Балетмейстер и сфера его творческой деятельности
- Значение понятия “балетмейстер”.
- Виды балетмейстерской деятельности.
Значение понятия “балетмейстер”
Слово балетмейстер означает " мастер балетного спектакля".
Балетмейстер (от нем. Ballettmeister) - это автор и режиссер-постановщик балетов, концертных номеров, а также танцевальных сцен в опере, драматическом спектакле, оперетте, мюзикле и других видах искусства. Балетмейстер ставит хореографические сцены, танце, создает такую систему движений в сценическом просторные, или танцевальной площади, которая наиболее выразительно раскрывает на сцене художественные образа и идею спектакли. Определяет грим и костюмы персонажей, выбирает декорации и освещение. Все это он подчиняет основной идее, чтобы танцевальное зрелище представляло собой гармоническое целое.
Профессия балетмейстера — творческая, поэтому балетмейстер мыслит хореографическими образами, используя пластический язык выражения.
Как любой художник, балетмейстер должен быть высокообразованным человеком, который владеет не только профессиональными секретами хореографического искусства, но и знается на сопредельных видах искусства - драматургии, музыканту, изобразительном искусстве, литературе. Благодаря этому он самостоятельно или в общей работе с исполнителем организует пространство и структуру движения, индивидуальный хореографический язык, и неконченые варианты сценических действий, с одной только целью – передать зрителю свои идеи, чувство, эмоции, свое видение мира.
Жан-жорж Новер - французский артист и балетмейстер, большой реформатор хореографии, писал в своих знаменитых "Письмах о танце и балетах": "Балетмейстер должен изучать историю старины и разные науки. знакомство с геометрией внесет ясность в комбинации, добавит четкость формам. Изучение анатомии принесет лишь большую ясность поучением, которые балетмейстер станет давать тем, кого пожелает выучить. Выдумщик, который желает подняться над посредственностью, обязан изучать творение живописцев и следовать за каждым из них в особенностях его композиций и трактовании отдельных фигур. Балетмейстер, бестолковый в музыке, неважно будет фазировать свои фигуры мелодий; он не способный будет проникнуть у них дух и характер, согласовывая движения танца с ритмом, он не сумеет проявить ту точность и тонкость слуха, которая здесь своевременно необходимые. Все выточенные искусства тесно связанные друг с другом. Из этого взаимной связи всех искусств и гармонии, которые властвует между ними, и значит, что чем обширными знаниями, чем большим талантом и воображением владеет балетмейстер, тем более захватывающими будут его выдумывания".
К числу выдающихся балетмейстеров, оставивших “золотое наследство” мировой хореографической культуре, возможно отнести таких балетмейстеров- реформаторов, как Жан-Жорж Новер, Мариус Петипа, Михаил Фокин, Касьян Голейзовский, Жорж Баланчин, Рудольф Нуриев, Морис Бежар, Марта Грехем, Кетрин Данхем, Мерс Кеннингем, Елвин Ейли, Джером Роббинс, Мэре Вигман, Роллан Петти, Ржи Килиан, Майкл Флетли, Борис Ейфман, Лин Хуай Мин, Сильви Гиєм, Санкаи Жюки (Sankai Juku). В 2009 году за анализом французского историка-исскуствоведа Доминика Фретарда, выдающихся и всемирноизвестных балетмейстеров больше ста.
Современный балетмейстер обязан владеть практическим опытом танцовщика-исполнителя, изучать все виды танца. Используя литературный сценарий, либретто, музыку, живописно-декорационное оформление, он создает режиссерскую композицию (сценическое действие и хореографический текст). При этом он использует все выразительные средства танца.
Совершенствуя свое произведение, балетмейстер может быть тесно связанный с композитором, дирижером, художником, сценаристом, модельером. Это обязует его не только владеть понятиями, но и владеть крепкими знаниями по этим видам искусства.
При практическом воплощении своего замысла балетмейстер связан с исполнителями. Отсюда вытекает необходимость знаний из психологии и педагогике.
Балетмейстер также мастер режиссерского построения, мизансцен, выдумщик пантомимных эпизодов, то есть он драматург своего произведения.
Кроме всего, балетмейстер - это организатор творческого жизни коллектива, ответственный за репертуар, художественный руководитель труппы, ее воспитатель и активный участник общественной жизни страны.
Правильно писал Жан-Жорж Новер, что профессия балетмейстера - сложное и кропотливое дело: "Нет более утомляющей в физических и умственных отношениях профессии, чем профессия балетмейстера: он должен выгадывать par, ставить балеты, показывать их. Если артисты не воспринимают все сразу, то он обязан начинать сначала и показывать их несколько раз подряд..."
Балетмейстер — это тот, кто руководит подготовкой артистов к спектаклям, занят поиском новых танцовщиков и репетиторов в труппу, принимает участие в формировании концепции развития коллектива, — говорил в интервью Михаил Мессерер, приглашённый на должность балетмейстера балетной труппы Михайловского театра, - я с огромным удовольствием я займусь развитием способностей артистов, поиском новых талантов, репетиторов и названный, которые могут пополнить репертуар театра".