Урок - беседа, урок - экскурсия.
8. Нетрадиционные методы проведения уроков: групповая работа по оформлению кабинета, рекреации, вечера, огонька, дискотеки, КВН, Брей-ринг, Поле чудес, вечера встречи с народными мастерами, умельцами, организация выставок.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (План – конспект) занятия по ИЗО
Тема: Занятие № Дата
Тип урока: комбинированный
Цель: что должны выполнить ученики к концу урока
Задачи: - обучающая или учебная заключается в подаче теоретических знаний, формирование умений и навыков непосредственно на этом занятий в объеме, предусмотренном программой;
- воспитательная (планируется на раздел, тему, блок занятий, семестр, четверть, год) воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, любви к своему краю, народным промыслам и т.д., а также воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности и т.д.;
- развивающая заключается в побуждении учащихся к сравнению, анализу нового материала, его обобщению, использованию на практике; развитие памяти, мышления, воображения, творчества и т.д. Следует включать в урок анализ работа учащихся, сравнение различных изобразительных приемов, умение вычленять особенное и отличительное.
Оборудование: для педагога:
для учащихся:
Наглядные пособия:
Зрительный ряд: репродукции с произведений художников, слайды, диафильмы и т. д.
Музыкальный ряд: музыкальные произведения или их фрагменты.
Литературный ряд: литературные произведения или их фрагменты. Использование Т.С.О.
Оформление классной доски.
План урока.
1.Орг. момент. 1-2 мин.
2.Объяснение нового материала. 13 мин.
3.Самостоятельная работа. 18-20 мин.
4.Подведение итогов. 5-4 мин.
5.Уборка рабочих мест. 2-1мин.
Список используемой учебно-методической литературы: .
Тема №2. Теория художественно-эстетического образования. Формирование опыта художественной деятельности в начальной школе. Методика проведения занятий по рисованию с натуры, по памяти и представлению.
План.
1.Теория художественно-эстетического образования.
2.Специфические особенности рисования с натуры в начальных классах.
3.Правила работы карандашом и кистью.
4.Требования к моделям.
5.Изображения предметов плоской формы.
6.Сведения о наблюдательной и линейной перспективе.
7.Светотеневая моделировка предметов.
8.Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью.
Литература:
1.Беда Г.В.Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение,1989.
2.Сокольникова Н.М. Основы рисунка.- Обнинск, Изд. ТИТУЛ,1996.
3. Сокольникова Н.М.Основы живописи.- Обнинск, Изд. ТИТУЛ,1996.
4.Кузин С.В., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2.- М.:Дрофа,2000 .
5.Кузин С.В., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы. Часть 1,2.- М.:Дрофа,2000.
7.Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство в 1 классе. 2,3,4. -М.: Просвещение,2000, 2002.
1. Теория художественно-эстетического образования.
Советские ученые Ю.Б. Бореев, В.В. Ванслов, М.С. Каган, А.С. Макаренко, Н. К. Гончаров, Ф.Ф. Королев, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, М.А. Верба, И.Ф. Гончаров, Б П. Рождественский, Л.А. Волович и др.) внесли большой вклад в разработку теории художественно-эстетического образования. Прежде всего, ими определены основные понятия, на которые следует опираться при построении системы художественно-эстетического образования в школе. Предлагаем краткую их характеристику.
Художественное образование школьников— процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.
Художественное воспитание школьников — процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное образование и воспитание неотделимо от побуждения детей к художественно-творческой деятельности, к созданию эстетических, в том числе художественных, ценностей.
Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиций доступного ей понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное и другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Система художественно-эстетического воспитания в общеобразовательной школе — живой, целенаправленный, с учетом возраста учащихся организованный процесс художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей на основе совокупности современных методологических принципов.
^ Эстетическое сознание — формируемая в процессе непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, последовательно совершенствуемая в системе художественного образования и эстетического воспитания совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов. Эстетическое сознание определяющим образом влияет на восприятие, постижение, оценку ребенком окружающей действительности, на его эмоциональные переживания.
^ Эстетический идеал — социально обусловленное, с учетом возрастных особенностей формируемое представление ребенка о совершенстве, о красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
^ Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением ребенка к эстетическому предмету (произведению искусства, общественному явлению, человеку, природе), выражающееся в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку данного предмета в единстве его содержания и формы.
^ Эстетическое восприятие— способность ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эстетические переживания.
^ Эстетическое отношение — идейно-эмоциональное отношение ребенка к действительности и искусству.
Эстетическое суждение (эстетическая оценка) — опирающаяся на эстетический идеал и художественный вкус идейно-эмоциональная оценка явлений общественной жизни, природы, искусства.
^ Эстетический вкус — способность ребенка к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств.
Эстетическая потребность — формируемая в процессе эстетического воспитания потребность учащегося в общении с эстетически ценными предметами и явлениями, с произведениями искусства.
В жизни ребенка воспитывает все: убранство помещения, опрятный костюм, формы личных отношений, общение с окружающими, условия труда и развлечений. Все это либо привлекает, либо отталкивает детей. Причем особенно важно не только организовать эстетику среды, в которой живет, учится, работает, отдыхает ребенок, но и привлечь самих детей к активной деятельности по созиданию и сохранению красоты. Только в этом случае красота по-настоящему станет видна школьникам, будет чувственно осязаемой, сделает их ревностными защитниками и пропагандистами прекрасного, доброго, человечного. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, — важное условие эстетического воспитания.
