Гедонистическая (эстетического наслаждения).

Рассмотрим содержание каждой из них в порядке перечисления.

Преобразовательная (конструктивно-морфологическая) функция дизайнапроявляется в преобразовании предметной среды и ее компонентов (вещей, устройств, сооружений) в разных сферах человеческой деятельности благодаря использованию в процессе проектирования методов дизайна, ориентированных на удовлетворение конкретных материальных и духовных потребностей людей и формирование предметной среды как постоянно развиваемого, обновляемого и совершенствуемого мира материально-художественной культуры.

Для эффективности решения конкретных предметных задач, реализующих преобразовательную функцию дизайна, в процессе художественного конструирования техническая конструкция – «техноформа», обусловленная функционально, технологически и экономически, творчески преобразуется в «дизайн-форму» как очеловеченную конструкцию. «Дизайн-форма» (или «антропоформа») – особая организованность формы промышленного изделия с учетом человеческого фактора. Это результат достижения органического единства требований производства и потребления конкретной вещи и отражения этого единства в ее морфологической структуре и композиционно-стилевом решении.

Познавательная (гносеологическая) функция дизайна обусловливает возможность познания потребителями объективных свойств изделий (их комплектов, комплексов, среды) благодаря информативности формы, отражения в форме объектов, создаваемых по проектам дизайнеров, различных сторон их сущности, имеющих, с одной стороны, функционально-потребительское значение, а с другой – социально-культурное.

Речь идет о визуальной информативности формы, позволяющей благодаря выразительности объемно-пространственной структуры, пластического, цветофактурного и цветографического решения формы в целом и ее композиционных элементов способствовать познанию потребителем всех сторон сущности вещи: ее назначения, материала, способа изготовления, устройства, способа использования, обращения с ней, степени приспособленности к человеку в определенной ситуации и среде функционирования объекта.

Визуальная информативность формы способствует также выявлению социально-культурного смысла вещи, ориентированного на ценностные идеалы определенных групп потребителей и отражающего тенденции развития стиля.

Аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция дизайна обусловливает отражение в форме вещей, создаваемых по проектам дизайнеров, их значения для субъекта ценностного отношения. Дизайн-форма вещей отражает как общезначимые ценностные идеалы, обусловленные общественным сознанием в его развитии, так и групповые, и индивидуальные ценностные идеалы, установки и предпочтения. Собственные субъективные ценностные идеалы дизайнера также проявляются в его произведениях, наслаиваясь на моделируемые им ценностные идеалы потребителей.

Аксиологическая функция дизайна реализуется благодаря знаковости формы и ее коммуникативности – способности передачи в форме как в знаке, коде, символе определенной ценностно-ориентирующей информации.

Ценности разного социально-культурного масштаба проявляются в стилевых характеристиках вещей и предметной среды, в той или иной степени связанных с модными стандартами и объектами, отражающими актуальные ценности моды [17].

Коммуникативная функция дизайна, аточнее функция общения, состоит в способности мира вещей, предметной среды инициировать человеческое общение в процессе использования и зрительного восприятия вещей, и выражения отношения к ним, а также к среде в целом.

Это обусловлено знаково-коммуникативной сущностью вещей и их социальным символизмом, способностью быть носителями определенной утилитарной и эстетической информации и передавать эту информацию, «закодированную» художественно-образными средствами в дизайн-форме объектов.

Функция социально-экономической эффективности дизайна проявляется в решении ряда его социально-значимых задач:

− повышения социальной обоснованности и экономической эффективности производства и сбыта промышленных изделий (их реализации в сфере торговли);

− повышения эффективности потребления (эксплуатации) изделий;

− оптимизации структуры и состава ассортимента и обеспечения высокого уровня потребительских свойств промышленных изделий.

В целях обеспечения рентабельности, прибыльности промышленных и торговых предприятий в дизайн-проектировании серийной продукции машинного производства учитываются требования унификации, стандартизации, экономичности (минимизации затрат материалов, энергии, труда, эффективности использования технологического оборудования), возможности рациональной специализации и кооперации производства, а также активно предлагаются принципы использования модульных систем (как основы композиции комплексных дизайн-разработок), комбинаторики, комбинаторного агрегатирования.

Система контроля качества разрабатываемой, осваиваемой производством и выпускаемой промышленной продукции должна включать методически обоснованную практику анализа и оценки уровня потребительских свойств многих видов промышленных изделий (в первую очередь бытового назначения), осуществляемую при участии экспертов-дизайнеров. Такая практика ориентирована в том числе на повышение эффективности потребления (эксплуатации) оцениваемых изделий, а не только на повышение эффективности производства [13].

