Виды и жанры изобразительного искусства. История изобразительного искусства.

Для успешного проведения бесед студенты должны знать некоторые вопросы теории изобразительного искусства. Искусство в широком смысле слова делится на:
1) временное искусство (музыка, драматургия);
2) синтетическое искусство (кино, балет);
3) пластическое искусство (пространственное, зрительное искусство): изобразительное искусство (графика, живопись, скульп­тура, архитектура, дизайн), декоративно-прикладное.

Пластическое искусство подразделяется на монументальное и станковое.^ Монументальное искусствопредставляют произведения, отличаю­щиеся большими, монументальными размерами и высоким эсте­тико-социальным значением.
В скульптуре – памятники и монументы. В живописи – роспись, фрески, мозаики и витражи.
В графике – плакаты, реклама.
^ Станковое искусство – музейное искусство, произведения, выполненные на станке.
Скульптурный станок. В живописи – на мольберте. В графике – печатный стан

Виды искусства
Архитектура (лат. arhitektura, от греч. archi – главный и tektos – строить, возводить), зодчество (зье – русск. глина, возводить) – строительное ис­кусство.
Три вида архитектуры:
1. Объемные сооружения – культовые (церкви, храмы), общественные (школы, театры, стадионы, магазины), про­мыш­ленные (заводы, фабрики) и другие здания.
2. Ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков.
3. Градостроительство – создание новых городов и реконст­руи­ро­вание старых.
Скульптура(лат. sculptura, от sculpo – вырезать, высекать, ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, в котором ху­дожник создает объемно-пространственные изображения. К скульптуре относятся произведения изобразительного искусства, созданные посредством высекания, вырезания, лепки, литья и чеканки.
Материалы: пластилин, глина, воск, дерево, гипс, камень (гранит, мрамор, известняк и т. д.), металл (бронза, чугун, железо, нержавеющая сталь).
^ По назначению скульптура бывает:
– монументальная (памятники, мемориальные ансамбли);
– станковая (музейная: статуи, портреты, жанровые сценки);
– монументально-декоративная (декоративная скульптура в садах и парках, рельефы и статуи);
– скульптура малых форм.
^ По жанрам скульптура разделяется на:
- портрет;
- жанровую (бытовую – воспроизведение различных бытовых сцен);
- анималистическую (изображение животных);
- историческую (портреты исторических лиц и исторические сцены)
^ Виды скульптуры:
Круглая, свободно размещающаяся в реальном простран­стве:
– голова; бюст; скульптурная группа.
Рельеф (в переводе с французского – приподнимать) – вид искусства, в котором объемные изобра­жения располагаются на плоскости – вид скульптуры, рассчитанный в основном на фронтальное восприятие.
Контррельеф – углубленный рельеф, применяемый для пе­чатных изображений или рассматривания на просвет.
Рельеф с углубленным контуром и выпуклой моделировкой формы применялся в Древнем Египте.
Барельеф(фр. bas-relief – низкий рельеф) – разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение (фигура, предмет, ор­намент) выступает над плоскостью менее чем на половину своего объема.
Горельеф (фр. hout-relief – высокий рельеф) – разновидность рельефа, в котором изображения (фигуры, предметы) выступают над плоскостью более чем на поло­вину своего объема, а отдельные части могут полностью отходить от плоскости.
Живопись– один из основных видов изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись-искусство цвета.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.) нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью.
Темпера – растительная краска, растертая на яичном желтке, использовалась еще в Древнем Египте (сейчас поливинилацетат­ная, синтетическая, казеиново-масляная). Темпера разводится водой и после высыхания не смывается.
Масляные краски стали использоваться с эпохи Возрожде­ния в XVI веке.
Гуашь – непрозрачные, матовые краски, плотные, разводимые водой, в состав каждой гуашевой краски входят белила, появились в средние века.
Акварель– краски на растительном клее, разводятся водой. Появились в XVI веке.
Станковая живопись – картины, написанные на холсте, бу­маге, картоне, установленных на станке-мольберте.
Монументальная живопись – большие картины на внутрен­них и наружных станах зданий (стены, потолки, колонны, столпы, опоры и т. д.), фрески, панно, роспись, мозаика.
Следует отметить и такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декоративная.
Мозаика (от лат. musiqum, буквально – посвященное му­зам) – один из видом монументального искусства. Изображения и орнаменты в мозаике составляются из кусоч­ков различных камней, стекла (смальты), кера­мики, дерева и других материалов.
Графика (от греч. grapho – пишу, рисую) – изображение на плоскости при помощи линий, штриха, контура, пятна и тона. Гра­фику называют искусством черного и белого. Однако это не исклю­чает применение в графике цвета. К графике относятся и многоцветные произведения, выполненные на бумаге: цветные гравюры, рисунки цветными карандашами, сангиной пастелью, акварелью.
Графика включает в себя рисунок и различные виды печатной графики (гравюра на дереве (ксилография), на металле (офорт), ли­ногравюра – на линолеуме, литография на камне).
По назначению графика делится на следующие виды:
– станковая – собственно рисунок;
– книжная и газетно-журнальная;
–прикладная–поздравительные открытки, кра­сочные календари, конверты к пластинкам;
– промышленная графика – этикетки на различные упа­ковки, оформление промышленных и продовольственных товаров;
– плакат (в переводе с французского – объявление, афиша) – вид графики, лако­ничное, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, сопровождаемое текстом (политические, агитационные, учебные, рекламные, экологические, спортивные, театральные, кинореклам­ные и т. д.);





