По Ю. М. Лотману. Что такое настоящие культурные ценности? Проблема подлинных культурных ценностей
(1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
(11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
(20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
(24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
(31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу.(33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
(35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
По Ю.М. Лотману
Основные проблемы | Авторская позиция |
1. Проблема подлинных культурных ценностей. (Что такое подлинные культурные ценности?) | 1. Подлинные культурные ценности – это живое явление культуры, потому что в подлинной культуре ничто не умирает. |
2. Проблема участия Личности в культурной жизни. (Есть ли незаменимые люди в культуре?) | 2. В области культуры, художественного творчества все незаменимы: ненаписанное произведение останется ненаписанным. |
3. Проблема отношения к Пушкину в разные периоды жизни нашего общества. (Как относились к Пушкину в разные периоды жизни нашего общества?) | 3. После смерти Пушкина были эпохи, когда его произведения переставали читать, но потом он снова возвращался, он не только наше культурное прошлое, но и отчасти – культурное будущее. |
Сочинение
О Ю. М. Лотмане можно говорить долго, перечисляя его звания, титулы, достижения в науке: выдающийся филолог, культуролог, мыслитель, уникальный специалист в области семиотики — не перечислишь всего. Хочется с благодарностью вспомнить о нём — о человеке нелегкой судьбы, истинном интеллигенте, сумевшем перенести жизненные невзгоды, знаковые повороты судьбы, но остаться личностью. Он безумно любил Пушкина, пропагандировал русскую культуру, просто и доступно рассказывал о многом. В отрывке, предложенном нам для анализа, Ю Лотман поднимает сложную и актуальную во все времена проблему подлинных культурных ценностей. Уже в первой фразе он формулирует главный вопрос, на который ему предстоит ответить: «Что такое настоящие культурные ценности?»
«Культурные ценности – это живое явление культуры …В подлинной культуре ничто не умирает», - так формулируют свою позицию автор. Лотман доказывает её, приводя примеры популярности музыки Баха, добаховской музыки сегодня. Ещё более весомым доказательством бессмертия подлинного искусства являются его размышления о Пушкине, чьё творчество «всегда даёт толчок мысли». Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, по мнению Лотмана, бессмертны, потому что скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
То, что подлинные культурные ценности бессмертны, не подлежит сомнению. Я не могу не согласиться с этим утверждением, а так как мой жизненный опыт пока не так велик, обращусь к авторитету той самой культуры, о которой мы говорим.
В 1836 года написано стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»). В нем он подводит итог своей поэтической деятельности. Тема поэзии и роли поэта в жизни стала традиционной еще со времен древнеримского поэта Горация. В конце своего творческого пути Гораций создал послание «К Мельпомене». Мельпомена в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии, провозглашает своё бессмертие. Первый перевод послания Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г. Р. Державин, назвав его «Памятник». И великий Пушкин создаст свой «Памятник». Мне кажется, во всех этих стихотворениях утверждается мысль о бессмертии подлинного искусства, но особенно ярко звучит она у Пушкина. Поскольку поэт должен быть послушен лишь «веленью Божию», то естественно, что только он сам и может оценить свой труд. Осознание исполненного призвания приводит к тому, что поэт пророчески предсказывает свое творческого бессмертие.
Все мы помним фразу Воланда из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Рукописи не горят».
Мастер сжигает рукопись своего произведения после того, как литературное сообщество не приняло его произведение. Но Воланд достает ее невредимую из шкафа. Выражение «рукописи не горят» символизирует бессмертие творчества. "Рукописи не горят" — с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными, лишь четверть века спустя одно за другим они пришли к читателю. "Рукописи не горят", — эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда — романа "Мастер и Маргарита".
Д. С. Лихачёв в статье «Ценности культуры» утверждал, что ценности культуры не стареют. Искусство не знает старения. Истинно прекрасное остается прекрасным всегда. Пушкин не отменяет Державина. Достоевский не отменяет прозу Лермонтова. Рембрандт также современен для нас, как и любой гениальный художник более позднего времени.
О многом заставил меня задуматься Ю. М. Лотман, но главный вывод, который я сделала для себя, таков: ничто подлинное, настоящее не канет в реку забвения, искусство, если это настоящее высокое искусство, бессмертно, оно будет открывать каждому новому поколению людей свои новые грани.