В проявлении функции социально-экономической эффективности дизайна большую роль играет также решение задач оптимизации структуры и состава ассортимента определенных групп, видов и типов продукции разных предприятий, тесно связанных с задачами достижения высокого уровня потребительских свойств изделий.

Эта функция дизайна, актуальная как для общества в целом, так и для сфер производства и сбыта продукции, может реализовываться на основе разработанной и давно апробированной отечественными дизайнерами методики формирования ассортимента промышленных изделий на базе проектно-типологического подхода к его разработке средствами дизайн-проектирования, взаимосвязанного с принципами дизайн-маркетинга.

Экологическая функция дизайна проявляется в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды и самих людей от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации, игнорирующей нередко требования экологии во имя получения сверхприбыли владельцами промышленных предприятий (за счет сокращения расходов на природоохранные мероприятия).

Востребованность дизайна в этой области общественной практики может быть реализована при существовании определенной государственной политики, подкрепленной соответствующим законодательством, и понимании целесообразности привлечения дизайнеров к разработке экологических программ, системных объектов с экологически замкнутой средой, комплектов и отдельных изделий, требующих учета экологических факторов при их производстве, сбыте и потреблении.

Внимание дизайнеров (с позиций учета экологических требований) должно быть направлено на свойства конструкционных и отделочных материалов, используемых для создания по их проектам изделий разных видов и их упаковки, тары; на свойства разных материалов, используемых при эксплуатации изделий и характер процесса производства продукции.

Экологически важной для дизайна является также проблема утилизации отходов не только производства, но и торговли и потребления всевозможной продукции, засоряющей окружающую среду. Дизайн-программы, связанные с решением проблем утилизации отходов, разнообразной тары, упаковки, использования «вторсырья», могут иметь важное социально-экономическое и экологическое значение.

Адаптационная функция дизайна проявляется в связи с решением задач приспособления человека (групп людей) к изделиям (их комплексам), предметной среде путем создания очеловеченных вещей и очеловеченной среды жизнедеятельности людей. Изделия и среда благодаря дизайну (с учетом требований эргономики, социальной психологии, эстетики) становятся «пригнанными» к человеку, приспособленными к его психологии, физиологии, антропометрическим данным, социально-культурным запросам и предпочтениям.

Адаптационная функция дизайна реализует принцип гармонизации предметной среды, понимаемой не только как формально-эстетическое единство всех элементов этой среды в соответствии с определенными эстетическими идеалами, но и как содержательно-эстетическое единство, базирующееся на принципе соответствия предметной среды и ее компонентов мере человека.

В сложном социально-культурном процессе взаимной адаптации людей и предметной среды (дизайн стремится приспособить предметное окружение к социально дифференцированному человеку, и человек добровольно или вынужденно адаптируется к тому или иному предметному окружению) целесообразно оставлять людям определенную степень свободы выбора и возможности самоорганизации ими среды своей жизнедеятельности в соответствии со своими ценностными установками и предпочтениями.

Это одно из условий эффективности проявления адаптационной функции дизайна.

Воспитательная функция дизайна реализуется в процессе и результатах решения социально значимой задачи дизайна, заключающейся в повышении культуры, развитии эстетического вкуса людей и формировании гуманистических отношений, способствующих разностороннему развитию личности.

Проявление этой функции дизайна в обществе становится возможным благодаря знаково-коммуникативной сущности вещей – произведений дизайна, культурный смысл которых опредмечен в их форме как носителе определенной системы ценностей (в том числе ценностей эстетических).

Сущность этих ценностей, образно воплощаемых дизайнерами в своих произведениях, их социально-культурная значимость, уровень прогрессивности, степень предвосхищения идеалов, запросов, предпочтений определенных групп потребителей конкретных вещей определяют векторы ценностных ориентаций людей.

От того, каких взглядов придерживается дизайнер (или стилист), какие он исповедует идеалы, каков мир его ценностей, во многом зависит и ценностное ориентирование массового потребителя, использующего и воспринимающего те или иные вещи.

Разумеется, далеко не все потребители легко поддаются внушению и безоговорочно принимают прокламируемые ценности, воплощенные в знаковости предметного мира, символизме вещей и усиленно навязываемые средствами массовой информации в процессе рекламы товаров.

Но значительное количество потребителей, склонных к конформности суждения и поведения, поддаются внушению и принимают (в той или иной степени) ту систему ценностей, которая опредмечена в вещах – произведениях дизайна или стайлинга. Такие потребители легко становятся субъектами социального регулирования массового поведения, благодаря хорошо налаженному механизму действия моды – неотъемлемому атрибуту рыночной экономики [17].

