ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО Хореографического ИСКУССТВА.
Введение
Конспект лекций из курса „Современный танец и методика его преподавания” рассчитан для студентов иностранных граждан с целью усовершенствования профессиональной подготовки бакалавров-иностранцев в области современного хореографического искусства. Этот конспект объединяет опыт что был накоплен специалистами и методистами, которые занимались развитием теоретических знаний современной хореографии, методики, практики учебно-репетиционной работы. В конспекте лекций отображенные исторические пути развития современного танцевального искусства, характеристика танцевальных направлений и методические особенности проведения урока современного танца как для высшее учебного заведения, так и любительских кружках.
Лекция №1.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ И МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ».
Предмет „Современный танец и методика его преподавания” есть одной из главных профессиональных дисциплин кафедры современной хореографии. Это важная часть профессионального обучения будущим преподавателям профессиональных дисциплин, балетмейстеров и артистов в области современного хореографического искусства, предназначенных для работы в любительских кружках, общеобразовательных школах и высших учебных заведениях.
На современном этапе, увлечение хореографическим искусством очень распространено. Разными его видами занимаются большое количество населения, образовывается много танцевальных кружков, которые требуют высококвалифицированных кадров.
Именно предмет „Современный танец и методика его преподавания”, должны дать большой толчок в развитии и усовершенствовании будущих артистов, педагогов, балетмейстеров украинской современной хореографии, ведь овладение знаний и привычек очень важные для профессиональных качеств в каждой сфере деятельности.
В процессе обучения курс предусматривает изучение академических техник разных направлений современного танца, которые были сформированы к началу 70-х лет ХХ столетие, и современных течений на сегодняшний день. Овладение этими направлениями позволяет комплексно учиться методике преподавания, и повысить свой танцевальный уровень в сфере современной хореографии.
Программой обусловлено усвоения современных популярных танцев, джаза (jazz dance), модерную (modern dance) иконтемпорари (contemporary dance).
Цель курса : подготовить опытного всесторонне развитого специалиста по современной хореографии, который в процессе обучения овладел разными школами современного танца.
Задача курса :
- Формирование у студентов теоретических и практических знаний с предмету „Современный танец и методика его преподавания. ”
- Изучение методики преподавания стилей и направлений современной хореографии.
- Умение студентом профессионально выполнять разные техники современного танца.
- Развитие физического и исполнительского состояния студента:
• Воспитание выносливости и техники верного дыхания;
• Координирование и выразительность движений;
• Внутреннее чувство психического состояния сценического образа который создается;
• Музыкальное выполнение.
- Овладение стилистики современной хореографии, ее особенностей и манеры выполнения.
- Приобретение знаний, умений и привычек относительно преподавания предмету современный танец.
Лекция №2.
Основные признаки эстрадного танца и присущий ему
Средства выразительности
Эстрадный танец - это короткий танцевальный номер, сольный или групповой, представленный в сборных эстрадных концертах, в варьете, мюзик-холлах, театрах миниатюр; сопровождает и дополняет программу вокалистов, номера оригинальных и даже языковых жанров. Составлялся на основе народного, бытового (балльного) танца, классического балета, танца модерн, спортивной гимнастики, акробатики, на скрещивании всяческих заграничных влияний и национальных традиций. Характер танцевальной пластики диктуется современными ритмами, формируется под влиянием сопредельных искусств: музыки, театра, живописи, цирка, пантомимы.
Основными разновидностями эстрадного танца есть:
- народно-сценический танец во всех его формах и вариантах;
- акробатический танец с возникающими уже в середине его тенденциями тематического и жанрового разнообразия – героики, лирики, гротеска;
- классический танец, который будет характеризоваться вдохновенностью, образностью, часто с виртуозными поддержками;
- модерн танец, который отличный от классического большей свободой пластических выразительных средств;
- джаз-танец – объединение этнического танца африканцев и модерн танца с элементами индейского танца в ритмах свинга;
- ритмические танцы во всей своей многогранности , в первую очередь – чечетка и степь;
- сценические танцы (шоу номера), которые созданы на основе одного или нескольких спортивных балльных танцев;
- современные популярные танцы, которые вобрали у себя приемы многих танцев, которые возникли или получили развитие в ХХ столетии.
Современный эстрадный танец ощущает новые тенденции в искусстве – он вобрал у себя все новые музыкальные стили, усвоил конгломерат танцевальных систем, которые образовали современную танцевальную лексику, пошел на активное сближение с другими видами эстрады, создал органический синтез выразительных средств. Все это увеличило силу влияния эстрадного танца, расширило его возможности (от обобщенных образов к тонкой психологической разработке характеров), позволило затрагивать самые разные темы, в том числе и тех, что поднимают серьезные проблемы.
