Ампир как кульминационное выражение классицистических тенденций.
Ампи́р — стиль трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Монументальные формы массивных портиков. Ампир включил в себя отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).Русский ампир дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Санкт-Петербурга, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, А. Д. Захаров), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартос).Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства и демократическую строгость сменили парадный пафос и театральное великолепие. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Наполеоновский Ампир - стиль жесткий и холодный. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм. Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу Ж.-Л. Давиду. Еще накануне революции в картинах «Клятва Горациев», «Брут» прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских ваз, найденных в раскопках Помпеи. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, , Версаль, построили Триумфальную арку. Скульптор Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.Ампир был романтичен. Картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков», исполненная по заказу Наполеона, вызвала шумный успех в Париже. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое - не только в античность, но и в Древний Египет. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, можно видеть в произведениях парижского бронзовщика Томира и его мастерской. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта.Для классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для Ампира — яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромб. Основными категориями формообразования в искусстве стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм. Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. В Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» Росси. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Провинциальный «московский ампир» отличался своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространенияВ середине XIX века ампир сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.
Художественно-эстетические характеристики стиля романтизма. Поражение Наполеона у Ватерлоо, крушение общественных идеалов породило мощное течение – романтизм. Роман литература - Гюго, Стендаль, Байрон, Шелли – имело огромное влияние на художников Европы. Роман живопись возникает как оппозиция класс школе. Хар-рно: нервная возбужденность, тяготение к экзотическим сюжетам, истор мотивам, ко всему, что уводит от тусклой повседневности, иногда – полное отсутствие активности, идеал туманен, оторван от реальности, всегда благороден. Перв художник романтизма – Теодор Жерико – соединял и класс, и роман черты. «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» - динамика, на вздыбленном коне, развернутым к зрителю корпусом, с саблей офицер, призывающий к бою. За нее Жерико получил золотую медаль. «Раненый кирасир, покидающий поле боя» - провал, связывали с проигрышем Наполеона, крушением идеалов молодежи. Навещал Давида. Характерен точный рисунок, контур, пластичность форм. Нарисовал фрегат «Медуза» 7*5 м- немногие люди на плоту в момент, когда увидели корабль .Есть и мертвые, и безумные, и полуживые, отец, держащий на руках мертвого сына, реальные персонажи (врач Савинья и инженер). Резкая светотень, скульптурность форм, показана смена разных психологических состояний. Через 5 лет после смерти Жерико именно к этой картине применен термин романтизм. Делал много рисунков нищих, бродяг, крестьян, передавал их с чувством достоинства. «Скачки в Эпсоме» - образ летящих коней. Прием: кони и жокеи – тщательно прорисованы, а фон размыт. Романтикам был свойственен интерес к людям с обостренной психикой. Портреты сумасшедших рисует уже смертельно больным – «Клептоман», «Вор детей». Эжен Делакруа, вдохновленный образами Шекспира, Гете, Данте, пишет «Ладью Данте» за 2,5 месяца – тень Вергилия сопровождает Данте по кругу ада, грешники цепляются за лодку, показана их внутренняя напряженность и обреченность, мучения. Художник отвергал звание романтика, ведь рамки этого направления очень расплывчаты. Романтиков обвиняли в отсутствии вкуса, в подражании случайной натуре. Романтиков объединяло лишь отношение к действительности, ненависть к мещанам, к тусклой повседневности, привлекали мечтательность и яркий индивидуализм, ощущение одиночества. «Хиосская резня» - группа умирающих и полных сил людей разного возраста и пола, от дряхлой старухи до молодой прекрасной пары и умирающей рядом с ней матерью с ребенком на руках. На заднем плане – турок, топчущий людей. Все это на фоне безмятежной природы, которая безучастна к резне, насилиям, человек ничтожен. «Смерть Сарданапала» - самоубийство ассирийского царя. Критиковали из-за отсутствия равновесия, за перегруженность композиции, провал. «Еврейская свадьба в Морокко». Рюд – скульптурная композ «Марсельеза», рельеф на плошади Звезды в Париже – добровольцы, увлекаемые вперед аллегорической фигурой Свободы, чей образ полон динамичности, мощи, неукротимости.
Художественно-эстетические характеристики стиля сентиментализма. Сентиментали́зм (франц – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - в конце XVIII - начале XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма. Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов 18 в. Томсон своими поэмами «Зима», «Лето» и т. п., впоследствии соединёнными в одно целое «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и стремясь поставить мирную деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской. В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище», оды «К весне», подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями. Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела» — Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы — но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов. Стерн, автор «Сентиментального путешествия» (по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Мариво («Жизнь Марианны») приучил французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим. Под тем же влиянием создалась и "Юлия" Руссо. В романе играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера. Первые русские переводы произведений западноевропейских сентименталистов появились сравнительно поздно. Окончательный удар сентиментализму в русской литературе нанесло возникновение реального романа, представленного Гоголем и наглядно показавшего всю условность прежних сентиментальных повестей. Впрочем, в ранних произведениях самого Гоголя, так в его «Вечерах на хуторе», ещё чувствуются отголоски сентиментального направления — наклонность к идеализации сельской жизни и возделыванию идиллического жанра.