Вот почему дизайнеры должны осознавать ту меру социальной ответственности, которая лежит на их профессии, призванной активно участвовать в формировании не только материальной, но и духовной культуры общества, в воспитании людей и их ценностном ориентировании.

При этом не следует впадать в крайности: или считать всякого потребителя заведомым профаном, мало разбирающимся в вопросах красоты и пользы вещей, имеющим неразвитый эстетический вкус и поэтому подлежащим перевоспитанию на основе ценностей и идеалов, сформированных в сфере профессионального дизайна, или, наоборот, ради коммерческого успеха подлаживаться под любые, в том числе и неразвитые вкусы потребителей, эксплуатируя привычные для них стереотипы той или иной субкультуры, порождаемые масс-культурой, нередко представляющие собой невежественные и воинствующе-антигуманные проявления контркультуры и антикультуры.

Дизайнер не должен утрачивать роль лидера, воспитателя эстетического и художественного вкуса людей в сфере своей профессиональной деятельности [15].

Художественная функция дизайна, более других функций роднящая его с миром искусств, занимает особое место в системе рассматриваемых функций дизайна.

Этой функции свойственна интегративность, способность отражать сущность многих других функций дизайна как проявление содержательности художественного образа.

В форме вещи – произведения дизайна, являющейся носителем эстетической ценности, профессионально выбранным языком средств и приемов композиции «кодируется» вся художественно значимая информация как об эстетических, так и внеэстетических ценностях данного объекта, актуальных для потребителя.

В художественном образе вещи отражаются обе тесно взаимосвязанные стороны ее сущности – социально-культурная (духовно ценностная) и утилитарно-техническая. Первая формирует у субъекта впечатление красоты образности вещи, вторая – красоты рациональности, целесообразности ее формы. Гармоничная организация формы позволяет достичь ее композиционной целостности и создать впечатление красоты строения формы.

Высокая культура воплощения проектного замысла в реальной вещи, отражающая мастерство, культуру производства, приобретает особую эстетическую ценность, формируя впечатление красоты выполнения объекта [14].

Именно проявление художественной функции дизайна в решении проектных художественно осмысленных задач формирования предметной среды и ее компонентов – вещей – позволяет достичь художественной и эстетической ценности продуктов дизайна, превращая прекрасно-полезные вещи в культурные образцы, формирующие материально-художественную культуру, оказывающую влияние на развитие духовной культуры общества [15].

Художественная ценность произведений дизайна обусловливает возможность проявления последней из рассматриваемых функций – гедонистической функции.

Гедонистическая функция дизайна – функция эстетического наслаждения – выражается в способности формы произведения дизайна (как носителя эстетической и художественной ценности) вызывать у воспринимающего ее субъекта положительные эмоции, чувство наслаждения красотой вещи (или набора, комплекта, предметной среды).

Положительное эстетическое отношение может иметь разную степень выражения эмоций: от просто «нравится» до восхищения и восторга. Эстетически наслаждаться вещью можно при достаточно высокой степени восхищения.

Степень эстетического удовлетворения (и тем более наслаждения) зависит не только от объективных, визуально воспринимаемых свойств формы вещи, но и от особенностей отношения субъекта к данному объекту, обусловленного конкретной жизненной ситуацией и тем значением, культурным смыслом, которое имеет данная вещь для субъекта.

Это отношение зависит от степени соответствия оцениваемого объекта эстетическому ценностному идеалу, как общепризнанному, так и индивидуальному, обусловленному эстетическим вкусом субъекта, его эстетическими предпочтениями и общим уровнем культуры.

Может быть не оценена по достоинству эстетически совершенная вещь из-за недостаточной развитости эстетического вкуса субъекта, непонимания им сущности смысла вещи, художественного замысла автора, непривычного для данного субъекта нового композиционно-стилевого решения.

И наоборот, возможно восхищение вещью художественно бездарной, безвкусной, пошлой, но привлекательной эстетически для данного субъекта в силу совпадения его представлений о красоте подобных вещей с «модностью», «красивостью», «шикарностью», «престижностью» оцениваемой вещи.

Однако субъектная обусловленность эстетической оценки вовсе не означает тотального субъективизма в эстетических отношениях потребителей к вещам. Специфическое, особенное для данного индивида эстетическое отношение включается, как правило, в систему эстетических отношений, свойственных микро- и макрогруппам общества, а также отношений, значимых для общества в целом. Индивидуальное взаимосвязано с общим, групповым ценностным отношением и испытывает на себе его влияние [14].

Эстетическое совершенство произведений дизайна способствует гармонии отношений людей с предметным миром и друг с другом, дает радость постижения красоты, повседневно окружающей человека в разных сферах его жизнедеятельности.

Наши рекомендации