Лекция №3.
Введение
Конспект лекций из курса „Искусство балетмейстера” рассчитан для студентов иностранных граждан с целью усовершенствования профессиональной подготовки бакалавров-иностранцев в области хореографического искусства. Этот конспект объединяет знание многих дисциплин учебного плана кафедры современной хореографии, предоставляя им новых качеств, которая поможет иностранным студентам адаптироваться к восприятию комплексных знаний из курса „Искусство балетмейстера” и определиться в будущем, как профессиональному специалисту.
Курс “Искусство балетмейстера” последовательно изучает деятельность хореографов по созданию законченного танцевального номеру – от возникновения замысла, к показу законченного танца на зрителя.
Целью данного курса – есть подготовка студентов к самостоятельному созданию репертуара в детских и взрослых хореографических коллективах, с учетом специфических задач, условий и контингента участников коллектива разных типов и видов танцевального искусства ( хореографических коллективов современных направлений, студия или ансамбль классического танца, народного танца и др.), подготовка высококвалифицированных преподавателей хореографических дисциплин в новейших художественных учебных заведениях, средней и высшей школе.
Курс “Искусство балетмейстера” составляется с 11 лекций, которые содействуют усвоению теоретических знаний:
1. значение понятия “балетмейстер”; сферы его творческой деятельности;
2. танец - как вид искусства; из видов хореографического искусства; танцевальных форм и жанров; национальных особенностей танца;
3. значение музыки в рождении хореографического произведения; как осуществляется работа балетмейстера с композитором, концертмейстером , музыкальной фонограммой; работа с художником;
4. законов драматургии в постановке танцевального номеру; пониманию что такое композиция танца, рисунок и хореографический текст;
5. создании хореографических образов;
6. из процесса создания хореографических этюдов;
7. как создаются хореографические произведения для детей;
8. как осуществляется работа по созданию сюжетного танца;
9. танцев малых форм;
10. создание классической хореографии;
11. стилизация народной хореографии к современным танцевальным направлениям.
Методическая задача курса – студенты должны уметь рационально использовать методы и приемы работы с людьми, уметь вести планомерную и репетиционную работу; применять приобретенные в процессе обучения знанию на практике.
Практическая задача– студенты должны научиться создавать собственные этюды и танцевальные номера которые бы отвечали всем нормам и законам драматургии.
Итогами изученного курса являются такие формы контроля: практические показы, зачеты, дифференцированные зачеты, экзамены, выпускные испытания.
Лекция №1.
Балетмейстер-Реставратор
Он знаток истории и традиций классического балета. воссоздает балетные спектакли, разных балетмейстеров, которые не сохранились к сегодняшним дням в репертуаре балетной труппы.
Другу петербургскую редакцию балета "Коппелия" (хореография Мариуса Петипа, постановка итальянского педагога и балетмейстера Енрико Чекетти), осуществленную в 1894 г., возродили в Большом исследователь балете Павел Гершензон и знаменитый премьер Мариинская театра, балетмейстер-реставратор Сергей Вихарєв.
Из интервью с Сергеем Вихаревим от 12.03.2009 ”Вообще говоря, возродить Сен-Леона довольно трудно по того простой причине, что из поставленного им практически ничего не сохранилось. Вот искусно стилизовать под него - это другое дело. Однако какие-то крохи - вот именно что "следы" - сен-леоновской "Коппелии" мы можем предъявить. Это такое маленькое черное коктельное платье - образчики мелкой и очень трудной танцевальной техники, блестки, которые рассыпаны по всему балета.” Об исследовательской работе предшествующей реставрационной работе Сергей Вихарев говорит: “Надо взять записи, хранящиеся в Гарвардской коллекции, посмотреть, что там есть, затем открыть музыкальную партитуру и сравнить, все ли есть там для тех танцев, что вы обнаружили в Гарвард, осознать, каково будет соотношение подлинного и "вставного" текста, и таким образом, в конце концов, понятий, возможна ли в принципе реконструкция данного балета.Затем вы идете в театральный музей, театральную библиотеку и получаете представление в том, можно ли восстановить костюмы и декорации, изучаете старую программку и… И так далее, и так далее, и так далее. Все это очень хлопотно, трудно, но вполне возможно. Вот уже десять лет, как я это доказываю.”