^ Система эстетического воспитания учащихся начальных классов строится с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Идет ли речь о требованиях к нравственно-эстетическому идеалу, вкусу, эстетическим суждениям, которые должны быть свойственны младшему школьнику, подростку, юноше, или о характере, жанрах, критериях оценки творческой (в том числе художественно-творческой) деятельности, каждый раз оптимальное требование и решение проблемы должно быть соотнесено с возрастными возможностями ребенка.
Эффективность системы эстетического воспитания во многом определяется конкретно-методическими принципами, на основе которых осуществляется художественное образование. Эти принципы можно было бы определить так: 1) формирование нравственно-эстетического, идейно-нравственного, мировоззренческого облика учащихся начальных классов должно осуществляться на основе и в процессе усвоения духовно-эстетического и идейно-художественного богатства, содержащегося в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства, 2) постижение языка искусства, литературоведческая и искусствоведческая подготовка школьников, как условие проникновения в идейно-художественное богатство изучаемых произведений, 3) обязательные классные, факультативные, кружковые и иные внеклассные и внешкольные занятия по искусству, призванных обеспечить школьников ЗУНами, сформировать их интерес и любовь к искусству, разносторонние духовные потребности; 4) в процессе освоения искусства и науки об искусстве должно осуществляться развитие таких психических качеств личности, как воображение, образное мышление, фантазия, эмоциональная отзывчивость, и т.д.
2. Специфические особенности рисования с натуры в начальных классах. Рисование с натуры является одним из основных, важнейших видов учебной деятельности в изобразительном искусстве. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунка, но и в деле общего развития учащихся. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Рисование с натуры формирует опыт художественной деятельности младших школьников. Изображаемый предмет в начальной школе предлагается с одной фиксированной точки зрения.
Сознание 6-7-летнего ребенка и его психологическое развитие не подготовлено к восприятию натуры, как мы взрослые это понимаем. Ребенок, имея перед собой натуру, в большинстве случаев рисует ее чаще всего по памяти и представлению, т. е. изображает предмет с наиболее характерной стороны со всеми существенными его признаками. Я говорю слово «яблоко», а вы изобразите его. У большинства из вас это яблоко большое, красное или зеленое, обязательно с листочком, потому что в вашей памяти с детства осталось воспоминание о красивом и большом яблоке, принесенном вам когда-то в подарок.
Поэтому рисование с натуры в 1 классе мы называем рисование с натуры по памяти и представлению.
Действительными навыками рисования с натуры дети и овладевают постепенно в течение первого и второго годов обучения, а осознанное зрительное изображение, как правило, начинает формироваться лишь к концу второго года обучения.
В рисование с натуры, по памяти и представлению входят:
графика- рисование карандашом, простым и цветным, пастелью, углем, тушью и т. д.
живопись- работа акварельными и гуашевыми красками.
Занятия могут быть длительными 1-2 часа или кратковременными 7-15 минут (наброски).
В 7-8-летнем возрасте у детей очень хорошо развита подражательная способность. Это дает учителю мощное средство обучения, без которого рисование в начальных классах немыслимо - это показательное рисование и педагогический рисунок на доске. Учитель каждый урок должен быть готовым, чтобы смело и решительно владеть тем материалом, работу которого ему надо показать, причем он обязан пользоваться теми средствами и приемами, которыми работают ученики.
Методика проведения занятий особенно в 1 классе, да и во всех остальных строится по принципу «делай как я». Как держать кисть, карандаш, смешивать краски и т.д., все учитель должен показать. Показ должен сопровождаться словесным объяснением учителя.
Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, богатство цветовых оттенков, тем самым развивая эстетическое восприятие мира.
Правила работы карандашом.
Для заточки карандашей лучше применять острый перочинный нож или скальпель. Срезайте больше дерева, чтобы графитный стержень выступал не менее чем на 1см. Для быстрого наброска карандаш берется, как палка, всеми пальцами.
Для прорисовки контура и мелких деталей карандаш берется как ручка, но заточенный конец выдвигается вперед.
При штриховке карандаш держится так же, как и в предыдущем случае, но ближе к отточенному концу, причем пальцы поджаты, а мизинец упирается в плоскость листа, чтобы не размазывалась штриховка.
Правила работы акварельными красками
Нельзя: – оставлять кисти в воде в вертикальном положении: от этого волоски загибаются и ломаются;
– сильно нажимать на кисть при работе.
^ Во время работы необходимо:
– следить за чистотой кисти, периодически промывая ее, и стряхивая, чтобы образовалось острие;
– краску из баночек, коробочек, ванночек брать чистой кистью, гуашь можно выкладывать на палитру деревянной палочкой;
– краски смешивать на палитре (листе бумаги, керамической или пластмассовой плитке);
– хлопчатобумажной тряпочкой убирать с кисти лишнюю воду и краску; во время работы ее держат в левой руке.
4.Требоване к моделям.
Основное требование к моделям на уроках изобразительного искусства - это хорошая видимость.
Модели, предметы постановок могут быть:
Индивидуальными и лежать на каждой парте (листья, фрукты, овощи, ветки, игрушки).
Групповыми - 2,3 в классе.
Общими - одна постановка в классе.
Предметы, демонстрируемые на доске, должны быть закреплены на белой или тонированной бумаге, или серой ткани, т.к. на нейтральном или контрастном фоне четко видны контуры предметов и ярче выделяются объем и цвет.