Жизненный путь Евгения Базарова
Пока что мы анализировали лишь отдельные эпизоды романа. Теперь попробуем проследить всю цепочку событий, происходивших с главным героем, Евгением Базаровым, и посмотрим, какие выводы о персонаже и о произведении в целом можно сделать на основании сюжетной схемы. Читая схему, подчеркните глаголы, которые дают представления о действиях Базарова.
1. Базаров вместе с Аркадием приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца и дяди Аркадия). | |
Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город С***. Аркадий едет с ним. | |
2. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи (Кукшина, Ситников). Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. | |
Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. | |
3. Базаров и Аркадий, увлеченные Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. | |
После неудачного объяснения в любви, испугавшего Одинцову, Базаров вынужден уехать. Он едет к родителям, вместе с ним едет Аркадий. | |
4. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. | |
Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать и вместе с Аркадием возвращается в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино | |
5. Базаров живёт некоторое время в Марьино. Флиртует с Фенечкой, молодой любовницей Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё дерётся на дуэли с Павлом Петровичем. | Едва возвратившись в Марьино, Аркадий один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. |
Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров едет в Никольское, где гостит в это время Аркадий. | |
6.Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения и несколько дней Базаров проводит в Никольском. | Аркадии объясняется Кате в любви |
Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. | |
7. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает, случайно заразившись тифом. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе | |
8. Аркадий Кирсанов женится на Кате. |
Проследите по сюжетной схеме, чем заканчивается каждый эпизод скитаний Базарова. Что, исходя из сюжетной схемы, можно сказать о Базарове, какие выводы сделать о его судьбе, об отношении с людьми, о месте в жизни, ему уготованном? Коротко запишите результаты своих наблюдений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Полемика вокруг романа
После выхода в свет роман «Отцы и дети» получил множество откликов в журнальной критике. Познакомьтесь с отрывками из двух статей современников И. С. Тургенева, в которых идёт речь о главной идее «Отцов и детей» и об отношении к своим героям самого автора произведения. Читая, подчёркивайте в текстах статей основные тезисы, объясняющие смысл тургеневского романа. Напоминаем, что тезисы - это кратко сформулированные положения, основные мысли статьи. Как правило, каждый абзац статьи содержит в себе некий тезис и его развитие. Например, прочитайте абзац из статьи Д. Писарева «Базаров»:
Итак, Тургенев никому и ничему в своём романе не сочувствует вполне. Если бы сказать ему: «Иван Сергеевич, вам Базаров не нравится: чего же вам угодно?» — то он на этот вопрос не ответил бы ничего. Он никак не пожелал бы молодому поколению сойтись с отцами в понятиях и влечениях. Его не удовлетворяют ни отцы, ни дети, и в этом случае его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они соль земли и чистейшее выражение полной человечности, В разрушении своём эти люди, может быть, правы, но в наивном самообожании или в обожании того типа, к которому они себя причисляют, заключается их ограниченность и односторонность. Таких форм, таких типов, на которых действительно можно было бы успокоиться и остановиться, ещё не выработала и, может быть, никогда не выработает жизнь. Те люди, которые, отдаваясь в полное распоряжение какой бы то ни было господствующей теории, отказываются от своей умственной самостоятельности и заменяют критику подобострастным поклонением, оказываются людьми узкими, бессильными и часто вредными. Поступить таким образом способен Аркадий, но это совершенно невозможно для Базарова, именно в этом свойстве ума и характера заключается вся обаятельная сила тургеневского героя. Эту обаятельную силу понимает и признает автор, несмотря на то, что сам он ни по темпераменту, ни по условиям развития не сходится со своим нигилистом. Скажу больше: общие отношения Тургенева к тем явлениям жизни, которые составляют канву его романа, так спокойны и беспристрастны, так свободны от раболепного поклонения той или другой теории, что сам Базаров не нашёл бы в этих отношениях ничего робкого или фальшивого. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера.
Основной тезис этого отрывка может быть сведен к следующему:
Тургенева «не удовлетворяют ни отцы, ни дети, и в этом случае его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они соль земли и чистейшее выражение полной человечности». «Отношения Тургенева к тем явлениям жизни, которые составляют канву его романа, <...> спокойны и беспристрастны <...>. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».