В больших оперных театрах существует целый штат репетиторов высокой квалификации. Одни работают с солистами, другие - с кордебалетом, третьи - с исполнителями характерных танцев.
Лекция №2.
- Танец - как вид искусства.
- Виды хореографического искусства.
- Танцевальные жанры.
- Национальные особенности танца.
1.Танец как один из видов искусства:
Танец - это вид искусства, в котором средством создания художественного образа есть движения и положения человеческого тела. Танец возник со всяческих движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно менялись, подвергались художественному обобщению, вследствие чего сформировалось искусство танца. Танец - один из древних проявлений народного творчества. Сначала связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел значение самостоятельного искусства. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкантом. на этой основе стали формироваться балльный танец и профессиональный сценический танец. В профессиональном искусстве танец достиг высокой меры развития и подвергнулся научной систематизации. Сложились разные танцевальные системы: европейский классический танец, танцевальные системы стран Азии и Африки.
Танец как один из видов искусства служит средством идейно-эмоционального действия. Искусство танца раскрывает духовный мир человека.
Хореография( от греческой choreia - танец, grapho - пишу) - запись танца (первичное значение). Это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.
Искусство хореографии основано на организованный^-организованных-организованных-музыкально-организованных, условных, выразительный^-выразительных-выразительных-образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности присущий человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек двигается, жестикулирует и пластично реагирует на действии других, выражаются свойства его характера, буд ощущений, своеобразности лица. Такие выразительный^-выразительны-выразительные-выразительные-характерно-выразительные элементы, которые "говорят", родившиеся в реальной жизни,, принято называть пластическими интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы хореографии. Она основана на том, что выразительный^-выразительны-выразительные-выразительные-характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обобщаются и организовываются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого.
Хореография - искусство сначала синтетическое, потому что вне музыканта, который усиливает выразительность танцевальной пластики, которая дает ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Ритм ударных инструментов, сопровождающий танце некоторых восточных и африканских народов, - это уже разновидность музыки. Хореография - зрелищное искусство. здесь существенного значения приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримое подобие танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления). Высшая форма хореографии — балет.
2. Виды хореографического искусства:
1) Классический танец - это стойка система выразительных средств хореографического искусства, которая исторически сложилась. Она основана на принципе поэтическо-обобщенного трактования сценического образа.
2) Народный танец - один из древних видов народного искусства. народный танец составлялся и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа.
3) Термин"балльные" относится к парным непрофессиональным светским танцам, которые возникли в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись — любая эпоха европейской истории — Возрождение, Образование, классицизм, романтизм — порождала своеобразный танцевальный комплекс. В течение всего европейское культурного развития на балльный танец влияли разнообразнейшие этнические источники, а также профессиональный танец. Балльные танцы XX столетия сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX столетий вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Огромное большинство современных балльных танцев имеет африканское «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.
4) Современный танец - это танец, который актуальный в данный период времени, сегодня, сейчас. Например, в наши дни современной хореографией является модерн-джаз танец, контемп, авангардистский танец и уличные танцы с хип-хоп культуры.
3. Танцевальные формы и жанры:
Жанры (с французской - вид, род) - разновидности балетного спектакля, определяемые особенностями его связи с литературой, театром и музыкантом. Они выражаются в специфических границах его содержимого и формы. Поскольку балет, как правило, имеет сценарную (литературную, сюжетную) основу, то на балетные жанры накладывают отпечаток виды, присущий литературе.
Жанры хореографии:
- драматический
- лирический
- эпический
Эти жанры редко существуют в чистом виде. чаще они перекрещиваются (лирико-эпический, лирико-драматический).
Будучи видом театрального сценического искусства. балет принял и его жанры:
- комедия
- трагедия
- драма
Хореографическое действие балета разворачивается на основе единства драматургии и музыки. Итак, возникает:
- балет-пьеса
- балет-симфония
За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, которые позволяют с помощью присущий этому искусству выразительности передавать богатейшую информацию, которая составляет содержимое и эмоциональный заряд искусства хореографии.
В течение столетий испытали изменения и основные выразительные средства, язык, которые делают танец танцем. Поэтому сегодня можно говорить о системе выразительных средств и норм, которая исторически сложилась, составляющих искусство хореографии, которые определяют его специфические границы и право на самостоятельность в потоке искусств.