– графический дизайн – шрифты и различные знаковые изо­бражения.
^ Декоративное прикладное искусство (от лат. dekoro – укра­шаю) – один из видов пластических искусств. Оно подразделяется на:
монументально-декоративное: витраж (лат. vitrum – стекло) – произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла; росписи, фрески; мозаика, декоративная, садово-парковая скульптура;
ДПИ– область декоративного искусства: создание художе­ственных изделий, имеющих практическое назначение в быту и от­личающееся декоративной однообразностью. Предметы должны быть не только удобны, но должны приносить человеку эстетиче­ское наслаждение.
Дизайн (англ. design – проектировать, конструировать, чер­тить) – процесс создания новых предметов, инструментов, оборудо­вания, формирование предметной сферы. Его цель – организация целостной эстетической среды жизни человека. Область дизайна – бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, промышленная графика, одежда, визаж, фитодизайн и т. д.
^ Жанры живописи
Портрет (фр. изображение) – изображение человека или группы людей. Кроме внешнего сходства худож­ники стремятся в портрете передать характер человека, его духов­ный мир.
Различают интимные, парадные, групповые, детские портреты.
Автопортрет – изображение художником самого себя.
Пейзаж(фр. paus – местность, родина) – изображение при­роды, видов местности, ландшафта. Пейзаж подразделяется на: сельский, городской, индустри­альный, морской и т. д.; может быть историческим, героическим, фантастическим, лирическим, эпическим.
Натюрморт(фр. nature morte – мертвая природа) – изображение неодушевленных предметов (овощи, фрукты, цветы, предметы быта, утварь, снедь, дичь, атрибуты искусства).
Батальный жанр (от фр. bataille – сражение, битва) посвя­щен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.
Исторический– посвящен историческим явлениям и собы­тиям.Очень часто эти два жанра встречаются в одном произведе­нии, образуя историко-батальный жанр.
Бытовой отражает повседневную жизнь людей, социальный и национальный уклад, нравы и быт определенного ис­торического времени.
Анималистический(от лат. animal – животное) связан с изображением животных в живописи, графике, скульптуре.
Мифологический или сказочно-былинный посвящен собы­тиям и героям, о которых рассказывают мифы, легенды, предания, сказания и сказки, былины народов мира.
Для быстрого и эффективного запоминания определений некоторых жанров живописи детям можно предложить запомнить их в стихотворной форме:
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж! Если видишь на картине
Чашку чая на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или книгу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт! Если видишь, что с картины
Смотрит кто-то на тебя:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Повар или балерина,
Или Колька, твой сосед,–
То подобная картина
Называется «портрет»!

