Творчества и ценностных значений их объектов
Виды предметного творчества | Ценностные значения и отражение сущности объектов творчества |
1. Инженерно- техническое проектирование промышленной продукции | Доминирование практической полезности. Отражение в форме и конструкции целесообразности и утилитарной значимости объектов при отстранении от эстетической значимости |
2. Инженерно- техническое проектирование строений, сооружений | |
3. Инженерная архитектура | Превалирование утилитарной ценности. Выражение в форме и конструкции объектов красоты целесообразности |
4. Инженерный дизайн | |
5. Архитектура | Гармония утилитарной и эстетической ценностей. Художественно-образное выражение в форме объектов единства красоты и пользы |
6. Дизайн-архитектура | |
7. Дизайн | |
8. Прикладное искусство | Превалирование эстетической ценности. Выражение в форме объектов приоритета художественной значимости при вторичности практической полезности |
9. Декоративно- прикладное искусство | |
10. Арт-дизайн | Доминирование эстетической ценности. Отражение в форме объектов в основном художественной значимости при отстранении от практической полезности |
11. Декоративное искусство (в том числе искусство орнаментации) |
Объекты почти каждого из приведенных в табл. 4 видов предметного творчества могут приобретать помимо указанных ценностных значений также и символическое значение, связанное в той или иной степени с утилитарным и/или эстетическим ценностным значением. Символические значения объектов связаны со знаковыми функциями вещей и сооружений разных групп, видов и типов. Эти знаковые функции у них различны.
Есть вещи, у которых способность нести и передавать «сообщение» сведена к минимуму. Это класс технических объектов, семиотически нейтральных, постоянно или периодически доступных зрительному восприятию, но имеющих лишь сугубо инструментальную (рабочую) функцию.
Другой класс объектов специально предназначен быть знаками с общепринятыми (конвенциональным) информационным значением. Основная функция таких вещей и сооружений – информационно-знаковая.
Они специально рассчитаны на передачу определенных общепринятых и общепонятных сообщений. Роль формы у них вторична. Важно значение, которое они передают.
Примерами могут служить: жезл машиниста поезда или регулировщика уличного движения; знаки дорожные (предупреждающие, предписывающие, указательные, запрещающие); светофоры, семафоры на транспортных магистралях, бакены на фарватере реки и т. п. Многие из подобных знаков лишены эстетической ценности.
Близки к таким объектам денежные знаки (купюры и монеты); знаки различия военнослужащих и чиновников на их форменной одежде; флаги и гербы государств, их регионов, спортивных обществ (клубов), общественных организаций, политических партий; ордена и медали; торговые марки различных промышленных и торговых фирм; филателистические знаки (марки) и т. п.
Это все знаки-символы. Несмотря на то, что большинство из них имеют и эстетическую значимость (как художественные композиции), основная их функция – знаково-символическая со строго конвенциональным смыслом [15].
Множество практически полезных и эстетически значимых вещей и сооружений исторически возникали отнюдь не в качестве «носителей сообщений». Свои информационно-знаковые функции они приобретали позднее в процессе их использования по назначению как средств удовлетворения материальных и/или духовных потребностей людей, способствующих их общению. Знаковые функции многих из них, как правило, вторичны по отношению к их основным функциям. Это третий класс объектов.
Если в доиндустриальные эпохи развития культуры семиотичность вещей была достаточно высокой (особенно в феодальную эпоху), то мир вещей, предметная среда современного индустриального общества характеризуется относительной свободой смысловой интерпретации знаковых систем и их подвижностью, недетерминированностью.
Воплощением подвижности, многозначности, изменчивости знаковых систем в современном обществе является механизм действия моды – специфической формы социальной регуляции массового поведения людей в условиях развития массовой культуры, обусловленной во многом развитием разнообразных средств массовой информации, рекламирующих продукцию массового производства [17].
Благодаря возможности выполнять знаково-коммуникативную функцию вещи играют в современном мире предметности культуры роль символов социально-статусных отношений. В этой роли изначально присущая вещам потребительная ценность (заданная при их создании) заслоняется и даже подменяется престижной ценностью, искажая естественные ценностные ориентации личности в культуре общества.