К выразительным средствам танца относятся:
- характерные движения
- композиционный рисунок
- жесты
- позы, ракурс
- мимика
- манера выполнения
- темп
- динамика звучания
- пантомима
- композиционный фрагмент
- композиционная деталь
- композиционный элемент
- образ
- пластическая выразительность
- гармония движения и позы
4. Национальные особенности развития танца:
Танцы всегда служили развитию общения между людьми. Ведь язык танца условный, поэтому он общедоступный, понятный всем.
Круговые танцы всегда и везде были первым выражениям искусства танцев. И целая пропасть отделяет от изысканных танцев цивилизованных стран это веселое, внезапное, почти несознательное влечение соединить свои руки и смешать свои движения в общее целое.
Танец был и остается неотъемлемой частью народных обрядов и праздников. В Китае, Индии и других странах Востока из глубокой старины были распространенные музыкально-танцевальные и пантомимические ритуальные спектакли. Позднее танцевальные пантомимы стали частью народных спектаклей на праздниках, ярмарках. Из народных обрядов сложились хороводы и другие обрядовые танцы ( цейлонский - огня, норвежский - с факелами, славянские хороводы, которые выполняются при том, что "завивает березки", плетении венков, воспалении кострик).
Хоровод – самый примитивный танец - споконвечный народный танец любой страны и любого народа. Старинные танцы хороводов продолжают жить во многих уголках земного шара. Вся красота этих танцев у них наивности и нехитрости. Как бы не назывались и под каким бы видом не были эти танцы хороводов, они все отличаются веселостью и живостью выполнения. Хоровод - интернациональный танец. Каждый народ раскрашивал его в свои собственные краски, отличались образа и темы, но корень был единый.
А дальше начиналось истинное творчество. Творчество, которое направляется темпераментом, национальным характером, менталитетом, естественной одаренностью и так называемым "колоритом духа". Российские народные танцы никак не спутаешь с латиноамериканскими, танцевальная горячность южан не пересекается с танцами-сангвиниками северных народов.
Широты, где властвует холод, населенные племенами, вынужденными постоянно бороться с суровостью климата. Эскимосы, чукчи большую часть года захоронены в землянках под снегом и круглый год обвиты звериными шубами. Поэтому в них не могло родиться желания веселиться с помощью танцев. Чем более приближаемся к тропикам, тем заметнее сказывается в танцах горячий темперамент народностей, которые живут в теплом и жарком климате. Танцы входят в состав их домашнего обихода. Это возлюбленный ими образ развлечений, на котором отбиваются и черты их характера.
В Италии первое место среди танцев занимал живой народный танец тарантелла. В прошлые времена существовало поверье, что человек, укушена отравляющим тарантулом, может вылечиться лишь танцуя тарантеллу к полному изнеможению.
Однако - интересная деталь, подтверждающая, что в каждом правиле есть свое исключение: казалось бы, мало эмоциональные "холодные" англичанине считают за лучше танцевать жигу! Загадка темперамента! Возможно, что этот бурный танец есть для них некоторой компенсацией постоянного внутреннего напряжения, вызванного вечным контролем над своими ощущениями.
У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особый координация движений, приемы соотношения с музыкантом. В одних народов акцент движения совпадает с сильной судьбой такта, в других (например, у венгров) - падает на слабую (движение, которое синкопирует). В одних построение танцевальной фразы синхронная с музыкальной, в других (например, у болгар) - несинхронная; при 8-тактовой музыкальной фразе танцевальная фраза может строиться на 7 или 6 тактах. Танцы народов Западной Европы основаны на движении ног ( руки и корпус как бы аккомпанируют). В танцах народов Средней Азии и других стран Востока основное значение отводится движения рук и корпуса.
На формирование особенностей национального танца повлияли и особенности быта и самый важный фактор развития - работа. Работа радостная и разновески, работа коллективная, такая, что дает плоды, необходимые для жизни человека. В танцах отбивался и сам трудовой процесс, и характер отношения к работе.
Народ, которые занимались охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и привычки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индийцев, павича - в китайском и индийском танце, петуха, гусачка - в российском. У народов, которые занимались земледелием, возникали танцы на темы сельской работы: белорусский - лянок, гуцульский - дровосеков, молдавский, - поама(виноград), узбекский, - хлопок. С появлением ремесленного и фабричного работы возникали новые танцы: украинская – бондарей, эстонская - шевцов. Большое влияние на характер выполнения предоставил и костюм. Так, плавности хода российских и грузинских танцовщиц помогает длинное платье, которое прикрывает ступне ног. Характерное движение - отражение по голенищу в российской и венгерской танцы - обуславливается наличием жестких сапог.