Основная цель занятий изобразительным искусством – ду­ховное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство. В настоящее время, когда школы ра­ботают по вариативным программам, уроки изобразительного ис­кусства можно проводить по программе В.С. Кузина, когда в основу обучения берется рисование с натуры; если акцент ставится на эмо­циональное развитие школьников, в этом случае работают по про­грамме Б.М. Неменского; по методике Т.Я. Шпикаловой работают учителя, уделяющие большее внимание изучению народного искус­ства. Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственно-эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях, и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и искусстве живо воспринимаются детьми. Конечно, для того, чтобы освоить секреты педагогического мастерства, необходимы постоянное совершенствование графических, живописных, декоративных и дизайнерских умений и навыков, а также многолетняя и разнообразная практика преподавания изобразительного искусства в школе.

4. Детское художественное творчество как феномен культуры.
Процесс художественно-творческого развития состоит из следующих взаимосвязанных звеньев: 1) накопление опыта эмоционально-эстетического восприятия; 2) формирование творчества в художественных видах деятельности.
Художественное творчество должно строиться таким образом, чтобы в нем находили отражение задачи – «как эстетические, технологические, так и в области совершенствования трудовых приемов, рациональной организации рабочего места и т.д.».
Итак, под художественным творчеством следует понимать деятельность в области искусств, технологии и организации труда, направленную на создание или открытие качественно нового, ранее для данного субъекта неизвестного, посредством специфических художественно-интеллектуальных процедур.
Если рассматривать детскую деятельность с позиций объек­тивной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей - это не произведения ис­кусства, они не имеют художественной ценности. На этом основа­нии целое направление в психологии и педагогике отрицало воз­можность творчества в младшем школьном возрасте.
Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя эта­пы его развития (биогенетическая теория), только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом осно­вании, отрицалась необходимость какого бы то ни было воздейст­вия на деятельность детей, т. е. полностью отрицалась роль взрос­лого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспи­тания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятель­ности ребенка.
Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает какнепременные составные творчества.
В последние годы отчетливо обозначилась позиция безогово­рочного придания самоценности детского творчества, без снис­ходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческо­го общества. Наметился своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним призна­ется право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в лич­ности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и дет­ства); единства этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть (Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов-н/Д. 1996; Орлов А. Б. Психология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество - М.. 1988. - С. 3-10.). В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему мира взрослых только как обеспече­ние постепенного взросления детей.

Ценности мира детства, проявляющиеся в творчестве, важны и для взрослых. Это искренность, правдивость чувств, способность яркого видения образа, легкость «вхождения» в воображаемые ситуации, любознательность, открытость миру, свежесть его вос­приятия. Осознание необходимости понимать мир детства, ува­жать и сохранять его ценности, оказывать разумную помощь ре­бенку в его развитии способствовало появлению целого направ­ления в современной психологической и педагогической науке, исследующею проблему личностного развития самого педагога в процессе взаимодействия с детьми. Если принять за основу принцип единства мира детства и мира взрослости, где не может быть жестких границ, абсолютной прерывности в развитии личности, то можно сказать, что творчество как один из существенных моментов этого развития несет в себе общие черты в деятельности как детей, так и взрослых. Так как же определяется творчество в этом случае?
«...Есть основание говорить о творчестве в детском возрасте в самом полновесном значении этого понятия». Обосновывая эту позицию, Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. «В контексте проблемы развития личности получает новое освещение проблема детского творчества. Понятие творчества оказывается отнесенным не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта».
К этим универсальным творческим способностям отнесены: реализм воображения, уме­ние видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Они не присущи изначально детям и взрослым, а складываются в процес­се развития целостного детско-взрослого человеческого сообщества. Ребенок усваивает их в разных видах деятельности. Они проявляются и формируются в процессе деятельности. Процесс творческого развития детей понимается как процесс освоения этих универсальных способностей. Мера освоения может быть различной. Педагогика должна ориентироваться на развитие у детей этих способностей.
Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вы­вод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок раз­вивается как творческая личность. Детское творчество по своей сути - подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется зрелом растении, только вырастить надо.


Тема № 6.Педагогические условия художественно-эстетического развития младших школьников. Планирование и организация учебно – воспитательной работы по изобразительному искусству. Учет успеваемости.
План.
1. Педагогические условия художественно-эстетического развития младших школьников.
2.Составление календарно–тематического и поурочного планирования.
3.Учет успеваемости.
4.Особенности в рисунках младших школьников.
5.Критерии оценок работ учащихся.
Литература: См. лекцию №6.

Наши рекомендации