Обобщение опыта работы по развитию речи на уроках русского языка.
Обобщение опыта работы по развитию речи на уроках русского языка.
Эффективность использования картин на уроках русского языка в 5 классе для развития речи.
Ничто не дает такого наслаждения, как краски.
И.Бунин
Прекрасен своеобразный, ломающийся
Стиль художников.
Они обращаются со словами как дети;
Не злоупотребляют
Ими, всегда кратки. Они предпочитают
Конкретные понятия, переложимые на краски
И линии (часто основы предложения – существительное и глагол – совпадают, первое - с краской, второе – с линией).
А.Блок
На протяжении ряда лет я работаю над методической темой « Развитие речи у учащихся». Обратиться к ней меня побудили проблемы, выявленные не только из наблюдений в своей школе, но и в школах района. Во-первых, меня интересовал вопрос: почему ученики, изучая русский язык на протяжении одиннадцати лет, так и не могут грамотно оформить как письменную, так и устную речь? Во-вторых, русский язык стал предметом, который одним из первых в рамках модернизации образования по повышению качества предмета стал оцениваться независимой экспертной комиссией (ЕГЭ). В связи с этим изменились требования к уровню подготовки выпускников. Новым содержанием наполнился уровень заданий на выявление знаний и умений речеведческого характера. Все это заставило меня пересмотреть систему работы над развитием речи у учащихся не только в рамках предмета, но и во внеклассной работе.
Как один из элементов работы над развитием речи на уроках русского языка в 5 классе я взяла работу, связанную с описанием картин. Как правило, данный вид работы вызывает некоторую трудность не только у детей, но и у учителей. К тому же считаю, что живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими запоминающимися образами, способствует развитию и образного мышления, и обогащению, «возвышению» словарного запаса. Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для связного высказывания. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей. Работая над методической темой, я убедилась, что уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их творческую активность, что благоприятно сказывается на конечном результате обучения.
Картины представляют собой богатейший источник для воспроизведения учебных ситуаций, позволяют организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспринимаемых зримо и поэтому объединяющих внеязыковые элементы. Все это так необходимо для формирования устной речи (например, составление рассказа на основе ролевой игры по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» с включением воображаемого диалога между персонажами картины).
Работа над картиной (рисунками в учебнике) моим ученикам помогает реализовать у них собственную потребность в творчестве: создают сценарии, составляют рассказы по репродукции картины (на основе картины А.А.Пластова «Полдень» написали рассказ «Один день летних каникул»), придумывают эпизоды, предшествующие изображенному на ней моменту, разыгрывают роли персонажей (при работе над картиной Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»), наделяют их биографиями, высказывают собственное мнение о том или ином произведении живописи. Я же выступаю в роли посредника: при помощи слова усиливаю их эстетическое освоение произведения искусства, его воспитательное воздействие, способствую проявлению их собственных творческих способностей с учетом возраста и уровня владения речью.
Таким образом, работа над художественной картиной позволяет мне решить ряд учебных задач:
-картина-источник лексических, стилистических, грамматических упражнений;
-картина-опора для осуществления речевых действий (оформление отношения к картине, своего мнения к изображенному и т.п.);
-картина формирует культуроведческие компетенции (знакомство с историей, традициями, бытом народа, обогащение словарного запаса искусствоведческими терминами);
-картина реализует эстетическую и воспитательную функции.
Система работ по развитию речи при описании
Картин у учащихся 5 класса.
Лексиче ская тема. Культуро ведчес кий аспект | Речевед ческие понятия, коммуника тивные умения | Содержание рабо ты по картине, искусство ведческому тексту | Сведения по изобразитель ному искусству | Искусство ведческая лексика | Картины |
Лето. Летние каникулы. | Тема высказыва- ния. Умение осмысливать обьем содержания | Тема картины и средства ее выражения. Подготовка к высказыванию на основе жизненного опыта. | Тема картины. Цвет. Холодные и теплые цвета. | Цвет, краски, живопись, репродукция, холст, полотно, контраст. | А.А.Пластов «Летом», «Полдень», «Сенокос». |
Мир вещей, цветов и плодов. | Описание предмета. Умение выражать свое отношение к увиденно му. | Учебный рису нок и произведе ние живопи си.Научный и художествен ный стильречи. Устное и письменное описание натюрморта. | Понятие о натюрморте. Отношение художника к изображае мому | Натюрморт, освещение, фон, художествен ная деталь. | И.И.Машков «Натюрморт с маками и васильками» Б.В.Щербаков «Фрукты» П.П.Кончалов ский «Сирень в корзине», «Сирень». |
Домашние и дикие животные | Описание животного.Выражение отношения к нему. | Описание животного по картине (рисунку).Научный, художествен ный и разговорный стили. | Анималистический жанр. | Анималистический жанр, акварель. | А.Н.Комаров «Наводнение», «Заяц», рисунки Е.И.Чарушина. |
Зима. Подмо- сковье | Элементы рассуждения в описании. Моти вировка отношения картине | Сочинение – описание с элементами рассуждения. | Цвет как средство раскрытия замысла художника.Единство содержания и формы | Передний и задний план. Контраст. Ритм. Перспектива.Динамика. | А.А.Пластов «Зима», Г.Нисский «Февраль.Подмосковье», А.Шилов «Февраль. Переделкино». |
Конспект урока в 5 классе.
Тема:Составление рассказа на основе описания картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!».
Законы работы в группе.
1.Прочитал задание для всех, обсуди: одинаково ли вы его поняли?
Зверева
Елена Ивановна
Год
Обобщение опыта работы по развитию речи на уроках русского языка.
Эффективность использования картин на уроках русского языка в 5 классе для развития речи.