Конечно, этот тезис можно сформулировать ещё короче, но на первых порах не стоит стремиться к предельной краткости.
Итак, читайте и подчёркивайте:
Д. Писарев. «Базаров»
С недобрым чувством начал Тургенев своё последнее произведение. С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность, с Аркадием он держит себя деспотически-небрежно, к Николаю Петровичу относится без нужды насмешливо, и всё сочувствие художника лежит на стороне тех людей, которых обижают, тех безобидных стариков, которым велят глотать пилюлю, говоря о них, что они отставные люди. И вот художник начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабого места; он ставит его в разные положения, вертит его на все стороны и находит против него только одно обвинение — обвинение в чёрствости и резкости. Всматривается он в это тёмное пятно; возникает в его голосе вопрос: а кого же станет любить этот человек? В ком найдёт удовлетворение своим потребностям? Кто его поймёт насквозь и не испугается корявой оболочки? Подводит он к своему герою умную женщину; женщина эта смотрит с любопытством на эту своеобразную личность; нигилист с своей стороны вглядывается в неё с возрастающим сочувствием и потом, увидав что-то похожее на нежность, на ласку, кидается к ней с нерассчитанною порывистостью молодого, горячего, любящего существа, готового отдаться вполне, без торгу, без утайки, без задней мысли. Так не кидаются люди холодные, так не любят чёрствые педанты. Беспощадный отрицатель оказывается моложе и свежее той молодой женщины, с которой он имеет дело; в нём накипела и вырвалась бешеная страсть, в то время когда в ней только что начинало бродить что-то вроде чувства; он бросился, перепугал её, сбил её с толку и вдруг отрезвил её; она отшатнулась назад и сказала себе, что спокойствие всё-таки лучше всего. С этой минуты всё сочувствие автора переходит на сторону Базарова, и только кой-какие рассудочные замечания, которые не вяжутся с целым, напоминают прежнее недоброе чувство Тургенева.
Автор видит, что Базарову некого любить, потому что вокруг него всё мелко, плоско и дрябло, а сам он свеж, умён и крепок; автор видит это и в уме своём снимает с своего героя последний незаслуженный упрек. Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и в условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. Он живёт бобылём, умрёт, как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого полюбить крепкой любовью. А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет умирать. Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил, если бы он изменил себе, весь характер его осветился бы иначе: явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветой на молодое поколение, незаслуженным укором; этим романом Тургенев сказал бы: вот посмотрите, молодые люди, вот случай: умнейший из вас — и тот никуда не годится! Но у Тургенева, как у честного человека и искреннего художника, язык не повернулся произнести теперь такую печальную ложь. Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни.
Н. Страхов. «И. С. Тургенев. "Отцы и дети"»
Какой же смысл романа? — спросят любители голых и точных выводов. Составляет ли, по-вашему, Базаров предмет для подражания? Или же, скорее, его неудачи и шероховатости должны научить Базаровых не впадать в ошибки и крайности настоящего Базарова? Одним словом, написан ли роман за молодое поколение или против него? Прогрессивный он или ретроградный?
Если уж дело так настоятельно идет о намерениях автора, о том, чему он хотел научить и от чего отучить, то на эти вопросы следует, как кажется, отвечать так: действительно, Тургенев хочет быть поучительным, но при этом он выбирает задачи, которые гораздо выше и труднее, чем вы думаете. Написать роман с прогрессивным или ретроградным направлением ещё вещь нетрудная. Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний. В этом случае его можно сравнить с математиком, старающимся найти какую-нибудь важную теорему. Положим, что он нашел, наконец, эту теорему; не правда ли, что он должен быть сильно удивлён и озадачен, если бы к нему вдруг приступили с вопросами: да какая твоя теорема — прогрессивная или ретроградная? Сообразна ли она с новым духом или же угождает старому? <...>
Глядя на картину романа спокойнее и в некотором отдалении, мы легко заметим, что, хотя Базаров головою выше всех других лиц, хотя он величественно проходит по сцене, торжествующий, поклоняемый, уважаемый, любимый и оплакиваемый, есть, однако же, что-то, что в целом стоит выше Базарова. Что же это такое? Всматриваясь внимательнее, мы найдём, что это высшее — не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет. Выше Базарова — тот страх, та любовь, те слезы, которые он внушает. Выше Базарова — та сцена, по которой он проходит. Обаяние природы, прелесть искусства, женская любовь, любовь семейная, любовь родительская, даже религия, всё это — живое, полное, могущественное, — составляет фон, на котором рисуется Базаров. Этот фон так ярок, так сверкает, что огромная фигура Базарова вырезывается на нём отчётливо, но, вместе с тем, мрачно. Те, которые думают, что ради умышленного осуждения Базарова автор противопоставляет ему какое-нибудь из своих лиц, например Павла Петровича, или Аркадия, или Одинцову, — странно ошибаются. Все эти лица ничтожны в сравнении с Базаровым. И, однако же, жизнь их, человеческий элемент их чувств — не ничтожны.
