Основная цель дизайна, ее смысл и определение
В работе В. Глазычева «О дизайне» [5], представлявшей собой первый отечественный опыт обобщения, анализа и систематизации теоретических идей и практики дизайна на Западе, приведены точки зрения на сущность дизайна ведущих специалистов этой профессии, отраженные в публикациях 50 – 60-х гг. XX в., которые прямо или косвенно выражают их разнообразные представления о социально значимой цели дизайн-деятельности.
«Джордж Нельсон рассматривает дизайн в аспекте его двойственного бытия – как обслуживающую профессию в условиях «цивилизации суперкомфорта» и одновременно как внутренне свободную творческую деятельность, как способ профессионального самоудовлетворения художника в современном мире.
Джон Глоаг рассматривает дизайн с точки зрения ответственности дизайнера перед «нормальным» капиталистическим обществом в аспекте «профессиональной этики». В то же время он видит дизайн как нормальную техническую операцию в процессе производства, равнозначную любой другой операции инженерного порядка.
Джио Понти рассматривает дизайн с точки зрения профессиональных художественных возможностей, определяя его задачей создание мира новых и прекрасных форм.
Герберт Рид рассматривает дизайн как профессию с точки зрения нормальной организации эффективной профессиональной деятельности в «нормальных» капиталистических условиях, однако в отличие от Глоага, вообще отказывается рассматривать иные аспекты как «затрудняющие нормальную постановку вопроса».
Юисман и Патри видят в дизайне техническое средство достижения нормального уровня потребления, характерного для «американского образа жизни».
Джилло Дорфлес, Брюс Арчер, Абраам Моль, Дэвид Пай и ряд других предпочитают рассматривать дизайн как определенный способ передачи упорядоченной информации.
Наконец, Томас Мальдонадо пытается рассматривать дизайн во всей его многоаспектной проблематике, неизбежно балансируя между теоретической и практической постановкой вопроса» [5, с. 55−56].
Из этих и многих других высказываний можно сделать вывод о реальной сложности рассматриваемого явления, его многоаспектности и структурно-типологической неоднородности (см. разд. 2).
Дизайн-деятельность, по мнению упомянутых выше специалистов этой профессии (нередко противоречащих друг другу), представляет собой философию управления или область массового искусства, или сферу самовыражения внутренне свободного художника – представителя сверхпрофессии «в высшей форме искусства», или «способ передачи упорядоченной информации», или «нормальную техническую операцию» в процессе производства промышленной продукции, или просто «новое явление» в сфере человеческой общественной практики.
Считается, что дизайн должен служить:
− обслуживанию любых запросов потребителей;
− обслуживанию любых нужд предпринимателей;
− ликвидации визуального хаоса форм посредством упорядочения, гармонизации предметного мира;
− обеспечению коммерческого успеха фирм-производителей товаров и предприятий торговли;
− развитию общества массового потребления;
− созданию непреходящих ценностей в сфере материально-художественной культуры и т. д.
Во всех этих мнениях, отражающих с различной степенью достоверности разные стороны сущности дизайна, а также те или иные задачи дизайн-деятельности, отсутствует социологический взгляд на дизайн как целостное явление культуры и на его социально-культурную роль в многообразной жизнедеятельности людей.
Следует осознать, что вопреки кажущейся очевидности конечной социально значимой целью дизайн-деятельности «являются не столько сами вещи (красивые, удобные, современные, прекрасно функционирующие и делающие жизнь человека достойной его человеческой сущности), сколько люди, для которых и создаются эти вещи, с их образом и стилем жизни, отношениями, вкусами, идеалами, устремлениями, культурой, формирующей из индивида личность на благо самой личности и общества» [15, с. 69].
Эта идея ясно выражена в афоризме известного венгерского дизайнера Ласло Мохоли-Надя (преподававшего в 20-е гг. XX в. в Баухаузе Вальтера Гропиуса): «Цель – человек, а не вещь». Гуманистическая ориентация классического дизайна, его антропоцентризм, пропагандируемые выдающимися дизайнерами мира, расходятся с активно распространяемым апологетами коммерческого дизайна лозунгом: «Что хорошо для бизнеса, хорошо и для общества». Реальная жизнь дает немало доказательств тому, что коммерческие интересы производителей и продавцов промышленных изделий-товаров нередко вступают в противоречие с интересами потребителей. Поэтому дизайнеры, которых директор Британского Совета по дизайну Поль Рейли называл «совестью промышленного производства», по его убеждению, должны следить за соблюдением всех требований к качеству дизайн-продукта не только в интересах своего заказчика, но и ради тех, кто будет пользоваться изделиями, в создании которых участвовал дизайнер.