Введение
Конспект лекций из курса „Современный танец и методика его преподавания” рассчитан для студентов иностранных граждан с целью усовершенствования профессиональной подготовки бакалавров-иностранцев в области современного хореографического искусства. Этот конспект объединяет опыт что был накоплен специалистами и методистами, которые занимались развитием теоретических знаний современной хореографии, методики, практики учебно-репетиционной работы. В конспекте лекций отображенные исторические пути развития современного танцевального искусства, характеристика танцевальных направлений и методические особенности проведения урока современного танца как для высшее учебного заведения, так и любительских кружках.
Лекция №1.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ И МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ».
Предмет „Современный танец и методика его преподавания” есть одной из главных профессиональных дисциплин кафедры современной хореографии. Это важная часть профессионального обучения будущим преподавателям профессиональных дисциплин, балетмейстеров и артистов в области современного хореографического искусства, предназначенных для работы в любительских кружках, общеобразовательных школах и высших учебных заведениях.
На современном этапе, увлечение хореографическим искусством очень распространено. Разными его видами занимаются большое количество населения, образовывается много танцевальных кружков, которые требуют высококвалифицированных кадров.
Именно предмет „Современный танец и методика его преподавания”, должны дать большой толчок в развитии и усовершенствовании будущих артистов, педагогов, балетмейстеров украинской современной хореографии, ведь овладение знаний и привычек очень важные для профессиональных качеств в каждой сфере деятельности.
В процессе обучения курс предусматривает изучение академических техник разных направлений современного танца, которые были сформированы к началу 70-х лет ХХ столетие, и современных течений на сегодняшний день. Овладение этими направлениями позволяет комплексно учиться методике преподавания, и повысить свой танцевальный уровень в сфере современной хореографии.
Программой обусловлено усвоения современных популярных танцев, джаза (jazz dance), модерную (modern dance) иконтемпорари (contemporary dance).
Цель курса : подготовить опытного всесторонне развитого специалиста по современной хореографии, который в процессе обучения овладел разными школами современного танца.
Задача курса :
- Формирование у студентов теоретических и практических знаний с предмету „Современный танец и методика его преподавания. ”
- Изучение методики преподавания стилей и направлений современной хореографии.
- Умение студентом профессионально выполнять разные техники современного танца.
- Развитие физического и исполнительского состояния студента:
• Воспитание выносливости и техники верного дыхания;
• Координирование и выразительность движений;
• Внутреннее чувство психического состояния сценического образа который создается;
• Музыкальное выполнение.
- Овладение стилистики современной хореографии, ее особенностей и манеры выполнения.
- Приобретение знаний, умений и привычек относительно преподавания предмету современный танец.
Лекция №2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО Хореографического ИСКУССТВА.
Современный танец - понятие сегодняминутное приходящее. Каждому периода времени присущий своя музыкальная культура, которая, в свою очередь, порождает новые виды танца. Поэтому, в принципе, каждый танец можно назвать современным, но - современным для в свое время.
Целью современного танца есть в первую очередь выражения чувств и настроил, а потому этот танец довольно свободный, универсальный. А так как мысли и чувства людей резни, то танцоры постоянно ищут и создают новые движения, техники и принципы, которые могут использоваться в разных стилях и направлениях современной хореографии.
Современный танец - это вид хореографического искусства, в котором танцевальное направление, которое синтезировал в себе самые разные стили, которые возникли и имеют свое развитие с ХХ столетие, до этого дня. В нем могут быть присутствующими элементы классического танца, модерн-балета, джаз-танца, хип-хоп, фанка и много других.
В современном танце, большую роль, играет индивидуальность исполнителя. Исполнитель должен владеть не только танцевальным, а и актерским талантом. Современный танец не скован никакими правилами.
Один из основных принципов, присущий современному танцу, есть импровизация. Исполнитель должен суметь выразить себя, свое состояние с помощью лексического модуля под влиянием окружающего среды в определенный временной отрезок. В нашей стране современный танец является неотъемлемой частью эстрадного искусства. Иногда исчезает различие между понятиями «современный танец» и «эстрадный танец».
Слово "эстрада" происходит от латинского "strata", что означает "настил", "помост", "повышенный участок".
Эстрада — многожанровое сценическое искусство, родственное с театральным спектаклем, но как вид зрелищного искусства она отличается определенной самостоятельностью. Она объединяет много видов и жанров разных искусств - музыки, театра, хореографии, цирка, - но органически объединенные в один эстрадный спектакль рассчитанную на массовое восприятие.