия). Особый вклад в И.И. внёс психиатрический взгляд на искусство и творчество, представленный и Ч. Ломброзо (Италия) и его нем. последователем М. Нордау («Вырождение», 1895), а также З. Фрейдом, Э. Кречмером, Х. Принцхорном (Германия), К.Г. Юнгом.
Социологическое направление в И.И. предлагает расширит. подход к искусству, учитывающий такие его аспекты, как художественная среда и художественная жизнь, заказ и патронаж, место художника и искусства в обществе, рецепция искусства с точки зрения соц. структуры и власти. Именно в социологии искусства особенно заметно влияние идеологии, в частности, марксизма, что проявилось у венг. учёных Ф. Анталя (господствующая идеология, «политическая вера» и соц.-классовые отношения как детерминанты стиля) и А. Хаузера, наиболее последовательно реализовавшего идеи диалектического материализма. Опыт интерпретации марксистской теории в неоромантическом ключе – деятельность В. Беньямина (Германия) противопоставлявшего «фашистскую эстетизацию» и «коммунистическую политизацию». Элементы соц. психологии и психоанализа присутствуют в «Искусстве и обществе» (1936) Г. Рида (самость художника и супер-эго общества и культуры). Идеологически нейтральная, в духе культурно-исторической школы разработка соцальной проблематики искусства представлена в «Жизненном пространстве художников флорентийского Ренессанса» швейцарского учёного М. Вакернагеля (1938). Последовательная борьба с влиянием материалистич. доктрины отражена в сочинениях М. Миса (США) и его «Живописи Флоренции и Сиены после Черной смерти» (1951). И если для Ф. Хаскелла (1928-2000) в целом ряде его текстов («Покровители и живописцы», 1963; «Открытия в искусстве», 1976; «Вкус и древность»; 1981; «История и ее образы», 1993), история искусства – это история эстетического вкуса, художественного менталитета и патронажа, то М. Бэксандалл (1933-2007) реализует уже постмодернистскую социологию искусства (история искусства как история пользователя: патрон как клиент и искусство как удовлетворение его потребностей, взятых в средовых контекстах – как психологически-символических, так и литературно-языковых).
Религиозный подход в И.И. обусловлен природой самого искусства, тесно связанного с религиозной жизнью и культом. Предметом изучения становятся культовая (мистериальная и сакраментальная) сторона художественной практики, нравственные составляющие искусства, религиозная жизнь как фактор искусства и собственно религиозное искусство как предмет истории искусства. Религиозное И. существует в различных вариантах: неотомистском (Э. Жильсон и Ж. Маритен), экзистенциалистском (Г. Марсель, Н.А. Бердяев) или феноменологическом (Ф. Степун). Отдельное и наиболее актуальное направление богословия сакрального образа – «догматическая поэтика», развиваемая А. Штоком.
В целом современное И. – концептуально и методологически открытое направление гуманитарного знания. Оно тяготеет либо к поструктуралистскому описанию искусства как текста и дискурса (особенно это касается понимания современной художественной практики), либо к антропологическому осмыслению изобразит.деятельности как практики создания и использования образов-посредников религиозного, социологического, идеологического и проч. назначения (с постепенной трансформацией науки об искусстве в науку о визуальной деятельности).