Вещи, являющиеся для потребителей средствами предметного обеспечения самых разнообразных материальных и духовных, в том числе утилитарных и эстетических потребностей людей, реализуемых при помощи этих предметных средств в различных процессах их жизнедеятельности, способствуют по мере своего совершенствования повышению качества жизни людей. С этим и связана социально-культурно ориентированная цель дизайн-деятельности, сформулированная следующим образом.
Целью дизайна как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними путем формирования гармоничной предметной среды и ее компонентов во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей.
Цель дизайна, ее многоаспектность как специфической формы бытия культуры (способствующей взаимосвязи и взаимообогащению материальной и духовной ее сфер благодаря художественному осмыслению объектов разработки в процессе их художественного моделирования) обусловливает структуру общественно значимых функций дизайна. Эти функции осуществляются в процессе и результатах постановки и решения социально значимых задач дизайна.
Поэтому логично до рассмотрения системы задач дизайна проанализировать систему его функций в обществе [15].
Типология функций дизайна.
Их сущность, определения, взаимосвязь
Функции дизайна опосредованы сущностью его природы, отражающей единство утилитарно-технического и эстетического начал в произведениях дизайна.
Художественно-образное решение дизайн-продуктов обладает информационно-семиотической, конструктивно-технологической и морфологической целостностью. В реализации функций дизайна проявляются его социально-культурные, функционально-потребительские и коммуникативно-эстетические ценности.
Структурная система функций дизайна базируется на обобщенной структуре человеческой деятельности, теория которой разработана М. С. Каганом и изложена в его монографии «Человеческая деятельность: опыт системного анализа» [11]. На основе анализа человеческой деятельности с философских позиций в наиболее общей системе категорий, отражающих субъектно-объектно-субъектные отношения, автором выделены пять базисных аналитически чистых видов человеческой деятельности.
Три первых из них представляют собой три возможные формы отношений субъекта и объекта. Первая форма – это воздействие субъекта на объект деятельности, его преобразование. Вторая – познание объекта субъектом, отражение объективной сущности познаваемой реальности. Третья – отражение значения объекта для субъекта, его ценностное осмысление. Четвертая форма представляет собой равноправные активные отношения субъектов между собой – общение.
Четыре исходных вида деятельности – преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и общения (коммуникативная) скрещиваются и сливаются воедино в такой специфически человеческой форме активности, как художественная деятельность – пятый вид деятельности.
В произведениях искусства – продуктах этой деятельности – познание и ценностное отношение, сливаясь, образуют духовную сторону сущности этих произведений, а преобразование и коммуникативность, опредмечиваясь в произведениях, формируют их материальность.
Безусловно, в практической реальности человеческая деятельность во всем ее многообразии проявляется во множестве переплетений, скрещений, наложений основных аналитически чистых видов деятельности, рассмотренных выше.
Поскольку дизайн представляет собой специфическую проектную форму творческой художественно-технической деятельности, система его функций, базируясь на структуре рассмотренных выше видов человеческой деятельности, оказывается во многом близкой системе функций искусств и в то же время – функциям инженерно-технической деятельности (в определенном аспекте).
Таким образом, в полифункциональной структуре дизайнерской деятельности отражается двойственность ее природы (объединяющей утилитарно-техническое и эстетическое начала) и многоаспектность социально-культурной сущности.
В систему взаимосвязанных функций дизайна входят следующие функции:
1) преобразовательная (конструктивно-морфологическая);
2) познавательная (гносеологическая);
3) ценностно-ориентационная (аксиологическая);
4) общения (коммуникативная);
5) социально-экономической эффективности;
6) защиты окружающей среды (экологическая);
7) адаптационная;
8) воспитательная;
9) художественная;