Не будем говорить здесь об описании природы, той русской природы, которую так трудно описывать и на описание которой Тургенев такой мастер. В новом романе он таков же, как и прежде. Небо, воздух, поля, деревья, даже лошади, даже цыплята — всё схвачено живописно и точно.
Возьмём прямо людей. Что может быть слабее и незначительнее юного приятеля Базарова, Аркадия? Он, по-видимому, подчиняется каждому встречному влиянию; он — обыкновеннейший из смертных. Между тем он мил чрезвычайно. Великодушное волнение его молодых чувств, его благородство и чистота подмечены автором с большою тонкостью и обрисованы отчётливо. Николай Петрович, как и следует, — настоящий отец своего сына. В нём нет ни единой яркой черты и хорошего только одно, что он человек, хотя и простейший человек. Далее, что может быть пустее Фенички. «Прелестно было, — говорит автор, — выражение её глаз, когда она глядела как бы исподлобья, да посмеивалась ласково и немножко глупо». Сам Павел Петрович называет её пустым существом. И, однако же, эта глупенькая Феничка набирает чуть ли не больше поклонников, чем умница Одинцова. Её не только любит Николай Петрович, но в неё, отчасти, влюбляется и Павел Петрович, и сам Базаров. И, однако же, эта любовь и эта влюблённость суть истинные и дорогие человеческие чувства. Наконец, что такое Павел Петрович, щеголь, франт с седыми волосами, весь погружённый в заботы о туалете? Но и в нём, несмотря на видимую извращённость, есть живые и даже энергические звучащие сердечные струны.
Чем дальше мы идём в романе, чем ближе к концу драма, тем мрачнее и напряжённее становится фигура Базарова, но вместе с тем всё ярче и ярче фон картины. <...>
Когда Базаров заболевает, когда он заживо гниёт и непреклонно выдерживает жестокую борьбу с болезнью, жизнь, его окружающая, становится тем напряжённее и ярче, чем мрачнее сам Базаров. Одинцова приезжает проститься с Базаровым; вероятно, ничего великодушнее она не сделала и не сделает во всю жизнь. Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу.
Среди этого света и этой теплоты умирает Базаров. На минуту в душе его отца закипает буря, страшнее которой ничего быть не может. Но она быстро затихает, и снова всё становится светло. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над нею поют птицы, и на неё льются слезы...
Итак, вот оно, вот то таинственное нравоучение, которое вложил Тургенев в свое произведение. Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развёртывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей её красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.
Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными. Что же мы сказали? Выходит, что Тургенев стоит за то же, за что стоят все поэты, за что необходимо стоит каждый истинный поэт. И следовательно, Тургенев в настоящем случае поставил себя выше всякого упрека в задней мысли; каковы бы ни были частные явления, которые он выбрал для своего произведения, он рассматривает их с самой общей и самой высокой точки зрения.
Общие силы жизни — вот на что устремлено все его внимание. Он показал нам, как воплощаются эти силы в Базарове, в том самом Базарове, который их отрицает; он показал нам, если не более могущественное, то более открытое, более явственное воплощение их в тех простых людях, которые окружают Базарова. Базаров — это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матернею силою.
Как бы то ни было, Базаров всё-таки побеждён; побеждён не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость, чтобы он был возвеличен настолько, насколько ему свойственно величие. Иначе в самой победе не было бы силы и значения.
Выпишите тезисы, которые вы подчеркнули, не забывая при этом брать слова Писарева и Страхова е кавычки. Каждый тезис записывайте отдельно, чтобы потом легко было его найти глазами.